Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Моделирование, проектирование и блочно-тематическое планирование в практике ДОУ




Раздел 2. Моделирование, проектирование и блочно-тематическое планирование в практике ДОУ

 

Специфика организации познавательно – эстетического развития детей дошкольного возраста

Н. В. Вандышева, воспитатель

МДОУ № 21, г. Добрянка

Выполненная работа является итогом и составляющим элементом ОЭР ДОУ № 21 г. Добрянки по теме «Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации работы ДОУ по познавательно-эстетическому развитию дошкольников» (работа проводилась под руководством М. В. Грибановой с 2006 по 2009 гг. ).

Анализ практики организации и планирования познавательной и эстетической линий развития дошкольников позволил выделить противоречия между:

- большим объемом содержания образовательных областей (рекомендованных в программах) и отсутствием технологий интеграции, отбора, структуризации разумного «минимума» информации с целью её оптимального использования в практике работы с детьми;

- вариативным характером методических рекомендаций по разделам: познавательное, эстетическое, творческое и пр. линиям развития детей и отсутствием технологий организации целостной работы посредством целесообразной интеграции содержания ряда образовательных областей;

- объективно существующим потенциалом творческости детей дошкольного возраста и его ограниченной реализацией в формате учебно - дисциплинарных технологий.

С целью выявления причин установленных фактов мы провели:

- исследование продуктов детского художественного творчества и степень проявления самостоятельности детей в продуктивных видах деятельности;

- анализ программ и содержания календарных планов по разделам «ознакомление с окружающим» и «изобразительное творчество» (в рамках реализуемых в нашем ДОУ программ);

- изучение вариативных форм контроля уровней развития познавательно-эстетической компетентности дошкольников.

По итогам исследования была выявлена объективная потребность педагогов в изменении подходов к планированию, организации мониторинга познавательно-эстетического развития дошкольников. В формате ОЭ деятельности мы обозначили наиболее эффективные пути оптимизации процессов обогащения познавательно-эстетической компетенции и разностороннего развития детей. В качестве стратегии изменения ситуации была выбрана технология блочно-тематического планирования (авт. Грибанова М. В. ). На наш взгляд технология позволяет оптимально реализовать принципы развивающего образования; позволяет решать поставленные задачи на материале максимально приближённом к разумному «минимуму»; обеспечивает единство развивающих, обучающих и воспитательных задач. Технология опосредует взаимосвязь сознания и поведения детей в разных видах интегрированных занятий; развитие психики в продуктивно-творческой деятельности, позволяет целесообразно интегрировать содержание разных образовательных областей («Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» и пр. ). Создаёт оптимальные условия организации индивидуального подхода и возможность системного мониторинга за обогащением познавательно-эстетической компетентности детей. Блочно – тематическое планирование предусматривает шесть возможных форм интерпретации программного материала, которые обеспечивают научность, целостность, систематичность, последовательность, результативность и контролируемость работы с детьми:

1. Комплексные тематические блоки.

2. Тематические матрицы образовательного компонента.

3. Перспективные планы (в форме педагогических систем).

4. Тематические проекты «углубление в тему»

5. Календарные сетки занятий.

6. Конспекты занятий

7. Мониторинг результативности педагогической работы и достижений детей.

По мнению автора, планирование целостной системы взаимосвязанных мероприятий (тематического проекта) в рамках образовательной области позволяет экономить рабочее время и увеличить эффективность работы воспитателей. Система перспективно - календарного планирования, ориентированная на единую цель – развитие ребёнка, позволяет в комплексе решить задачи умственного, эстетического воспитания, задачи развития творчества, средствами изобразительной и других видов детской деятельности.

В процессе перехода на новую технологию планирования мы предположили, что работа по познавательно-эстетическому развитию будет протекать более успешно, если решение образовательно-воспитательных задач будет осуществляться в контексте личностно-ориентированной модели воспитания, а организация образовательного процесса будет осуществляться с использованием вариативных форм блочно-тематического планирования. Содержание работы с детьми было направлено на оптимизацию интеллектуального, познавательного и художественно-эстетического развития, а стратегия и тактика его реализации на обогащение познавательно-эстетической компетентности. В формате ОЭР решались задачи по определению приоритетных формы организации работы с детьми, определению и структуризации содержания образовательной работы, интеграции разделов «изобразительное творчество» и «ознакомление с окружающим миром». Итогом и конкретным результатом стала разработка интегрированного тематического блока и педагогической системы познавательно-эстетического характера «Земля – среда обитания живого». Цель педагогической системы познавательно-эстетического характера - обогащение интеллектуально-познавательной и художественно-эстетической компетентности детей 3-7 лет.

На наш взгляд оптимальное обогащение и мониторинг любой компетентности возможны только в формате деятельности. В силу этого, особое внимание было уделено обеспечению палитры разнообразных видов деятельности, становлению субъективно-оценочного (ценностного) отношения детей к содержанию осваиваемой темы и формированию умений отражать, преобразовывать знания о планете Земля в продуктах творческой деятельности.

В ходе работы обогащались представления, конкретизировались и обобщались знания детей о Земле, как среде обитания живого. Активно формировалось субъективно-оценочное отношение дошкольников к объектам и явления окружающей действительности, живой и не живой природе. Характер образовательного взаимодействия педагогов с детьми, опосредовал развитие познавательный и интеллектуальных способностей детей. Много внимания уделялось формированию способов умственных действий, моделированию содержательных обобщений, дедуктивному и индуктивному способам решения проблемных ситуаций.

В формате технологии была создана содержательная модель (тематическая матрица), где представлено минимальное содержание знаний, необходимых детям в процессе освоения темы. В матрице обозначены характерные признаки и содержательные обобщения предмета познания, доступные детям разных возрастных групп. Четвертый год жизни – внешние (чувственные) признаки предмета познания; пятый год – отношения предмета познания с окружающей средой (соразмерность, гармоничность по отношению к среде); шестой и седьмой годы жизни – многообразие единичного и целостный образ планеты Земля и её обитателей. Разработана система познавательно-эстетических занятий по теме «Земля – среда обитания живого» для всех возрастных групп. Система работы предполагала использование бесед (познавательных и проблемно-поисковых), интегрированных занятий, занятий по изо, конструированию, творческое связное рассказывание по картинам, занятия – путешествия, игры и т. п. Детям предлагались разнообразные материалы, вариативные средства для создания художественного образа: пластилин, бумага, карандаши, краски, гуашь, природный материал и т. д. В процессе занятий дети осваивали новые знания, учились рассуждать и изучать предмет новых знаний в разных видах деятельности.

Был разработан вариант педагогического мониторинга достижений детей по теме. Изучена познавательно-эстетическая компетентность детей (до и после реализации инновационного проекта). В качестве объектов мониторинга определены знания, умения, мотивы активности и способность самостоятельно создать продукт (получить результат) в любом виде деятельности (в рамках освоенной темы).

Преодоление проблем планирования образовательного процесса, в практике нашего ДОУ, подтвердило актуальность выполненной опытно-экспериментальной работы. Посредством технологии блочного планирования была осуществлена целесообразная интеграция образовательных областей и разных аспектов работы с детьми в целостную систему познавательно-эстетического развития дошкольников, что в свою очередь раскрыло дополнительные возможности развития детского творчества.

Реализация принципов и форм блочно-тематического планирования в практике организации познавательно-эстетического развития позволила:

- направлено отобрать и целесообразно структурировать природосообразный объем и содержание знаний детей о Земле, как среде обитания живого;

- обеспечить последовательность процесса трансляции вариативных моделей познания, в соответствии с возрастными возможностями;

- целенаправленно реализовать принципы системности последовательности, интеграции и целостности в тематических проектах, обеспечить оптимальную интеграцию интеллектуального и художественного компонентов познавательно-эстетической деятельности;

- выделить оптимальные формы работы с детьми, содержание деятельности педагогов в рамках тематических проектов, результаты и продукты деятельности детей разного возраста (в рамках освоенной темы).

Так концептуальные положения и вариативные формы технологии блочно-тематического планирования нашли своё отражение в инновационной работе ДОУ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...