Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика самостоятельной работы над книгой




В наше время книга - основной источник знаний, важное средство человеческого общения. С первого класса школьники читают ее, изучают.

Умение работать с книгой, культура чтения, стремление к ней тесно связаны с развитием человека, его обучения

Некоторые условия организации работы с учебником

  • работа с учебником необходимо тщательно планировать, считая ее, одним из видов самостоятельной деятельности школьников
  • Действиями учеников нужно четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие упражнения выполнять после прочтения пункта и т.п.
  • Работа с учебником не должна занимать все время урока Она разумно сочетается с другими видами учебной работы
  • Нецелесообразно заучивать наизусть прочитанное. Важно выделить главную идею каждого абзаца или составить план прочитанного
  • Необходимо уметь использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: анализ рисунка, рассказ по картинкам, чтение и анализ графиков
  • Необходимо целенаправленно работать с теми вопросами, которые есть в учебниках в конце параграфа
  • Работа с учебником необходимо использовать на всех этапах занятия.
  • Составление различных планов текста: простых, развернутых, устных, письменных, которые складываются в виде вопросов, цитат, тезисов
  • Обобщение и систематизация знаний
  • Работа с первоисточниками; внеклассное чтение

В процессе самостоятельной работы с книгой можно индивидуализировать процесс чтения: учащимся с различными учебными возможностями можно дать задания разного уровня самостоятельности

Хорошие результаты дает рецензирования книги, журнальной или газетной статьи, радио-или телепередачи.

 

Сущность быстрого чтения.

Быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами, значительно ускоряющими процесс чтения при достаточно полном понимании прочитанного текста. Быстрое чтение - не поверхностное чтение "по диагонали", как его иногда ошибочно трактуют те, кто не знаком с его сущностью и механизмом, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе и в результате которого читатель анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания.

Профессиональные (научные, технические, экономические и др.) тексты строятся, как правило, по законам логики. Методы быстрого чтения потому и обеспечивают высококачественное усвоение прочитанного, что используют эти законы при извлечении смысловой информации из исходного текста. Быстрое чтение при высоком уровне его освоения частично переходит в углубленное чтение.

 

Шесть правил быстрого чтения.

Правило 1. Текст любой трудности надо читать один раз, не возвращаясь глазами назад, то есть читать без регрессий. Конечно, возвращение к тексту необходимо для осмысления прочитанного и для развития своей мысли. Но только после первого чтения без регрессий.

Правило 2. Одна из причин, побуждающих нас к чтению - это получение информации. Для этого желательно заранее знать, что именно Вы ищете в каждом смысловом отрезке текста. Для удобства можно воспользоваться интегральным алгоритмом чтения статьи:

• название;

• автор;

• источник и его данные;

• проблема;

• извлечение фактов для их дальнейшего осмысления;

• особенности излагаемого материала и критика;

• новизна.

Правило 3. Для осмысления прочитанного воспользуйтесь дифференциальным алгоритмом чтения. Он состоит из 3 блоков: ключевые слова, смысловые ряды и доминанта. Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они передают состояние предмета. Обозначают действие или признак предмета. Их можно подчеркивать простым карандашом. Из ключевых слов строятся смысловые ряды, которые позволяют в сжатом виде понять содержание абзаца. Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей в результате осмысления полученной информации.

Правило 4. Главный враг быстрого чтения - это артикуляция. Чтение без артикуляции позволяет изменить процесс переработки информации. Совершено иначе происходит процесс понимания и запоминания информации. Чтению без артикуляции способствует выстукивание ритма рукой. Детей достаточно приучить читать, прижав указательный палец к губам.

Правило 5. Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Это позволит быстрее находить нужную информацию в тексте. Упражнения по таблицам Шульте помогут его совершенствовать.

Правило 6. Катализатором чтения является внимание. Его отсутствие мешает читать без регрессий. Внимание характеризуют пять показателей: концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Устойчивое внимание отличает людей, увлеченных своим делом, умеющих отвлечься от постороннего. Умение быстро переключаться с одного вида работы на другой помогает быстро ориентироваться в читаемом тексте. На практике объем внимания характеризуется числом предметов, который человек может воспринять при быстром предъявлении. Важно тренировать свое внимание.

Правило 7. Обучение быстрому чтению осуществляется благодаря памяти. Оказывается, что материал не просто хранится в мозге, а перерабатывается или забывается.

 

Приемы улучшения памяти.

Память представляет собой совокупность процессов по запечатлению, сохранению и воспроизведению информации. Чтобы сделать память более эффективной, следует знать и применять в обучении закономерности ее развития.

Надежное запоминание достигается при использовании эмоционального компонента. Нам свойственно надолго запоминать те события и явления жизни, которые затронули наши чувства, оставили эмоциональный отклик. Поэтому нужно стараться использовать при запоминании материала образы, несущие эмоциональную окраску.

Лучше запоминается материал, подаваемый в виде ярких образов, сравнений, ассоциативных рядов.

Привязывайте запоминаемый материал к целям деятельности. Механическое заучивание следует заменять действиями с рисованием, ведением записей, манипулированием предметами.

Улучшает процесс запоминания воспитание сознательного контроля. Участие сознания воспитывает способность к произвольному оперированию образами, делая память независимой от случайных факторов.

Порядок представления материала для запоминания должен быть разнообразным. Достигается это, например, чередованием заучиваемых предметов. Так, после литературы следуют точные науки, потом русский язык и т.д. Этот принцип должен использоваться учениками и при выполнении домашнего задания.

 

37.Приемы улучшения мышления.

Под мышлением понимаются психические процессы, обеспечивающие установление существенных связей между предметами и явлениями действительности. Мышление тесно связано с речевой функцией.

Несмотря на наличие индивидуальных особенностей мышления, существуют общие приемы развития этой познавательной функции. Эти приемы требуют систематического выполнения различных заданий и упражнений, своеобразной «мыслительной гимнастики».

Активизирует мышление способность самостоятельно ставить задачу и стремление найти решение (т. е. мотивация). Особенно ценна для развития мышления привычка анализировать информацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

· Умение сформулировать вопрос — первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности.

· Второй шаг — анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор из них верного.

· Третий шаг — проверка правильности решения.

На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмоциональное состояние. Известно, что высокий уровень волнения приводит к ухудшению работы мысли. Самые распространенные барьеры в развитии мышления — это отсутствие мотивации («Мне это не надо»); отказ от активной мыслительной работы в связи с неуверенностью («У меня это все равно не получится») и склонностью некритично относиться к авторитетам («Маша отличница, поэтому ее решение задачи правильнее моего»).

Пример. Приёмы развития мыслительных операций

  • Упражнения, направленные на развитие умения классифицировать слова по определенному признаку и обобщать. Примеры слов: туфли, ель, трамвай, суп, ночь, снег, сапоги, радость, земляника, салат, дождь, гнев, утро, самолет и т.д. (как видим, данные слова можно объединить по группам, которые обобщенно называют: обувь, пища, явления природы, части суток, эмоции, транспорт, растения).
  • Для развития операций анализа и синтеза можно использовать упражнения «Найди как можно общего и различного в понятиях». Например: хлеб и масло; нос и глаза; яблоко и земляника; часы и градусник; кит и лев; эхо и зеркало; флаг и гимн, корова и заяц и т.д.

Механизмы развития речи.

Речь – это сложная психическая деятельность, в основе которой лежит практическое владение данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.

Речь (речевая деятельность) – это один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

Важнейшим механизмом речевой деятельности является механизм осмысления (осмысления речи). Этот механизм обеспечивает мыслительный анализ как содержательной стороны речи так и ее структурной организации и языкового оформления. Осмыслению в первую очередь подлежит предмет речи (отображаемый в речевой деятельности фрагмент, явление, событие окружающей действительности). На основе этого механизма в полной мере осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности (например, комплексный всесторонний анализ ситуации речевого общения). Благодаря работе этого механизма осуществляется контроль за протеканием речевой деятельности и ее результатами.

Не менее важную роль в реализации речевой деятельности играет и «мнестический механизм», в т. ч. механизм речевой памяти. Примером могут служить процессы актуализации и адекватного использования в речевых высказываниях активного словаря.

Не меньшую роль в реализации речевой деятельности играют и процессы кратковременной оперативной памяти.

Таким образом, речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного механизма. Процессы осмысления, удержания в памяти, опережающего отражения служат теми внутренними механизмами, при помощи которых в свою очередь осуществляется действие основного операционного механизма речи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...