Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.




 

Конструирование из корнеплодов. Воспитатель учит детей замечать и рассматривать корнеплоды необычной формы; видеть в них основу будущей поделки; использовать основные приемы построения обра­за способом «опредмечивания» — увидеть образ и назвать его: «На что это похоже? Кто бы это мог быть? Похожа эта картошка на мыш­ку? Или на ежика? А если перевернуть картошку? На что она похожа теперь?» И т. д. Затем педагог в совместной деятельности с детьми учит их «достраивать» образ — добавлять дополнительные детали (глазки, нос, хвост и т. п.), используя ботву, корни, семечки, шишки и другой природный материал. Особое внимание на первых этапах пе­дагог уделяет формированию у детей интереса к такому виду констру­ирования, выполняя вначале большую часть работы самостоятельно, лишь демонстрируя детям возможности создания образа. Привлекает родителей к выполнению такой работы с детьми дома.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Зина, коза и заяц»

Задачи. Подводить детей к составлению текста-повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, рассуждать. Активизиро­вать прилагательные. Формировать представление о словесном составе предложения. Развивать фонематическое восприятие. Уточнять и закреплять правильное произношение свистящих зву­ков.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки: кукла, коза, заяц, морковка, капуста, корзина. Картинки: заяц, замок, зонт, зебра, зеркало, забор, корзина, обезьяна. Наборное полотно.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение Валентина Берестова «Коза»:

В дверь вошло животное До того голодное: Съело веник и метлу, Съело коврик на полу, Занавеску на окне И картину на стене, Со стола слизнуло справку И опять пошло на травку1.

Воспитатель спрашивает детей, что же это за голодное живот­ное? Почему они так думают? Выслушивает догадки и рассуж­дения детей. При необходимости подсказывает, что у этого жи­вотного есть рога и борода, оно дает молоко, его нельзя пускать в огород. Воспитатель демонстрирует игрушку-козу, словесно опи­сывает ее:

—Это коза. Вспомните, что любит есть коза? (Травку, капусту,
морковку)

—Кто еще любит забегать в огород полакомиться капустой и мор­
ковкой? (Заяц)

Воспитатель демонстрирует игрушку-зайца, описывает его, при­влекая к этому и детей. Затем педагог достает куклу Зину с корзиной. Рассказывает и разыгрывает историю с этими игрушками: «Это кукла Зина. У Зины —.огород. Растут в огороде капуста и морковь. Как-то раз пришла Зина в огород и обнаружила там зайку и козу.

—Здравствуй, зайка!

—Здравствуй, коза!

—Здравствуй, Зина!

—Приходите ко мне в гости, угощу вас салатом из овощей.

1 Берестов В. Жаворонок. — М.: Детская литература, 1988. С. 15.


— А будет там сочный капустный лист? — спросила коза.

— А будет там хрустящая морковка? — спросил заяц.

— Будет вам и морковка, и капуста, — ответила Зина.

Очень понравился зверюшкам салат из морковки с капустой. Зай­ка и козочка сказали: «Спасибо, Зина. До свиданья».

Педагог спрашивает у детей, понравилась ли им эта история, кто хочет сам ее рассказать и показать. Выслушивает желающих. Воспи­татель дает возможность детям самостоятельно разыграть ролевой диалог без подсказок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно связал 2—3 предложения.

Затем дети встают в круг, передают друг другу корзинку и пов­торяют за педагогом скороговорку: «У куклы Зины в корзинке кар­тинки».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, которые принесла в корзине Зина. Названную картинку выставляют на на­борное полотно. Картинки: заяц, замок, зонт, забор, зебра, зеркало, корзина, обезьяна. Дети хором называют картинки, интонационно выделяя звуки «з», «зь».

Далее воспитатель организует игру на внимание: «Если услышите в названии картинки звук «з» — хлопните в ладоши, если звук «зь» — поднесите палец ко рту», — говорит воспитатель. Называются враз­бивку слова-названия картинок. Слова повторяются 2—3 раза.

В завершение организуется игра «Живые слова». Дети, которым присвоили слова, встают в соответствующем порядке и «составляют» предложения:

ЗАЯЦ БАРАБАНИТ.

БАРАБАНИТ ЗАЯЦ.

БАРАБАНИТ ЗАЯЦ ЛОВКО.

Ребенку, который обозначает слово «заяц» можно дать в руки иг­рушку зайца.

Далее педагог читает стихотворение Валентина Берестова «Заяц-барабанщик»:

За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: — Барабанить не стану! Нет настроения. Нет обстановки. Нет подготовки. Не вижу морковки1.

Затем дети «угощают» зайца морковкой, он барабанит, а дети хло­пают в ладоши в такт.

Берестов В. Жаворонок. — М.: Детская литература, 1988. С. 56.


ЛЕПКА «Грядки с капусткой и морковкой»

Задачи. Учить лепить морковку и капусту, передавая форму и ха­рактерные особенности овощей: морковка в форме конуса с кудря­вым хвостиком, капуста из пластилиновой ленты, свернутой в вилок (в форме бутона или розана). Уточнить представление о хорошо зна­комых овощах. Вызвать желание лепить по мотивам литературных произведений и включать лепные образы в игры-драматизации. Раз­вивать творческое воображение.

Предварительная работа. Загадывание и отгадывание загадок, рас­сматривание овощей, беседа об овощах, кто какие овощи любит (на занятии по ознакомлению с природой).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин оранжевого и зеленого цвета, бруски пластилина черного или коричневого цвета (для грядок), стеки, салфетки влажные и сухие; овощи (настоящие или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде моркови и капусты. Заяц (мягкая игрушка).

Содержание образовательной деятельности. В начале занятия от имени игрушечного зайца педагог спрашивает детей: «Понрави­лась вам история о кролике Питере, которую мы читали накануне? Вспомните, что росло на огороде и чем лакомился кролик Питер». (Редиска, капуста, фасоль, морковка, петрушка). Воспитатель вы­ставляет капусту и морковку (настоящие или муляжи). Предлагает детям слепить их, чтобы угостить кролика Питера.

Сначала она предлагает вместе с ней слепить вилки капусты; по­казывает и объясняет каждое последующее действие, а дети лепят па­раллельно с ней, осваивая новый прием лепки:

— берем пластилин зеленого цвета;

— катаем столбик, сплющиваем в ленту и прищипываем по краю,
чтобы получилась волнистая оборочка;

— сворачиваем ленту в бутон, чтобы получился пышный вилок
капусты.

Затем воспитатель предлагает детям посадить капусту на «гряд­ки» — бруски пластилина черного или коричневого цвета. (Дети могут объединиться в пары и лепить одну грядку на двоих. Можно показать детям способ получения мраморной окраски пластилина — смешать в одном комочке 2—3 цвета, например: зеленый и желтый; зеленый, белый и синий.)

Далее воспитатель спрашивает детей, как они будут лепить мор­ковку. Уточняет и обобщает разные предложения, показывает и од­новременно комментирует рациональный способ лепки:


—берем пластилин оранжевого (или красного) цвета;

—раскатываем морковку (конус) в ладошках так, будто катаем
столбик (колбаску), но сильнее сжимаем ладошки с одной стороны,
чтобы получился узкий тонкий кончик;

—отдельно лепим хвостик — соединяем в пучок несколько тонких
зеленых столбиков разной длины и слегка скручиваем, чтобы хвостик
стал кудрявым.

Воспитатель просит детей показать, как они будут катать мор­ковку в ладошках, сильнее сжимая с одной стороны. Дети пока­зывают (без пластилина), воспитатель проверяет, как дети поняли технику лепки; в случае необходимости, поправляет положение ла­дошек. Спрашивает детей, как морковка будет расти на «грядках» (брусках пластилина), ведь она сидит в земле, и снаружи виден только хвостик, напоминает загадку: «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Дети предлагают разные варианты, педагог подде­рживает, уточняет «находки» детей и советует применить тот спо­соб, который больше всего понравился: 1) прижать морковку узким концом к грядке, чтобы она слегка сплющилась и крепко держа­лась; 2) вдавить ямку карандашом или вырезать стекой и поместить туда морковку.

Дети начинают лепить морковку и размещать на грядках.

В конце занятия воспитатель от имени игрушки-зайца хвалит де­тские работы и говорит, что они очень понравились бы его другу — кролику Питеру, и ему не пришлось бы больше лазить на огород к мистеру Макгрегору.

Последующая работа. Оформление огорода с грядками, на кото­рых выросли капустка и морковка.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №2

Задачи. Упражнять детей в преобразовании неравенства количес­твенных групп в их равенство двумя способами; учить определять форму предметов (визуально и на ощупь): круг, квадрат, треугольник; формировать произвольное внимание.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: наборное полотно, магнитная доска или фланелеграф; 5 карти­нок с изображением красного яблока и 5 картинок с изображением зеленого. (Предмет на картинке может быть иным.) Квадратный лист (со стороной 35—40 см) плотной бумаги или картона, на кото­ром нарисован или наклеен бумажный домик: крыша — треугольник, окно — круг, стена — квадрат.

Раздаточный материал: счетные карточки с двумя полосками; кружки двух цветов по 5 штук каждого; квадрат со стороной 6 см, треугольник с основанием 6 см и сторонами по 5 см, круг диаметром 3-4 см.

Содержание образовательной деятельности. На доске у воспитателя выставлены два ряда картинок. В верхнем ряду 5 картинок, с изобра­жением красного яблока, в нижнем — пять зеленых яблок. Картинки лежат попарно: одна под другой с одинаковым интервалом. Воспита­тель обращается к детям: «Что вы видите на доске?» Дети: «Яблоки. Красные и зеленые». Воспитатель: «Я тоже вижу яблоки, и мне ка­жется, что зеленых больше. Я права»? Дети, глядя на доску, отвечают, что и тех и других «яблок» поровну.

Воспитатель предлагает проверить это: подходит к доске и, дотра­гиваясь вначале до красного яблока, а затем до зеленого, показывает, что у каждого яблока есть пара другого цвета. «Да, вы правы: красных и зеленых яблок поровну», — говорит воспитатель.

Затем она просит детей закрыть глаза и убирает красное ябло­ко. Дети, открыв глаза, видят, что зеленых яблок больше, а красных меньше.

Воспитатель вновь просит закрыть глаза и убирает зеленое ябло­ко. Дети открывают глаза и определяют, что теперь красных и зеле­ных яблок поровну.

На столе у каждого ребенка карточки с двумя полосками и кружки Двух цветов по пять штук каждого цвета. Воспитатель просит детей положить на верхнюю полоску все зеленые кружки. Дети выполня­ют это. Затем воспитатель просит положить на нижнюю полоску все красные кружки, обращая внимание детей на расположение карти­нок с яблоками на доске. Дети кладут на нижнюю полоску красные кружки в точном соответствии с расположением зеленых: один под Другим с соблюдением интервалов между ними. Воспитатель: «А те-


 




перь скажите, каких кружков больше, каких меньше. А может быть их поровну?» Дети: «Зеленых и красных кружков поровну». Воспитатель просит убрать один зеленый кружок. Дети убирают и говорят, что те­перь зеленых кружков меньше, а красных больше. Воспитатель каж­дый раз следит за тем, чтобы дети называли обе зависимости: одних больше, а других меньше.

Затем воспитатель просит убрать красный кружок и спрашивает, сколько же теперь ребята видят кружков на своих карточках: каких больше, каких меньше, а может быть их поровну? Ребята отвечают, что зеленых и красных кружков опять поровну.

Воспитатель удивляется: «Как интересно! Ведь только что зеленых кружков было меньше, стало поровну, хотя вы зеленый кружок на карточку не возвращали. Как же могло так получиться, что зеленых и красных кружков стало поровну?» Дети: «Мы убрали один красный кружок».

Воспитатель снова просит убрать один зеленый кружок и задавая те же вопросы, что и с первым зеленым кружком. То же самое пов­торяется со следующим красным кружком и так до тех пор, пока не останется один красный и один зеленый кружок.

Воспитатель: «Что же вы делали с кружками, чтобы их стано­вилось поровну? По-моему, вы не возвращали кружок на прежнее место, как мы делали раньше?» Дети: «Мы все время убирали по одному кружку, когда было не поровну, и получалось поровну».

Воспитатель делает вывод: «Значит, чтобы было поровну, можно возвращать убранный кружок на прежнее место, а можно убирать каждый раз оттуда, где больше?» Ребята соглашаются.

Далее проводится игра «Замри» (для уточнения правил см. занятие №1).

На столах у детей квадраты, треугольники, круги. Воспитатель просит детей показать круг. Дети выбирают из лежащих на столе предметов круг и показывают воспитателю. Только после этого вос­питатель показывает свой круг. Дети, для которых задание оказалось трудным, могут выбрать из лежащих перед ними форм нужную, под­ражая воспитателю. Воспитатель обводит круг пальцем по окружнос­ти и предлагает детям сделать так же.

Дети кладут палец на верхнюю часть внешней стороны круга, и палец свободно движется вниз по окружности, потом вверх. Ничто не мешает, углов нет. Воспитатель еще раз вместе с детьми повторяет это движение. Затем воспитатель просит детей найти и показать квадрат. Дети показывают квадрат друг другу и воспитателю. Воспитатель по­казывает свой квадрат. Дети сравнивают и убеждаются, что их выбор сделан правильно.

Воспитатель предлагает детям поставить пальчик на верхнюю часть квадрата. Сама делает то же самое, и все вместе начинают дви­жение по сторонам квадрата. Чтобы показать разницу между кругом и квадратом, воспитатель, проводя рукой по одной стороне квадрата,


делает остановку в движении, сопровождая это каким-нибудь междо­метием, например, «Ой!»

Перед тем, как перейти к обследованию треугольника, воспита­тель вновь возвращается к кругу: «Возьмите круг. Обследуйте его так же как мы это делали». Сама делает то же самое. Затем просит найти и показать всем треугольник. Дети выполняют. Воспитатель показы­вает свой. Дети сверяют фигуры, убеждаясь в правильности выбора или исправляя свою ошибку.

Теперь воспитатель предлагает обследовать треугольник и ставит палец на вершину треугольника. Воспитатель ведет пальцем по сто­роне, основанию и другой стороне треугольника. Это движение вос­питатель повторяет с детьми два-три раза.

Затем воспитатель вывешивает на доске квадратный лист плотной бумаги или картона, на котором изображен домик с круглым окном. Воспитатель приглашает двух детей выйти к доске. А сама обращает­ся к детям, сидящим за столами: «Давайте попросим (имена детей) показать нам разные формы: круг, квадрат, треугольник».

Дети вместе с воспитателем просят: «Покажите, пожалуйс­та, круг». Дети у доски дотрагиваются руками до круга. Воспита­тель интересуется: «А что это на нашем домике?» Дети отвечают: «Окно».

Подобным образом воспитатель и дети задают вопросы стоящим у доски и определяют, какой предмет в домике имеет названную форму. Поскольку домик изображен на квадратном листе бумаги, воспитатель может выяснить для себя, насколько сообразительны ее воспитанники. Для этого она предлагает детям еще раз внима­тельно посмотреть на картинку, а сама, подойдя к доске, обводит рукой все предметы: части домика и лист бумаги, на котором он размещен.

—Сколько вы видите кружков? (Один.)

—А треугольников? (Один.)

—А сколько вы видите квадратов?
Дети, скорее всего, скажут, что он один.

Тогда воспитатель просит желающего показать квадрат на картин­ке и спрашивает: «А больше ты не видишь тут квадратов?»

Воспитатель обращается ко всем детям с тем же вопросом. Если дети не заметят, воспитатель подходит к доске, обводит каждую из форм, а потом обводит рукой лист бумаги (большой квадрат) и опять спрашивает:

«Сколько квадратов на доске вы видите?»

Если дети не скажут и на этот раз, выяснение истины надо оста­вить на «потом».

Примечание. Если объем дел, предложенный в занятии, покажет­ся воспитателю чрезмерным для детей его группы, он может ту или иную часть занятия перенести на последующие.


АППЛИКАЦИЯ

«Заюшкин огород»

Задачи. Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку — способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту — способом обрыв­ной и накладной аппликации. Вызывать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувс­тво формы и композиции. Воспитывать интерес к совместной работе.

Предварительная работа. Рассматривание и обследование овощей (реальных или качественных муляжей); лепка капусты и морковки на предыдущем занятии.

Материалы, инструменты, оборудование. Заяц (мягкая игрушка). Бумажные прямоугольники оранжевого цвета для вырезания мор­кови, бумажные овалы темно-зеленого цвета и квадраты светло-зе­леного цвета для изображения вилков капусты; незавершенная ком­позиция «Заюшкин огород» (см. рисунок), ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки. Морковь и капуста — настоящие плоды или качественные муляжи для демонс­трации на занятии.

Опорные схемы для планирования работы детьми:

«морковка»: прямоугольник оранжевого цвета, разрезанный на
два треугольника, к одному из которых приклеен хвостик из рваных
кусочков бумаги зеленого цвета;

— «капустка»: овал темно-зеленого цвета и квадрат светло-зелено­
го цвета, разорванный на кусочки; два-три из которых приклеены на
овал — вилок капусты.

Содержание образовательной деятельности. В гости к детям при­ходит игрушка-заяц и предлагает послушать одну историю. Педагог читает стихотворение Г. Лагздынь «Баиньки, заиньки»:

—Баиньки,баиньки,
Где трудились, заиньки?

—Мы пололи грядки,
Все теперь в порядке:
Где морковка, ой беда!
Процветает лебеда!

—Баиньки, баиньки!
Где играли, заиньки?

—Мы играли в прятки,
Все теперь в порядке:
Где капусты кочешки,
Там остались корешки!


 

—Баиньки, баиньки!
Где гуляли, заиньки?

—Мы сегодня не гуляли,
Нам за что-то уши драли.

—Заиньки, заиньки!
Спать ложитесь, баиньки...'

От имени игрушечного зайца воспитатель спрашивает детей, что произошло на огороде и почему зайцев драли за уши. Воспитатель предлагает порадовать зайчат — сделать для них много вкусной мор­ковки и капустки. Она показывает детям незавершенную компози­цию «Заюшкин огород». Обращает внимание детей на подготовлен­ные материалы и спрашивает, из чего будем вырезать морковку. Дети находят у себя на столах и показывают бумажные прямоугольники оранжевого цвета.

Воспитатель берет свой оранжевый прямоугольник, разрезает его по диагонали на два треугольника и закругляет на них уголки, чтобы получились две морковки.

Затем берет бумажный овал темно-зеленого цвета и квадрат свет­ло-зеленого; разрывает квадрат на кусочки, слегка сминает и при­клеивает на овал, изображая вилок капусты: «листья» приклеивает не всплошную (наглухо), а лишь нижней частью и слегка накладывает друг на друга. Из остатков зеленой бумаги делает пышный хвостик для морковки.

Размещает аппликативную морковку и капустку на незавершен­ной композиции «Заюшкин огород». См. рисунок. Предлагает детям полюбоваться. Говорит, что зайчата очень обрадовались и ждут не дождутся, когда же все дети приготовят им угощение.

Педагог уточняет задачу: вырезать две морковки из оранжевого прямоугольника (показывает заготовку и жестом напоминает на­правление линии разреза — по диагонали) и сложить вилок капуст -

1 Лагздынь Г.Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для ро­дителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С.28.



ки на бумажном овале (показывает) из рваных «листьев (показывает квадрат и надрывает уголок). Выставляет опорные схемы для обуче­ния детей планированию работы.

Дети действуют самостоятельно. Педагог поддерживает и поощ­ряет оригинальные находки способов создания выразительных обра­зов, помогает затрудняющимся детям.

По мере готовности дети переносят свои морковки и капустку на «Заюшкин огород», воспитатель помогает распределить их на грядках и приклеить так, чтобы все поместилось, и было красиво. В конце занятия игрушечный заяц радуется вместе с детьми, какой красивый и «вкусный» огород у них получился.

Последующая работа. Завершение оформления коллективной композиции «Заюшкин огород».

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Сад и огород»

Задачи. Закрепить представления детей о том, что растет в саду и огороде, об использовании овощей и фруктов человеком. Продол­жать знакомить с русскими народными традициями на примере праз­дника «Капустник».

Предварительная работа. Воспитатель на глазах у детей готовит все необходимое для проведения опыта с красной капустой — нарезает ее, заливает кипятком и дает настояться для получения фиолетового раствора.

Материалы, инструменты, оборудование. Два небольших кочана капусты, овощи — свекла, картошка, морковка, репка, огурец; фрук­ты — яблоко, слива, груша.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям послушать загадку:

Стоит Матрешка На одной ножке, Закутана, Запутана.

(Капуста)

Спрашивает их, о чем говорится в этой загадке и почему они так думают. Показывает детям кочан капусты, разрезает пополам и пред­лагает внимательно рассмотреть его, назвать, что они видят. Затем читает стихотворение Ю. Есакова:


Капусты рост Совсем не прост: Он очень интересен. Взгляни, как выглядит вилок Капусты на разрезе. Как плотно лист к листу лежит, Точь-в-точь страницы в книжке, А держит вместе все листы Капусты кочерыжка.

Педагог на глазах у детей аккуратно снимает листья с небольшого вилка капусты. Предлагает их разложить по величине, внимательно рассмотреть кочерыжку и место прикрепления листов к кочерыжке, спрашивает, похожа ли капуста на дерево (или нет) и чем. Предлагает послушать еще одно стихотворение про капусту:

Капуста медленно растет, Листок к листочку прибавляет И в крепкий их вилок свивает. Но вот и осень наступает. Теперь красавцы-кочаны Плотны, как камни-валуны, Как снег белы и холодны. Наверно, сказочно вкусны. Я знаю, скоро скажет мать: «Пора капусту убирать». Готов бежать за ней вприпрыжку — Люблю капусты кочерыжку!1

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они капустную коче­рыжку, что можно приготовить из капусты. Вместе с детьми называет эти блюда: салат, суп, тушеная, квашеная капуста, пироги с капустой и т.д. Педагог обращает внимание детей на то, что суп из капусты име­ет свое название — щи. Рассказывает, что щи раньше были, наверное, самой любимой едой, поэтому говорили: «Где щи, тут и нас ищи».

Воспитатель говорит детям, что из некоторых овощей делают соки, вспоминает вместе с ними, какие овощные соки они знают (морковный, тыквенный, свекольный и др.), какого они цвета (оран­жевого, желтого, б'ордового и т. д.). Затем рассказывает детям, что сок краснокочанной капусты необычный, он может менять свой цвет. Педагог разливает полученный заранее раствор в несколько стаканов или баночек. Добавляет к раствору что-то кислое (например, сок ли­мона); щелочь (соду), другие жидкости. Наблюдает вместе с детьми, как раствор в каждой баночке меняет свой цвет.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру, в которой они Должны вспоминать и называть овощи, которые растут на огороде. Дети встают в круг, берутся за руки и произносят хором: «Есть у нас огород,

1 Автор - Ю. Есаков.


в нем капуста растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины. Огород, огород, что еще там растет?» Затем называются другие овощи: морковка, свекла, репа, картошка и т. д.

После игры педагог предлагает детям послушать еще одно стихо­творение и найти в нем ошибку. Читает первую часть стихотворения Ю. Есакова:

Я репку посадил в саду, Теперь вот урожая жду, А сам тем временем решаю, Что буду делать с урожаем.

Воспитатель подводит детей к ответу, что репка растет не в саду, а в огороде, просит детей вспомнить и назвать, что же растет в саду (яблоки, груши, сливы и др.).

Затем продолжает чтение стихотворения:

Пока что Жучку стал учить, Как репку из земли тащить. Чего она напрасно лает — Пусть лучше к делу привыкает. Я репку потушить могу И сделать из нее рагу, Что репы пареной не проще. Универсальный репка овощ.

Воспитатель объясняет детям, как готовят пареную репу — зали­вают кипятком и дают постоять. В конце занятия педагог может угос­тить детей кусочками пареной репы.

Последующая работа. Вечером на этой неделе организуется досуг «Капустник», во время которого можно провести конкурс среди ро­дителей на самое вкусное, красивое или необычное блюдо из капус­ты; исполнить русскую народную песню:

Я на камушке сижу, я топор в руках держу.

Я топор в руках держу, вот я колышки тешу.

Вот я колышки тешу, изгородь горожу.

Аи ли, аи люли, я топор в руках держу.

Аи ли, аи люли, вот я колышки тешу.

Аи ли, аи люли, изгородь горожу.

Хрен, капусту сажу.

Сажу беленькую, все кочанистую.

У кого нету капусты,

Приходите в огород

Хрен-капусту полоть.

Мои грядки не топтать,

Кочаники не ломать!'

Протасова Е.Ю. Русский язык и дети. — Хельсинки, 1996. С.35.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Сказки В.Сутеева

Задачи. Знакомить детей с литературным и художественным твор­чеством В. Сутеева. Учить их внимательно слушать чтение сказки, эмоционально откликаться на события и поступки героев, толковать их' восстанавливать в памяти последовательность событий по опор­ным вопросам. Учить внимательно рассматривать иллюстрации, со­поставлять увиденное с текстом сказки.

Материалы, инструменты, оборудование. Несколько детских кни­жек с иллюстрациями В. Сутеева и одна книжка о животных с иллюс­трациями другого художника; игрушечный заяц.

Предварительная работа. Чтение сказок В. Сутеева «Капризная кошка», «Под грибом», «Яблоко»', «Мешокяблок»2, рассматривание иллюстраций к ним.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель пока­зывает детям книги со сказками Владимира Григорьевича Сутеева, рассматривает иллюстрации и вспоминает вместе с детьми, какие со­бытия произошли с героями. Спрашивает, какая из этих сказок им особенно понравилась.

Затем рассказывает детям, что Владимир Григорьевич Сутеев не только очень хороший писатель, но еще и замечательный художник, картинки ко всем своим сказкам и историям он нарисовал сам. По­казывает детям картинки из книг В. Сутеева. После рассматривания оставляет их перед глазами детей в раскрытом виде. Педагог просит детей догадаться, что больше всего любил рисовать этот художник? Все картинки — про животных, здесь нет ни людей, ни машин. Зато животные — как живые, каждый со своим характером, но все очень добрые и веселые. Затем воспитатель просит детей закрыть глаза и подставляет к этим книгам еще одну (с иллюстрациями другого ху­дожника). Дети, открыв глаза, должны определить, в какой из книг иллюстрации рисовал не Владимир Григорьевич Сутеев, а другой ху­дожник. Воспитатель говорит, что рисунки Владимира Григорьевича нельзя перепутать ни с какими другими рисунками. (Книжка друго­го автора убирается). Педагог говорит, что первая книжка В. Сутеева была совсем без текста — она состояла из одних картинок, но они были такие выразительные и подробные, что по ним и без слов была понятна любая история. Воспитатель далее рассказывает детям, что У этого человека была еще и третья профессия: он не только был пи-Сутеев В. Сказки и картинки: Сказки, рассказы и сказочные повести. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. С. 58.

Сутеев В. Сказки и картинки: Сказки, рассказы и сказочные повести. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. С. 85.


сателем и художником, еще он был мультипликатором — человеком, который делал детские мультфильмы. Спрашивает детей, видели ли они эти мультфильмы и про кого они были.

Далее герой этой недели — игрушечный заяц — приглашает детей послушать историю, которая однажды произошла с другим зайцем в лесу. Дети удобно располагаются вокруг воспитателя и зайчика и слу­шают сказку с демонстрацией иллюстраций по ходу чтения.

После чтения воспитатель от лица Зайчика спрашивает детей, понравилась ли им эта интересная история, а воспитатель еще раз вспоминает с детьми события сказки, используя иллюстрации и воп­росы к детям:

—Как началась эта история?

—Помогла ли Ворона сорвать яблоко Зайцу?

—Когда Ворона уронила яблоко, почему оно побежало от Зайца,
словно живое?

—Что произошло дальше? Почему Заяц, Еж и Ворона стали спо­
рить друг с другом?

—Кто рассудил спор зверей? Как он это сделал?

—Почему и Медведю достался кусочек, ведь он не находил яб­
лока?

—Почему звери сказали Медведю, что он научил их уму-разуму?

—А как бы вы поделили яблоко: поровну или кому-то дали бы
большую часть?

— Кто из зверей понравился вам больше всего и почему?
Наиболее внимательно рассматривается последняя иллюстрация.

Воспитатель просит детей определить по картинке, продолжали ли звери сердиться друг на друга. Просит объяснить, почему они так ре­шили. (У них одинаковые кусочки яблок, они сидят в кругу, смотрят друг на друга добрыми глазами. Все остались довольны этим реше­нием.)

Обращает внимание на книжку «Мешок яблок», пролистывает иллюстрации:

—Вспомните историю про Зайца. Почему он не смог принести
своим зайчатам мешок с яблоками? Как про него можно сказать, ка­
кой он? (Добрый, щедрый, не жадный.)

—Как звери отблагодарили Зайца за его доброту?

Игрушечный заяц спрашивает детей, понравились ли им сказ­ки Владимира Григорьевича Сутеева. Воспитатель ставит книги на книжную полку и говорит, что когда дети захотят, они смогут еще раз посмотреть картинки и вспомнить эти сказки. А она принесет детям еще много книг с другими сказками этого писателя.

Последующая работа. В свободное время воспитатель может внести элементы костюмов и вместе с желающими детьми разыграть эпизоды сказки, обучая детей выразительно произносить реплики героев.


ОКТЯБРЬ. 6 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Содержание занятий на этой неделе будет направлено на обогащение представлений детей о злаках и продуктах, которые из них получают. Дети будут рассматри­вать дикорастущие злаки с семенами на территории детского сада, уз­нают, что ими питаются многие птицы и некоторые животные. Вос­питатель покажет детям колоски ржи, пшеницы и других злаковых растений и расскажет, что из них делают муку, пекут хлеб, варят кашу. Расширятся представления детей о разнообразии хлебных изделий (батон, бублик, буханка, сушка, рогалик, булка, пряник, коржик и т. п.). Их словарный запас обогатится прилагательными. Этому будет способствовать «исследовательская» деятельность детей: они смогут потрогать, понюхать, попробовать и рассказать об этих продуктах.

Воспитатель прочитает детям сказку «Петушок и бобовое зерныш­ко», будет учить их оценивать характеры героев, отвечать на вопросы по сюжету сказки. Главный герой сказки — Петушок будет находить­ся в группе с детьми на протяжении нескольких занятий. Дети со­здадут его из пластилина и природного материала, а после освоения формы в лепке — нарисуют его. Прочитанные на этой неделе русские народные сказки позволят детям узнать разные образы петушка.

Также воспитатель будет развивать интерес детей к сказкам как литературному жанру, учить их понимать разные характеры героев, причины их поступков. Дети будут иметь возможность участвовать в инсценировках по мотивам услышанных на этой неделе сказок.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей. Составление «коллекции» разных зер­нышек.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Хлеб да каша». 2. Физкультура № 6.1. Закрепление уме­ния ползать по прямой на четвереньках (расстояние до 8 м); прокатывать по полу мячи различного диаметра. Развитие силы: комплекс специальных упражнений для укрепления мышц брюшного пресса.
Прогулка Конструирование из природного мате­риала. Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бегите к флажку». Игры по инициативе детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей. Экскурсия на кухню детского сада — на­блюдение за работой повара.
После завтрака 1. Развитие речи. «Оладушки с печи го­рячи». 2. Музыка № 6.1. Слушание музы­ки: А. Вивальди «Осень» (фрагмент); П. Чайковский «Осенняя песнь» (фраг­мент). Музыкальное движение: игры с пением «Огородная хороводная» (муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пассовой); «Ой, заинька по сеничкам» (рус. нар. песня).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Подбрось — поймай». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Математические представления. Заня­тие № 3. 2. Рисование. «Храбрый петушок».
Прогулка Динамическая прогулка: подвижные игры «Найди свой домик», «Поймай — прока­ти», «Жмурки». Конструирование из природного мате­риала. Наблюдения в природе. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Жи-харка» (в обр. И. Карнауховой).
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
  После завтрака 1. Художественная литература. «Пету­шок и бобовое зернышко» (русская на­родная сказка).

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    2. Музыка № 6.2. Слушание музыки: А. Ви­вальди «Осень» (фрагмент); П. Чайковс­кий «Осенняя песнь» (фрагмент). Музы­кальное движение: упражнения «Пружин­ки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»; «Смело идти и прятаться» (И. Беркович «Марш»); игра «Домики» (В. Витлин «Зайцы», «Птички»); игра-пляска «Зайчики».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Вер­шки и корешки».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей. Рассматривание филимоновских игру­шек.
После завтрака 1. Лепка. «Петушок и курочка». 2. Физкультура № 6.2. Разучивание техни­ки выполнения нескольких пры
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...