Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологическая модель организации процесса развития эстетического восприятия дошкольников




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЦЕЛЬ: развитие способностей детей к эстетическому познанию окружающего мира (любованию)

ЗАДАЧИ

  Развивать и обогащать эмоционально-чувственную сферу, эмоционально-эстетическую восприимчивость к миру природы и произведениям искусства.   Упражнять в умении выделять эстетические характеристики в объектах познания (чувственные: цвет, колорит, форма, ритм, выразительные детали, фактурные характеристики; рациональные: целесообразность, полезность, соразмерность; индивидуальные: своеобразие, неповторимость, самоценность объекта).   Сформировать основы эстетического сознания детей (доступный возрасту объем специальных знаний, способность к эстетическому высказыванию, оценке, суждению, чувство соразмерности, формы выражения эстетического вкуса).   Содействовать становлению субъективно-оценочного, ценностного отношения к любому объекту, предмету искусства, миру природы

Программно-технологическое обеспечение:

Программа «Детство» (направление эстетического воспитания); технологии: блочно-тематического планирования, развития эстетического восприятия, обогащения познавательно-эстетической компетентности, диалогического подхода, развития способности к духовному труду и элементарной рефлексии.

СРЕДСТВА

-синтез искусств (слушание музыки, рассматривание картин, чтение художественной литературы по теме); -музыкально-пластическая импровизация; -художественное слово; -игры-имитации; -театрализованные игры; -наблюдения и экскурсии в природу.    -повседневная практика любования окружающими предметами; - рассматривание предметов искусства и окружающей действительности; - выявление начальных уровней эстетического восприятия, учёт уровней в практике индивидуальной работы с детьми; - обогащение педагогической и эстетической компетенций (просвещение) родителей; - практика повседневных эстетических «открытий», ситуативных высказываний художественно-эстетического характера. - рассказы педагога о красоте; - чтение художественных произведений, просмотр д\ф, слайдов и пр.; - интегрированные занятия познавательно-эстетического характера; -моделирование признаков красоты в предмете; -проблемно-поисковые ситуации; -художественное конструирование (бумага, природный материал); - практика оценок, суждений и высказываний эстетического характера - беседы художественно-эстетического характера; -изобразительная деятельность; -проблемно-поисковые беседы; -игры-драматизации; -пантомимика; - рассматривание произведений искусства.

РЕЗУЛЬТАТ: эстетическая восприимчивость детей к объектам окружающей действительности и произведениям искусства. Способность к эстетическому, эмоционально - оценочному переживанию (чувственному, рациональному, созерцательному), самостоятельным оценкам и высказываниям эстетического характера.


Интегрированное занятие как средство разностороннего освоения детьми предмета познания

И. Е. Иванова, заведующий

Л. А. Спицина, воспитатель

МДОУ № 10, г. Губаха

Воспитание человечности, гуманного отношения к природе, следует формировать у детей, начиная с самого раннего возраста. Знакомясь с миром природы, ребенок начинает отличать искусственные объекты от природных, красивое от безобразного, реальное от воображаемого. Приобщаясь к эколого-эстетической культуре, ребенок открывает для себя гамму новых чувств, обогащающих его отношения с окружающим миром, учится переживать радость от познания природы, произведений искусства. В практике открытия красоты окружающего мира обогащается палитра детских переживаний, возникает их осознание, потребность в их повторном переживании.

Современные образовательные программы для детей дошкольного возраста предполагают необходимую интеграцию способов познания детьми окружающего мира и практику самостоятельного преобразования накопленных и эмоционально пережитых знаний в продукт творчества. Ценностное отношение ребенка к окружающему миру, в большей степени, опосредовано различными видами деятельности. Так изобразительная деятельность детей способствует развитию образного мышления, развитию художественно – эстетического способа познания мира. Продуктивная деятельность детей раскрывает возможности созидательно – конструктивной, творческой деятельности; формирует субъективно-ценностное отношение к содержанию замысла и продукту деятельности. Различные виды деятельности детей имеют свои различия по материалам, способам, результатам и продуктам. Однако в любых видах деятельности есть то общее, что позволяет их интегрировать - целесообразно объединять. Например, в качестве основания для интеграции может выступить принцип одновременного включения в процесс детского познания двух способов мышления рационально – логического и эмоционально – образного. Интеграция видов деятельности раскрывает широкие возможности для преобразования представлений детей о мире в разнообразных формах словесного, изобразительного и продуктивного творчества.

Интеграция разных видов деятельности и содержания большинства разделов программы «Детство» удачно реализуется в формате технологии блочно-тематического планирования (автор Грибанова М. В. ). Технология позволяет оптимально учитывать принципы:

- интеграции интеллектуальной и продуктивной (изобразительной) деятельности детей;

- межпредметные взаимосвязи экологической и эстетической практики детей;

- интеграции и одновременного решения задач разных направлений образовательной работы в формате вариативных форм взаимодействия воспитателей с детьми (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительное творчество, экологическое воспитание и пр. ).

Второй год МДОУ «Детский сад № 10» г. Губахи работает в статусе опытной педагогической площадки по теме «Оптимизация системы эколого-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами блочно-тематического планирования». Технология используется в рамках программы «Детство» под руководством доцента ПГПУ, кандидата педагогических наук Грибановой М. В. В формате опытно-педагогической работы педагогический процесс МДОУ перестраивается на принципы и формы технологии блочно-тематического планирования. Образовательные аспекты работы с детьми объединяются в образовательные области, основанные на принципе интеграции.

Сегодня в МДОУ включены в работу циклы интегрированных занятий по тематическим блокам «Насекомые», «Птицы», «Растения», «Рыбы», «Звери» для детей младшего и среднего возраста. В занятиях прослеживается интеграция познавательной, экологической и изобразительной деятельности; познавательной и художественной литературы. Имеют общее тематическое основание экология и математика, экология и валеология, экология и развитие речи. Модернизация технологии организации и проведения занятий помогает одновременно планировать и решать познавательные, речевые, творческие, эколого-эстетические и другие задачи.

Например, занятие для детей пятого года жизни на тему «Расскажем Карлсону про птиц» интегрирует элементы экологического образования, музыкальной деятельности, развивающие математические игры.

Цель занятия – конкретизация знаний и представлений детей о многообразии птиц.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о многообразии птиц, местах обитания; конкретизировать знания о внешнем виде, образе жизни воробья и дятла (использовать наглядные модели).

2. Совершенствовать умения:

- слушать музыкальное произведение, чувствовать и переживать эмоциональный фон, характер музыки;

- передавать образ музыкального произведения в движении и высказываниях;

- рассуждать, строить связное, аргументированное высказывание.

3. Развивать:

- способность к любованию - умение выделять эстетические характеристики объекта познания;

- конструктивное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, способность к творческой импровизации.

4. Воспитывать субъективно-ценностное отношение к птицам.

Анализируя итоги проведённого занятия, можно говорить о том, что принцип интеграции помог объединить разные виды деятельности вокруг темы и достичь поставленной цели с разных аспектов. Детям такая форма проведения занятия нравится, т. к. происходит вовлечение их в доступные возрасту и интересам видам деятельности, расширяются возможности самоосуществления. Дети путешествуют, танцуют, поют, конструируют, занимаются изобразительной деятельностью и одновременно узнают много познавательного материала, высказывают и выражают в разных формах свое отношение к объекту познания.

Занятие на тему «Путешествие Колобка» (для детей пятого года жизни).

Цель: обогащение и уточнение знаний о жизни зверей в зимний период года (интеграция познавательно-речевой, изобразительной и математической видов деятельности детей).

Занятие на тему «Жизнь птиц зимой» (для детей седьмого года жизни).

Цель: обобщение знаний детей о зимующих и перелетных птицах (интеграция познавательно-речевой, конструктивной и театрализованной видов деятельности детей).

Необходимо отметить, что принцип интеграции становится сегодня важнейшим условием оптимизации образовательно-воспитательного процесса ДОУ и эффективного обогащения познавательной, эколого-эстетической и художественной компетентности дошкольников. Реализация этого условия раскрывает большие дополнительные возможности для творческого развития детей, формирования качественного базиса интеллектуально-познавательной, эмоционально-чувственной, произвольно-волевой культуры и разноаспектных отношений детей дошкольного возраста с окружающим миром.

 

.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...