Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место моделирования в процессе отбора и систематизации знаний для детей




Место моделирования в процессе отбора и систематизации знаний для детей

дошкольного возраста

М. Ю. Максимова, ст. преподаватель

М. В. Грибанова, к. п. н., доцент

Пермский государственный педагогический университет

В формате современного многообразия образовательно-воспитательных программ, методических рекомендаций и практических пособий (по ознакомлению детей с окружающим миром), актуализировалась проблема отбора и структурирования природосообразного содержания и соразмерного объёма знаний детей в той или иной образовательной области. Результаты педагогических и психологических исследований убедительно свидетельствуют в пользу возможности и необходимости систематизации дошкольных знаний. Материал, структурированный в целостную систему на основе принципа саморазвивающейся модели познания, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный, эпизодичный. Переход, от способов познания отдельных внешних свойств и характеристик явлений, к познанию системы внутренних, существенных связей, играет важную роль в развитии мышления детей. Процесс адекватного и продуктивного познания может быть осуществлен лишь в ходе усвоения системных знаний, когда каждое последующее, формируемое представление или понятие является результатом обработки предыдущего, а когнитивные системы опираются на исходные положения (знания, представления и пр. ), выступающие как системообразующий компонент для новой структуры знаний.

Система знаний для дошкольников, должна принципиально отличаться от системы школьных знаний. По мнению П. Г. Саморуковой /1973/ систематизация знаний возможна на разной степени их глубины и обобщенности. На эмпирическом уровне - когда основное содержание знаний артикулировано в форме представлений, чувственных образов ранее воспринятых предметов и явлений. На более высоком — теоретическом уровне, когда знания приобретают форму понятий, а связи приобретают характер закономерностей. Она указывает на большие возможности углубления систем знаний в процессе обучения детей дошкольного возраста.

На наш взгляд создание и использование в работе с детьми разного рода моделей раскрывает широкие возможности и многообразные пути развития и совершенствования их интеллектуально-познавательных способностей. Включение моделирования в практику деятельности детей основано на эмпирически подтверждённом положении о том, что ребенок в процессе продуктивной деятельности (изображения, конструирования, математического моделирования и пр. ) способен к выделению существенных признаков и связей в той или иной области познания. Последующему обобщению их в единое целое и обозначению сформированной целостности знаком, словом, содержательным обобщением. Например: «строение», «мебель», «космос» и пр. Специально организованные виды продуктивной деятельности, «тематические проекты», «углубления в тему» позволяют развивать способность детей трансформировать отрывочные, не связанные представления о предмете познания в элементарные понятия - содержательные обобщения. Т. е. посредством использования моделирования возможно формирование у детей элементарных понятий, которые впоследствии становятся ядром системы знаний и основой создания наглядных и абстрактных моделей. (Например наглядная модель «О чём рассказывает одежда? ». Или обогащение понятия о предмете познания, которое находит своё отражение в изобразительной деятельности: «строение», «постройка», «архитектура»).   Моделирование открывает новый подход к отбору и систематизации знаний, отличный от принципов отбора школьных знаний и в то же время эффективный в процессе опосредования и активизации умственного развития детей. В качестве центрального звена систематизации знаний о той или иной области действительности выделяются существенные признаки и связи предмета познания, которые «открываются» в процессе чувственной, предметно-продуктивной и творческой деятельности дошкольников, могут быть трансформированы в содержательные обобщения и обозначены словом («предпонятием» Н. Н. Поддьяков). Предпонятия, отражающие существенные связи и зависимости явлений, используются в качестве системообразующего компонента, объединяющего отдельные знания в элементы конкретной, ясной системы знаний, приобретающей функцию модели познания той или иной области действительности. Например, в процессе систематизации знаний о живой природе выделена общая зависимость строения формы тела животного от условий его существования. Эта закономерность в ряде случаев имеет простые формы проявления, доступные не только детскому пониманию, но и успешному применению их в продуктивной деятельности. Систематизация знаний детей о строениях (транспорте, одежде и пр. ), с использованием иерархической системы предпонятий, позволяет не только развести представления о «доме» и «постройке», но и сформировать обобщённое знание о «рукотворном» характере любой «постройки» (человека или живого существа). Знание детей о «постройке» связывается с её функциональным назначением, формой, целесообразностью, удобством, надёжностью, особенностями конструкции, целостностью. Выделенный принцип легко применить к базовым областям познания детьми окружающей действительности (социуму, искусству, природе, предметному миру).

Моделирование, придание структуры необходимому объёму информации для детей, позволяет успешно реализовать принцип научности транслируемых знаний, поскольку основу упорядоченных систем информации определяют элементарные понятия, отражающие существенные признаки, связи и отношения между предметами познаваемой области действительности. В формате ОЭР выполняемой Грибановой М. В. (г. Добрянка, г. Губаха) и Максимовой М. Ю. (пос. Частые Пермской области) отбор и структуризация знаний для детей дошкольного возраста успешно решается с помощью содержательных моделей – тематических матриц. Пример построения содержательной модели тематической матрицы на тему «ЛЕС».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...