Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Разыгрывая на занятиях диалоги, где в едином смысловом поле объ­единены действия разных персонажей (заяц, еж, волк), воспитатель, по сути дела, показывает детям образец сюжета, демонстрирует вза­имоотношения героев. Уже здесь дети приобретают опыт игрового и ролевого взаимодействия. Для развития содержания самой сюжетно-ролевой игры воспитатель побуждает детей к обсуждению возможных вариантов того, что может произойти в игре, например, кто еще мог оказаться у елки, что могли делать звери, кто кому помог, как удалось спастись от волка и т. д. Это стимулирует фантазии детей. Опираясь


на инициативных детей, воспитатель дополняет первоначальный вариант игры. Такой педагогический прием способствует развитию творчества и подготавливает детей к совместному созданию сюжетов для самодеятельных игр, учит детей согласовывать свою инициативу, свои действия с партнерами по игре.

Организуя предметно-игровую среду для самодеятельных игр детей, воспитатель опирается в первую очередь на желания детей и вносит тот материал, который им интересен. Вместе с тем, следует создавать так называемые «ассоциативные поля», которые могут по­буждать детей к созданию новых игровых замыслов. Накануне Ново­годнего праздника детям будет приятно и радостно увидеть в игровом уголке дорогих гостей: Деда Мороза, его внучку Снегурочку, елку и других персонажей. Воспитатель может привлечь внимание детей к этим игрушкам, напомнить о предстоящем празднике, посоветовать вспомнить стихи и песенки, которые они готовят к новогоднему ут­реннику, рассказать и спеть их новым «гостям». Это, с одной стороны, помогает закрепить материал музыкальных занятий, с другой — спо­собствует развитию игры по соответствующему сюжету. Дети, участ­вующие в игре с помощью воспитателя, принимают на себя роль лес­ных зверюшек, читают стихи и поют песенки Деду Морозу уже от их лица. Благодаря этому в игре используется внеигровой опыт.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Вставайте в хоровод, встречайте Новый год!»

Задачи. Вовлекать детей в разыгрывание ролевых диалогов в инс­ценировке и игре-драматизации. Обогащать содержательное внеси­туативное общение детей со взрослым. Уточнять и закреплять пра­вильное произношение звука «ч».

Материалы, инструменты, оборудование. Белый платок. Елочка. Игрушки: зайчик, волк, Дед Мороз, Снегурочка. Элементы костю­мов: елки, зайца, волка (по усмотрению воспитателя). Елочные укра­шения 2—3 шт.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель рассказы­вает новогоднюю историю и разыгрывает сценку на столе: расстилает на столе белый платок — это «снег», ставит заснеженную елочку и под ней зайчика.

Как-то раз под Новый год бежал по лесу зайка. Увидел зайка елку и ласково говорит:

Елочка, елочка-зеленая иголочка, спрячь меня от волка.

Прыгай под мои пушистые ветки.


Только спрятался заяц под елкой, подбегает волк и злым голосом кри­чит:

Эй, ты, елка-колючая иголка, куда подевался косой?

Я его не караулю. Побегай, поищи сам.
Волк убежал прочь. А зайчишка вылез и сказал:

Спасибо, зеленая сестренка, ты меня выручила.

Педагог приглашает детей разыграть новогоднюю историю. Ре­бенок берет игрушки в руки и ведет ролевой диалог. Выслушивают двоих детей.

После этого воспитатель достает элементы костюмов и выбирает троих сильных ребят на роль елочки, зайчика и волка, которые ра­зыгрывают сценку по ролям (игра-драматизация). Затем эти дети по своему желанию выбирают следующих участников и передают им костюмы. Игра драматизация повторяется еще 2 раза.

Педагог обращается к детям с вопросами:

— Как вы думаете, что было дальше? (Фантазии детей.)

—А, может быть, зайка пригласил к елке разных зверушек? Может
быть, они принесли разные подарки елке? (Развешивает пару елоч­
ных игрушек.)

—Что они стали делать около елки?

Затем воспитатель зачитывает отрывки из стихотворения 3. Алек­сандровой «Елочка»:

Сколько на елочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых!

Елочка, елочка, Яркие огни, Синими бусами, Елочка, звени...1

Воспитатель спрашивает: «Без кого не бывает новогоднего празд­ника?» Появляются игрушки: Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель от имени Деда Мороза обращается к детям (читает отрыврк из стихотворения В. Берестова «Елочный шар»):

Всю елку до макушки Украсили игрушки! Вставайте в хоровод! Встречайте Новый год!2

С Новым годом. Стихи, загадки, песни. — М.: Самовар, 2006. С. 13. Там же. С. 21.


 




Дети встают в круг. Воспитатель говорит, что звери у елочки тан­цуют, играют на музыкальных инструментах. Зачитывает отрывки из стихотворения Б. Заходера «Звонкий день» ' от слов «В барабаны — стук да стук...» до слов «Очень звонкий день!»

Дети изображают игру на музыкальном инструменте, повторяют звукоподражания, выполняют танцевальные движения.

Педагог рассказывает, что в Новый год все люди поздравляют друг друга, дарят подарки, желают всего самого доброго. Спрашивает де­тей, что бы они хотели пожелать друг другу, друзьям, родным и себе. Выслушивает фантазии детей и продолжает: «А вот что захотел по­желать своему другу снеговик». Зачитывает стихотворение А. Усачева «Новогоднее поздравление снеговика»:

Снеговик письмо шлет другу: «Я тебе желаю вьюгу... Чтоб метель весь год мела... Льда, сугробов, снежных горок, И морозов «минус сорок»... И душевного тепла!»2

Воспитатель обсуждает с детьми пожелания снеговика, подво­дит их к выводу, что только в таких условиях снеговик не растает и останется на всю зиму вместе с ними. В заключении говорит: «Дед Мороз, Снегурочка, все лесные жители и елочка-красавица желают вам веселых новогодних праздников и исполнения жела­ний!»

КОНСТРУИРОВАНИЕ «В новогоднем лесу»

Задачи. Расширять представления детей об изменениях в природе зимой. Учить видеть снег в обрывках и комочках белой бумаги, сне­говика и ель в разных по величине комках белой бумаги и зеленых треугольниках; преобразовывать пейзажную композицию, дополняя ее новыми элементами и объектами (снежинками, снеговиками, еля­ми); сминать пальцами мягкую бумагу в большие и маленькие комоч­ки трех величин и конструировать из них образ снеговика; сгибать квадратный лист по диагонали и конструировать ели из треугольни­ков нескольких градаций величины (3—5). Развивать согласованность в действиях детей при выполнении общей композиции. Обогащать словарь (снег падает, кружится, белый, пушистый, липкий, комки, сугробы, снеговик, шляпа, ведро, метла, ели, большой — помень­ше — маленький).

Заходер Б. Моя Вообразилия.— Смоленск: Русич, 2003. С. 20.

С Новым годом. Стихи, загадки, песни.— М.: Самовар, 2006. С. 47.


Предварительная работа. Воспитатель на большом рулонном лис­те бумаги голубого цвета создает пейзажную композицию «В зимнем лесу», на которой изображены сугробы, снегопад, 2-3 дерева и один снеговик. Все объекты расположены на большом расстоянии друг от друга для включения в композицию детских работ.

Материалы, инструменты, оборудование. Для каждого ребенка 4 листочка белой мягкой бумаги разной величины (1 целая салфет­ка, 1 половинка салфетки, 2 четвертинки салфетки) для изготовле­ния снеговиков, маленькие геометрические фигурки (треугольни­ки, кружочки, прямоугольники, полукруги) для детализации изоб­ражения снеговиков и набор из 3 или 5 квадратов разной величины (3, 5 градаций) зеленого цвета, клей-карандаш — для изображения елей.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель при­влекает внимание детей к пейзажной композиции, расположенной горизонтально на сдвинутых вместе детских столах, предлагает ее рассмотреть и спрашивает:

—Что изображено на картине? (Деревья и снеговик.)

—Какое время года изображено на картине? (Зима.)

—Где находится снеговик? (В лесу.)

—Снеговик грустит, потому что скоро Новый год, а в лесу нет ни
одной елки. А можно сделать так, чтобы в этом лесу было много елей?

—Как это сделать? Из каких деталей можно сконструировать ель?
(Из треугольников, но их нет.)

—Можно ли сделать треугольники из квадратов?

—Как треугольники соединить между собой, чтобы получилась
ель?

Воспитатель подводит итог: «Я поняла, что вы знаете, как сделать, чтобы в лесу стало много елей. Садитесь за столы и приступайте к работе!».

Воспитатель руководит практической деятельностью детей: «Возьмите подносы с квадратами, сделайте из них треугольники, и, как только вы выполните это задание, сконструируйте на столе свое еловое дерево».

Воспитатель просит детей разложить все треугольники по величи­не в ряд (от большого к маленькому) и предлагает начинать констру­ирование ели с самого большого треугольника, затем присоединить к нему поменьше, еще поменьше и самый маленький по величине. Выполнив это задание, дети переносят треугольники на подносе к общей композиции. Найдя на ней место для своей елки, они повтор­но конструируют ее (соединяют все треугольники от самого большо­го к самому маленькому) и, убедившись, что все сделано правильно, приклеивают. Дети работают стоя, не мешая друг другу.


 




После того как композиция пополнится еловыми деревьями, вос­питатель обращается к детям: «Посмотрите на этого снеговика. Вы видите, как он рад? Ему очень понравилась ваша работа. Он хочет пригласить в наш лес других снеговиков. Давайте ему поможем — сделаем из бумаги много разных снеговиков».

Дети снова садятся за столы, и воспитатель предлагает для изго­товления снеговиков использовать бумажные квадраты разной вели­чины: «Каждую салфетку сомните в комок. Получатся комки разной величины. Из них вы сделаете снеговика».

После того как дети сомнут и скатают 4 комочка, воспита­тель предлагает им сначала выложить изображение снеговика на столе, соединив два больших комка — туловище и голову, затем присоединив к туловищу самые маленькие комочки — руки сне­говика.

Далее воспитатель предлагает детям перенести свои заготов­ки (бумажные комочки) на подносах к общей композиции. Дети находят место для своего снеговика, затем превращают шарики в диски, сжав их между ладонями, конструируют снеговика и при­клеивают.

На заключительном этапе работы дети дополняют образы снего­виков: приклеивают каждому из них «глаза», «нос», «шляпу», «метлу» (разные по цвету и величине кружочки, треугольники, прямоуголь­ники или другие готовые геометрические формы).

Затем воспитатель приклеивает несколько небольших желтых прямоугольников на ветки ели. «Это свечи, — говорит она, — сей­час мы их зажжем (использует золотую фольгу или красную бумагу) и снеговики будут весело встречать Новый год. К ним в гости придут разные зверюшки».

В конце занятия дети любуются пейзажной композицией, приду­мывают ей название.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Стихи о елке»

Задачи. Познакомить детей с поэтическими произведениями раз­ных авторов на одну тему. Учить понимать смысл, эмоционально откликаться на содержание стихов, проигрывать содержание на иг­рушках. Развивать поэтический слух. Поддерживать эмоциональные переживания детей в предвкушении праздника.

Материалы, элементы, оборудование. Групповая елка с игрушками. Мягкие игрушки: обезьяна, мишка, заяц, цыплята, матрешки. Эле­менты костюма для ребенка —«елочки».

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям узнать, о чем сегодня они будут читать, отгадав загадку:

Зелены всегда и колки На ветвях ее иголки. Новый год встречая с нами, Вся горит она огнями.

(Елка)

Воспитатель удобно размещает детей вокруг елки в группе и гово­рит, что прочитает сегодня 3 стихотворения — все они будут о елке. Праздник совсем близко, скоро детвора и взрослые будут вокруг во­дить хороводы вокруг елки, играть, петь. Интересно, а нравится ли самой елочке этот праздник, хотелось бы ей самой весело плясать вместе с детьми? Выслушиваются размышления детей.

Предлагает послушать стихотворение Корнея Ивановича Чуков­ского «Елка»1.

Дети рассматривают свою елку, игрушки, которые они смастери­ли для нее, педагог машет веточками елки и от ее имени благодарит детей за украшения.

«А вы знаете, — продолжает воспитатель, — не только елочке хо­чется плясать с детьми, но и вашим игрушкам тоже хочется побывать на празднике, повеселиться. Сейчас вы услышите стихотворение, в котором рассказывается, что произошло в одном доме, когда вечером дети и взрослые поставили елку и'ушли спать».

Читает стихотворение В. Берестова «Новогоднее происшествие».

Простые игрушки сквозь щелку Однажды увидели елку: «Давайте-ка елку нарядим! Залезем на ветки и сядем!»

Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. — М.: Детская литература, 1984.

С 163.


 




Полезли на елку игрушки. Мартышка уже на верхушке. Под Мишкою ветка прогнулась. Под Зайчиком чуть покачнулась. Цыплята висят как фонарики, Матрешки, как пестрые шарики... «Эй, елочные игрушки, Снегурочки, звезды, хлопушки, Стекляшки витые, литые, Серебряные и золотые! Пока мы пылились на полке, Мы все очутились на елке!

Сейчас ребятишек обрадуем! Ой, батюшки! Падаем! Падаем!»1

— Понравилось ли это стихотворение вам? Его написал извест­
ный детский поэт Валентин Берестов. Давайте разыграем эту исто­
рию. Я еще раз буду читать стихотворение, а вы — показывать. Кто
хочет быть елкой? Какие игрушки нам понадобятся?

Дети вспоминают героев, выбирают, кто кем будет, подбирают себе игрушки, соответствующие образу в стихотворении. Для «елки» можно приготовить элементы костюма: зеленую юбку и накидку на плечи.

Далее воспитатель еще раз читает стихотворение. Ребенок-елоч­ка встает посередине группы, расставляя руки в стороны. Выбран­ные дети-артисты с помощью мягких игрушек изображают события. Отдельные строки и слова стихотворения дети могут подговаривать, например: «Давайте-ка елку нарядим, залезем на ветки и сядем» или «Сейчас ребятишек обрадуем, ой, батюшки, падаем, падаем!». В кон­це все участники падают на пол. Если игра вызовет у детей интерес, ее можно повторить с другими детьми.

«А теперь, — говорит педагог, — послушайте еще одну историю, ко­торая приключилась с елкой в зимнем лесу накануне нового года. Я буду читать стихотворение, а вы закройте глаза и постарайтесь увидеть эту картинку». Читает стихотворение А. Барто «Дело было в январе»2.

После чтения беседует с детьми по вопросам:

— Какие картинки вы представили себе? Расскажите, каким был
лес, поляна?

— Как зайчата обманули волка?

— Можно ли их назвать умными, сообразительными, догадливыми?

— Понравилось ли вам стихотворение? Давайте на следующем за­
нятии по аппликации сделаем из бумаги зайчиков и разместим их на
елке. У нас получится картинка к этому стихотворению.

1 Берестов В. Д. Веселые науки: избранные произведения. — М.: Астрель: ACT,
ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 80.

2 Барто А. Л. Стихи детям. М: Детская литература, 1981. С. 45.


АППЛИКАЦИЯ «Зайчики на елке»

Коллективная композиция

Задачи. Продолжать учить детей создавать образы пушистых жи­вотных в технике обрывной аппликации — закруглять уголки квад­рата и прямоугольника. Познакомить со способом обрывания по на­рисованному контуру. Развивать чувство формы и композиции. Фор­мировать навыки сотрудничества при создании общей композиции.

Предварительная работа. Изготовление силуэта елки из цветной бумаги (воспитатель проводит эту работу с небольшой группой де­тей в самостоятельной художественной деятельности). На елке вос­питатель делает небольшие прорези (ножницами или канцелярским ножом) для того, чтобы по ходу занятия дети могли вставлять в эти прорези своих бумажных зайчиков.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники белого, голубого, розового, серебристого цвета двух размеров с прорисованным контуром — для туловища и головы зай­чиков; бумажные полоски для ушей, ножницы, клей, матерчатые и бумажные салфетки, фломастеры. Бумажный зайчонок, подготов­ленный воспитателем в технике обрывной аппликации. Силуэт волка темно-серого цвета.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает детям силуэт елки, подготовленный заранее из цветной бумаги или картона, и говорит: «Дело было в январе. Стояла елка во дворе... И была эта елка вот такая!» Показывает бумажного зайчика: «А зай­чики были вот такие! Вот один зайчонок— прыг-скок на ветку и... молчок.» (Воспитатель показывает, как зайчонок подпрыгнул и очу­тился на ветке — помещает силуэт зайчонка в прорезь на елке.)

Затем воспитатель выдвигает из-за елки силуэт волка, показыва­ет, как волк ходит вокруг елки, не замечая зайца: «А возле этой елки бродили злые волки... Бродили-бродили, никого не нашли, зубами пощелкали — и убежали».

Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они помочь сообрази­тельным зайцам спрятаться от злого волка. Показывает варианты силуэтов зайчиков, выполненных в технике обрывной аппликации, поясняет способы создания этих образов:

— берем два бумажных квадрата (или прямоугольника) разного
размера, закругляем уголки, обрывая их по контуру мелкими движе­
ниями пальцев. Получились туловище и голова, соединяем (склеи­
ваем) их;

— берем бумажные полоски, таким же способом закругляем угол­
ки и приклеиваем уши к голове;


— уши у зайчиков можно приклеить по-разному: испуганный зайчик прижал уши, у храброго зайчика уши торчат вверх, а третий зайчонок одно ухо поднял, будто прислушивается, а другое прижал к голове (рис.).

Воспитатель предлагает детям выбрать по своему желанию цвет квадратов и прямоугольников. При необходимости педагог помогает практически, используя прием «рука в руке», и советами, подсказывает, что глаза, нос, усы можно нарисовать фломастерами или цветными каран­дашами.

После того как дети изготовят своих зайчиков, воспитатель слегка выдвигает из-за елки силуэт волка и просит детей поскорее помочь зайчи­кам — «запрыгнуть» на елку (помес­тить в прорезь).

В конце занятия воспитатель про­износит последние строки стихо­творения: «Десять маленьких зайчат висят на елке и молчат — обманули волка...»

Последующая работа. Завершение оформления композиции и со­ставление истории «О том, как зайцы на елке прятались от волка».

ЛЕПКА «Снегурочка танцует»

Задачи. Совершенствовать технику лепки фигуры человека конс­труктивным способом на основе конуса — лепить Снегурочку в длин­ной шубке; располагать фигурку вертикально, придавая ей устойчи­вость. Показать возможность передачи движения пластилиновой фигурки путем небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперед, согнуты и поставлены на пояс, подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и про­порций.

Предварительная работа. Беседа о новогоднем празднике. Рассмат­ривание изображений Снегурочки на новогодних открытках и кален­дарях. Конструирование фигурки человека из бумажного конуса (на­блюдение за работой воспитателя). Лепка предметов, имеющих фор­му конуса, лисички из трех конусов и Деда Мороза в длинной шубе.


Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин белого или голубого цвета, фольга; стека, клеенки, дощечки, поворотный диск для показа моделей, салфетки бумажные и матерчатые. Воспитатель лепит фигурку Снегурочки и приносит на занятие вместе с вылеплен­ным на предыдущей неделе Дедом Морозом.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение Г. Лагздынь «Снегурочка»:

Посмотрите, Дед Мороз К нам Снегурочку привез...

У Снегурки коса

Ниже пояса.

У Снегурки рукавички

С белым пухом, невелички,

У Снегурки валенки —

Маленькие-маленькие.

У Снегурки шубка

Аж до пят, как юбка...1

Воспитатель показывает детям две фигурки, вылепленные на ос­нове конусов, — Деда Мороза и Снегурочку. Предлагает рассмотреть их и сравнить. Дети замечают и рассказывают, что Дед Мороз выше и крупнее (толще, полнее, сильнее) Снегурочки; у Деда Мороза боро­да, а у Снегурочки коса ниже пояса; Дед Мороз в шапке, а Снегуроч­ка в кокошнике (коронке); Дед Мороз держит мешок с подарками, а Снегурочка танцует.

Педагог убирает фигурку Деда Мороза и уточняет словесный «портрет» Снегурочки: «Это внучка Деда Мороза, веселая и красивая девочка, она одета в длинную, до пят шубку, поэтому не видно ножек. Шубка красивая с меховой опушкой. У Снегурочки шубка до пят, а коса — ниже пояса».

Затем воспитатель показывает последовательность и основные приемы лепки:

— берем комок пластилина белого или голубого (синего) цвета и
раскатываем конус (как морковку или сосульку) — это шубка для на­
шей Снегурочки;

— небольшой кусочек пластилина белого или розового цвета рас­
катываем в шар — это голова Снегурочки;

— соединяем примазыванием туловище (шубку) и голову, раска­
тываем небольшой валик — это меховая опушка для шубки и обора­
чиваем вокруг шеи — Снегурочке будет тепло (и голова с туловищем
будут лучше скреплены);

— катаем два одинаковых столбика — это руки, прикрепляем к ту­
ловищу примазыванием;


Из неопубликованного.




—лепим косу ниже пояса и красивый кокошник или шапочку;

—показываем, как красиво наша Снегурочка танцует: приподни­
маем руки, ставим их на пояс, отводим в стороны и т. д.

Педагог выставляет для ориентира технологическую карту по леп­ке «Снегурочка» и предлагает детям выбрать материал — пластилин нужного цвета, блестки для украшения шубки.

Дети лепят Снегурочек, располагают их на подставках и перено­сят под елку.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Волшебство»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей о ре­альных и вымышленных событиях, учить различать вымысел и реаль­ность. Познакомить в общих чертах с тем, о каких волшебных пред­метах рассказывается в сказках, с легендами о новогодней елке.

Предварительная работа. Чтение волшебных сказок, в которых говорится о волшебной палочке, шапке-невидимке, сапогах-скоро­ходах, ковре-самолете, скатерти-самобранке и других волшебных

предметах.

Материалы, инструменты, оборудование. Реальные предметы — шапка, пара сапог, скатерть, палочка. Картинки (иллюстрации к сказкам) с изображениями волшебных предметов — волшебной па­лочки, шапки-невидимки, сапог-скороходов, ковра-самолета, ска­терти-самобранки.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показы­вает детям обычную зимнюю шапку и спрашивает их, что это такое,


зачем нужна шапка, как мы ею пользуемся (надеваем, когда стано­вится холодно, чтобы не замерзла голова, чтобы не простудиться и не заболеть). Затем рассматривает вместе с детьми иллюстрацию, на которой изображена шапка-невидимка из сказки. Рассказывает, что в сказках бывают шапки необычные, волшебные, например, шапка-невидимка. Обсуждает с детьми, для чего в сказках нужна шапка-не­видимка: выделяет голосом слово «невидимка», спрашивает их, что это слово означает. Вместе с детьми делает вывод о том, что надев та­кую шапку, можно стать невидимым, человека в такой шапке никто не сможет увидеть. Предлагает детям подумать, когда в сказках такая шапка невидимка может понадобиться (спрятаться от Бабы-Яги, зло­го волшебника или злого волка и т. д.).

Затем воспитатель аналогичным образом рассматривает с детьми настоящие детские сапожки и иллюстрацию с изображением сказоч­ных сапог-скороходов. Обсуждает, зачем нам нужны обычные сапо­ги, когда мы их надеваем (тогда же, когда и теплую шапку: когда на улице холодно, чтобы не замерзли ноги, чтобы не простудиться и не заболеть). Предлагает детям подумать, для чего нужны сказочные сапоги-скороходы, подчеркивает, выделяет голосом слово «скорохо­ды», спрашивает, что это слово означает («скороходы» — значит в них можно скоро, т. е. быстро ходить). Рассказывает, что в сказках тот, кто надевает такие сапоги-скороходы, может очень быстро добраться до любого места. Просит детей придумать, когда в сказках может пона­добиться быстро прибыть куда-то.

Далее педагог достает и расстилает на столе скатерть. Рассказы­вает, для чего люди используют скатерть (накрывают стол, чтобы сделать наряднее, защитить стол от пятен). Спрашивает детей, слы­шали ли они когда-нибудь про скатерть-самобранку (т. е. она сама собирает еду на стол). Рассказывает, что в сказках такая скатерть может сама и напоить, и накормить человека. Стоит эту скатерть развернуть, как на ней по волшебству появляются разные кушанья и напитки.

Воспитатель спрашивает детей, какие еще волшебные предметы есть в сказках, какими волшебными свойствами они обладают (вол­шебные пирожки и напитки, плащи и др.). Если дети не вспомнили про волшебную палочку, то педагог сам называет ее и рассказывает детям, что в сказках часто волшебная палочка исполняет любые же­лания. Предлагает детям придумать, какие три желания они бы зага­дали, если бы у них была волшебная палочка.

Воспитатель спрашивает, какой скоро наступит праздник, к како­му празднику они сейчас готовятся. Рассказывает, что многие люди верят, что те желания, которые они загадали под Новый год, обяза­тельно исполнятся, ведь Новый год — это время, когда могут про­исходить самые разные чудеса. Педагог предлагает детям послушать красивую легенду (сказку) о том, почему на Новый год именно елоч­ку мы украшаем разными игрушками.


 




Рассказывает, что в праздничную ночь все деревья расцвели не­обыкновенными цветами и на них появились замечательные плоды. И только одна елочка стояла среди них без цветов. В эту ночь тем­ное небо все было усеяно сверкающими звездами. И вдруг они стали падать на землю и опускаться на ветки маленькой елочки, пока вся она не засияла блестящими огоньками. Есть еще одна очень краси­вая легенда, рассказывающая о том, почему мы стали украшать елки блестящей серебряной мишурой. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед праз­дником она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Но ночью на елке побывали пауки и оставили на ее ветвях паутину. А по­том произошло чудо: в награду за доброту женщины паутина превра­тилась в сверкающее серебро.

Воспитатель объясняет детям разницу между придумыванием ис­торий и враньем, подчеркивает, что, придумывая истории, люди ни­кого не обманывают.

Если воспитатель хочет, можно предложить детям назвать какой-нибудь предмет, а сам взрослый придумывает о нем волшебную ис­торию.


ЯНВАРЬ. 17 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На первой неделе после новогодних праздников дети все еще находятся в приподнятом на­строении. Воспитатель использует это время для внеситуативного общения на темы из личного опыта, вовлекая детей в игровое и ре­чевое взаимодействие. На занятии познания окружающего мира вос­питатель поговорит с детьми об угощении, о том, что не стоит есть очень много сладкого, познакомит детей с элементарными нормами поведения за столом. Эту тему поддержит чтение забавных историй про котенка по имени «Гав» Г. Остера. Создавая в аппликации изоб­ражение вкусного торта, дети будут учиться делить бумажный круг на 4 части, украшать его чередующимся узором.

Педагог поможет детям осознать события сказки «Два жадных медвежонка», проигрывая сюжет с помощью медвежат на занятии по лепке. Организация работы в парах поможет детям разыграть диалог героев. Педагог будет учить детей делиться впечатлениями от сказки, рассуждать, оценивать поступки героев, воспитывая отрицательное отношение к жадности.

На занятии по математике дети будут осваивать образование чис­ла 5, учиться различать процесс счета и его итог, закрепят представ­ления о форме.


 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «В защиту Деда Моро­за». 2. Физкультура № 17.1. Разучивание техники лазания по лесенке-стремянке приставным шагом. Закрепление умения прокатывать мячи различного диаметра в указанном направлении. Развитие силы: прокатывание набивных мячей.
Прогулка Конструирование из снега. Наблюдения в природе. Подвижные игры: соревнование на сан­ках «Кто быстрее». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Б. Заходера «Хрюк на елке».
Вечер Игры по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 8. 2. Музыка № 17.1. Повторение матери­ала праздничного утренника (по жела­нию детей).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: катание на санках с горки. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение «Главы второй, в которой Вини-Пух пошел в гости, а попал в безвыходное положение» из сказки А. А. Милна «Вини-Пух и все-все-все» в пересказе Б. Заходера.
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Гос­ти». 2. Аппликация. «Вкусный торт».
Прогулка Наблюдения в природе. Конструирование из снега. Динамическая прогулка: катание на сан­ках друг друга (вдвоем одного ребенка), подвижные игры «Кто быстрее», «Оленьи упряжки», катание с горки на санках. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказок Г. Остера из цикла «Коте­нок по имени Гав»: «Одни неприятнос­ти», «Так нечестно!», «Как меня зовут?»
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Два жадных медвежонка» (венгерская на­родная сказка). 2. Музыка № 17.2. Слушание музыки: «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко). Пение: распевка «Зимуш­ка», «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня в обр. Т. Попатенко); повторение новогодних песен по желанию детей. Му­зыкальное движение: игра «Зимняя игра».

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Оленьи упряжки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказок Г. Остера из цикла «Коте­нок по имени Гав»: «Хорошо спрятанная котлета», «Середина сосиски», «Эхо».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Два жадных медвежонка». 2. Физкультура № 17.2. Разучивание техники прыжка в длину с места. Повто­рение: построение в колонну по два (па­рами) по сигналу. Развитие ловкости: под­вижная игра «Котята и щенята».
Прогулка Конструирование из снега. Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель напоминает детям, что на­ступил январь — середина зимы и начало нового года, спрашивает, изменилось ли что-нибудь на территории детского сада по сравне­нию с тем, что было до нового года. Воспитатель предлагает детям прогуляться по участку и найти ответы на вопросы, например: «Стало ли больше снега? Ярче ли светит солнце? Прилетают ли птицы к кор­мушкам? Есть ли следы животных? Скрипит ли снег? Есть ли лед (ле­дяная горка)? Есть ли снег на ветках деревьев? Дует ли ветер? Лепится ли снег?» В конце недели воспитатель обобщает наблюдения, делая акцент на признаках зимы и на изменениях в природе по сравнению с декабрем (если они имеются).

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комна­те. Поскольку в это время года во многих регионах время прогулок ограничено из-за низких температур, воспитатель уделяет большое внимание наблюдениям, проведению опытов в уголке природы. Можно организовать экскурсии по детскому саду, например «Наши комнатные растения», «Наши животные», «Вода вокруг нас». Во


время таких экскурсий дети рассматривают природные объекты, сравнивают их, если необходимо, оказывают помощь растениям и животным.

Воспитатель выкладывает в уголке природы, в уголке самосто­ятельной деятельности различный материал и оборудование для экспериментирования (камни, шишки, плоды и семена растений, морские раковины, баночки с водой, песок, крупы, лупы и т. п.) В свободное время дети по желанию выбирают материал и проводят опыты. (Педагог наблюдает за ними и при необходимости оказывает помощь.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...