Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуально-технологическая модель оптимизации педагогического процесса




Концептуально-технологическая модель оптимизации педагогического процесса

(МОДЕЛЬ ГРИБАНОВОЙ М. В. )

     
 


знать УМЕТЬ

                 
Природа
 
 
ХОТЕТЬ ТВОРИТЬ ПО - СВОЕМУ


Опосредующее звено становления базиса культуры личности, индивидуальности и творческости выпускника МДОУ № 38 –

развивающие и личностно-ориентированные технологи

Технология эстетического и художественного познания детьми мира   Технология интеграции интеллектуально-познавательных и художественно-творческих видов деятельности   Технология формирования субъективно-оценочного, ценностного отношения к миру   Технология развития эмоционально-чувственной сферы

 

  Технологии вариативного взаимодействия педагогов с детьми     Технологии организации предметно-пространственной среды по тематическому принципу   Технология блочно-тематического планирования образовательного процесса

Результат достижений ребёнка: целостный образ мира, образ себя в мире, способность активно и самостоятельно взаимодействовать с миром

 

 

Проектирование коррекционной работы в условиях логопункта ДОУ

Т. М. Подскочинова, учитель-логопед

МДОУ № 16, г. Добрянка

           К сожалению, в настоящее время растёт количество детей дошкольного возраста с дефектами речи. Среди них большую часть составляют дети, страдающие фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (Л. С. Волкова). Это дети, имеющие полноценный слух и интеллект, но не вполне развитый фонематический слух — способность осуществлять специальные умственные операции по различению и узнаванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова. В дальнейшем ФФНР является фактором риска по отношению к овладению школьными навыками письма и чтения. В процессе коррекции звукопроизношения у таких детей проводится работа по дифференциации звуков, смешиваемых ими в устной речи. Коррекция строится на операциях сравнения пары звуков. Звуки дифференцируются на слух и в произношении. Взрослый называет попарно слоги, слова, либо отдельные словосочетания и предложения, содержащие смешиваемые звуки. Перед ребёнком ставится несколько задач: назвать звуки, сравнить слова, а главное, безошибочно повторить то, что услышал. Из стихов и рассказов выделяются слова с дифференцируемыми звуками, проводится сравнительный анализ этих слов, слова правильно произносятся, далее стихи заучиваются, а тексты пересказываются.

           Наиболее эффективно коррекционная работа по дифференциации звуков осуществляется в условиях логопедической группы, в условиях спланированного сочетания индивидуальных и фронтальных форм работы, в условиях последовательного изучения всех пар смешиваемых звуков на фронтальных занятиях. С 2002 года в детских садах г. Добрянки работа по исправлению недостатков речи детей была переведена в рамки логопунктов. Такая смена специфики работы выявила ряд проблем для учителей-логопедов ДОУ.

1. Исключение фронтальной формы занятий, что повлекло необходимость включения в индивидуальные занятия дополнительных тем по дифференциации звуков, речевого и дидактического материала.

2. Недостаток времени на подборку слов, предложений, стихов к каждому индивидуальному занятию.

3. Отсутствие методического пособия, где был бы собран в полном объёме соответствующий фонетическим требованиям речевой материал.

Актуальность указанных проблем вывела учителей-логопедов ДОУ № 16 на необходимость разработки информационно-педагогического проекта. Мы назвали его словами из популярной скороговорки: «Шла Саша по шоссе... ». В 2006 - 2007 учебном году совместно с коллегой, логопедом ДОУ № 16 г. Добрянки Трухиной Т. В., мы поставили цель - систематизировать речевой материал по дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и текстах для индивидуальных занятий на логопункте.

Для выполнения поставленной цели были сформулированы задачи:

- Изучить имеющуюся методическую литературу с целью отбора пособий по теме проекта.

- Проанализировать имеющийся в пособиях речевой материал по дифференциации звуков.

- Разработать определенный алгоритм подборки и оформления материала на все группы смешиваемых звуков.

- Оформить речевой материал по разработанному алгоритму.

С учётом задач определили содержание и механизмы реализации проекта. Помощниками в подборе речевого материала стали популярные пособия А. И. Богомоловой, В. В. Коноваленко, И. С. Лопухиной, Н. В. Нищевой, Ю. Б. Норкиной, Л. Г. Паромоновой, Е. Ф. Рау, Н. И. Соколенко, М. Е. Хватцева. Далее мы разработали план оформления речевого материала для отдельных пар дифференцируемых звуков, который можно продемонстрировать на примере темы «Дифференциация звуков С — Ш».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С – Ш.

СЛОГИ

· Са-ша со-шо су-шу сы-ши (ша-са… са-са-ша…)

· Ас-аш ос-ош ус-уш ыс-ыш ис-иш яс-яш ёс-ёш юс-юш (аш-ас… ас-аш-аш…ос-яш-юш…)

· Аса-аша осо-ошо усу-ушу ысы-ыши …

· Сва-шва сво-шво сву-шву свы-швы (п, м, т, …)

· Асва-ашва осво-ошво усву-ушву ысвы-ышвы…

· Саш сош суш сыш сэш (саш-сош-суш…)

· Шас шос шус шис шэс (шас-шис-шус…)

· Асша осшо усшу ысши эсше (ша-асша…)

· Ашса ошсо ушсу ышсы эшсэ (са-ашса…)

СЛОВА

Са-ша: касса – каша масса – Маша сайка – шапка сайка – шайка писать – мешать салют – шалун посадка – лошадка салфетка – шалфей кусать – кушать.

Со-шо: сок – шок лесок – мешок кусок – пушок посол – пошёл песок – мешок.

Су-шу: сумка – шумно несу – пишу пасу – пашу плясун – пляшу суметь – шуметь сутки – шутки.

Сы-ши: усы – уши сыны – шины сыпь – шип сила – шило.

С – ш: нас – наш вас – ваш мыс – мышь плюс – плюш басня – башня каска – кашка маска – Машка миска – мишка кумыс – камыш пуски – пушки нос – нож носки – ножки плоско – плошка стуки – штуки стык – штык слякоть – шляпа спали – шпалы стиль – штиль.

С+ш: суша Саша сушки спешка шесть шоссе шасси шелест стишок пустошь сынушко сушёный фисташки веснушки нашествие насмешка смешинка штепсель пастушок пастушка солнышко машинист шахматист

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Ясное солнышко, пасёшь стадо, моешься под душем, посылаешь письмо, несёшь стёклышко, купаешься в шайке, спускаешься вниз, пиши- не спеши, пушистый снег, скошенный овёс, душистый ландыш, вкусная каша, сосновая шишка, смешной стишок, пушистая кошка, шесть шестов, машина без колеса, миска с кашей, миска с ложкой, лошадиный хвост, большая сумка.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. У Саши сушка. У Миши санки. Саша ест кашу. Саше шесть лет. Пастушок спит. Кошка ест суп. Соня моет малыша. Соня сушит шубу. Соня спешит в сад. Саша сушит сушки. Пастушок пасёт стадо. Света всегда послушная. Наташа везёт санки. Сынишка скушал кашу. Поспешишь – людей насмешишь. Катюша всех насмешила. Наташа ест фисташки. Славе купили новую машину. У Сони пушистый котёнок. На столе стоит кувшин. Маша спешит к финишу. Шесть котят есть хотят. На подносе шесть стаканов. Солнышко восходит на востоке. У Алёши шесть гостей. У самолёта большие шасси. Бабушка делает массаж дедушке. Совсем не слышно шагов кошки. Сосны тихо шумят в лесу. Саша и Соня идут в сад. Саша и Соня спешат в школу. В лесу шелестят сухие листья. По шоссе с шумом несутся машины. В слякоть надевай калоши и шляпу. Саша любит путешествовать пешком. Кошке на нос свалилась сосновая шишка. Спят в саду собака Пушок и кошка Машка. Я сушу сено. Я шагаю по шоссе. Я спешу в садик. Я съем сушку. Я спишу стишок. Я слышу шум. Я ставлю штамп. Я сошью шесть костюмов.

СКОРОГОВОРКИ

Надо суметь тут не шуметь. Мишка ест из миски.

Шестые сутки шутим шутки. У сынишки пустышки.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Белоснежные босоножки сушатся на окошке. Пушистые кошки сидят на окошке. Ласковое солнышко высушило стёклышко. У Саши на суше уши суше. Не спеши, Саша, путешествовать по шоссе. Несушки спешат к сушкам, а сушки к несушкам не спешат. Сошью сынишке – хвастунишке смешные штанишки. У шести Сашек по шесть шестов, на шести шестах по шесть сушек. В Сашином лукошке шесть кошек. Пошёл Саша пешком, понёс мешок с песком. Мышки мишке вымоют миски.

ЧИСТОГОВОРКИ, СТИХИ

Са-ша-ша – Соня моет малыша.       Шапка с ушами

Су-су-шу – я носки себе сушу.         И мишка с ушами,

Шу-шу-су – сушки Саше я несу.      Всё уши да уши -

Ше-ше-се – Саша вышел на шоссе. Послушайте сами.

Сы-сы-ши – я спешу, и ты спеши.

      Мышка или мишка кушает из миски?

      Или только киске есть дают из миски?

Соня и Саша весело смеялись:

Шесть пушистых кошек мышонка испугались.

       Детишки слушают бабушкины сказки,

       Блестят у малышей глазки.

Сколько ушек у шести лягушек?

А сколько ушек у шести подушек?

       Саша сегодня в гости спешит.

       Снова он шутками всех насмешит.

Саша с Машей, не спеша, шьют сапожки кошке,

Но не будет кошка носить эти сапожки.

РАССКАЗЫ               

«Оса». Алиса нашла осу. Оса полосатая, у неё шесть ножек. Алиса посадила осу на большой лист. Оса сидела – сидела, а потом улетела.

«Дружба». У Саши была собака Пушок. Однажды Саша и Пушок пошли вместе купаться. Саша подошёл к воде, поскользнулся и упал в воду. Пушок прыгнул за Сашей. Так Пушок спас Сашу.

«Шишки». Настя и Костя пошли в лес. В лесу валялось много сосновых шишек. Настя и Костя положили шишки в сумки и отнесли домой. Дети потом высушат шишки и повесят их на новогоднюю ёлку.

«Пушок и Машка». У Саши - собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

«Сушки с веснушками». Саша с Машей едят сушки. Недовольна Саша. – У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки! – Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Ешь, они вкусные! – Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше.

«Кот Васька». У бабушки есть кот Васька. Он полосатый, с пушистым хвостом. Васька умеет ловить мышей. Услышит Васька писк – и ждёт мышку. Только мышкины усы увидел – ам, и нет мышки.

Как видно из примера, речевой материал располагается последовательно, от простого к сложному. В рамках одного раздела – от слогов прямых к слогам со стечением обоих звуков, либо от коротких предложений к более длинным и сложным в плане произношения. В сборнике в целом – в соответствии с общей последовательностью коррекции звуков. На наш взгляд, это одно из главных преимуществ - отвечает специальным фонетическим требованиям: в нём содержится максимальное количество закрепляемых звуков и в то же время минимум звуков, которыми ребёнок ещё не овладел. Материал применяется в сочетании с разнообразными универсальными упражнениями и играми, которые есть в копилке у любого специалиста. В процессе работы из литературы подбирался, апробировался на занятиях и оформлялся речевой материал на разные пары звуков. В итоге материал был систематизирован в сборник «Речевой материал по дифференциации звуков: практическое пособие для учителей-логопедов», в содержании которого значились 20 тем: Дифференциация звуков К – Г; К – Х; С — СЬ; З — ЗЬ; С — З; СЬ – ЗЬ; С – Ц; С – Ш; З – Ж; Ш – Ж; Л – ЛЬ; ЛЬ – Й; Р – РЬ; Л – Р; ЛЬ – РЬ; Л, ЛЬ – Р, РЬ; С – Ч; Ч – ТЬ; СЬ – Щ; Ч – Щ. В настоящий момент сборник дополнен материалом для дифференциации звуков К - Т и Г — Д.

Мы думали, что, реализуя проект, только лишь соберём из разных источников воедино необходимый нам речевой материал. На самом деле результат оказался намного продуктивнее:

- оптимизировано планирование индивидуального коррекционного маршрута ребёнка с ФФНР на этапе дифференциации звуков;

- систематизировано содержание логопедической работы по дифференциации звуков;

- улучшено взаимодействие с родителями: домашние задания насыщаются речевым материалом в соответствии с тем уровнем развития речи, на котором ребёнок находится в настоящий момент. Выполнение домашних упражнений становится для родителей - наших главных помощников наиболее продуктивным и понятным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...