Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Расколы российского пространства




Формирование новой системы "центр — регионы" заняло многие годы. Начавшая­ся гражданская война привела к дроблению российской территории на множество ква­зигосударственных образований. Одни из них создавалась в регионах (причем не обязательно национальных) в процессе формирования РСФСР и провозглашали себя советскими республиками. Другие были образованы оппозицией, причем разными ее группами, нередко остро конфликтовавшими друг с другом. На тер­ритории России появились региональные правительства с участием кадетов, эсе­ров, меньшевиков и других партий. Немного позднее сложились военно-админи­стративные "белогвардейские" образования. Целый ряд прежних автономных ре­гионов или крупных этнических ареалов приступил к более или менее успешному формированию собственной независимой государственности, рассчитывая на зарубежную поддержку.

Наименее устойчивыми оказались западные границы прежней империи, где произошло образование ряда независимых государств. Советской России не уда­лось удержать в своем составе территории с западно-христианской культурой, тяго­тевшие к Европе. На основе этих территорий в продолжение процесса националь­но-государственного строительства, захватившего Европу в XIX в., возникли пять новых национальных государств — Финляндия, Польша, Эстония, Латвия и Литва. Также была потеряна территория Молдавии — региона с православной культурой, но романским, а не славянским культурным субстратом.

• В Финляндии сейм принял в декабре 1917 г. декларацию о независимости. РСФСР признала независимость Финляндии. Правда, все-таки имела место по­пытка создать в январе 1918 г. Финскую социалистическую рабочую республику, которая быстро провалилась. Кроме того, следует обратить внимание на создание автономной власти в 1920—1922 гг. в северных районах Карелии (территория РСФСР) с центром в Ухте (Временное карельское правительство. Карельский со­юз, Временный карельский комитет), которая была разгромлена советскими вой­сками. Для этой карельской автономии была характерна связь с Финляндией.

• Польша стала независимым государством. В ноябре 1918 г. Регентский совет передал власть Пилсудскому, который сформировал польское правительст­во. Попытка Красной Армии летом 1920 г. организовать поход на Польшу была неудачной, и на "польском фронте" советская Россия была вынуждена уступить. В марте 1921 г. Россия и Польша подписали в Риге мирный договор, в соответст-

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

вии с которым Польша получила территории Западной Украины и Западной Бе­лоруссии, ранее входившие в империю. В самой Польше в 1921 г. была принята конституция.

• В Прибалтике на этнической основе возникли три независимых государ­ства — Эстония, Латвия и Литва. Собственные органы власти были сформированы здесь в 1918 г. За этим последовал период борьбы с попытками утверждения совет­ской власти. К 1920 г. все три государства обрели достаточную устойчивость, и Рос­сия подписала с ними мирные договора, признав их существование.

• Территория Молдавии (Бессарабии) отошла к этнически родственной Ру­мынии. Еще в октябре 1917 г. на Военно-молдавском съезде был создан Сфатул цэрий ("Совет страны"), выступивший за автономию Молдавии. В декабре 1917 г. он объявил о создании народной республики, но в начале 1918 г. Молдавия была оккупирована Румынией. В конце 1918 г. Сфатул цэрий поддержал объединение Молдавии с Румынией.

Очень сложная ситуация возникает на Украине. Вскоре после Октябрьской революции Центральная Рада провозглашает Украинскую народную республику в составе России (разумеется, речь не шла о советской России). В январе 1918 г. УНР провозглашает независимость. Но незадолго до этого, в декабре 1917 г. в Харько­ве была провозглашена Украинская ССР. На протяжении ряда лет территория Ук­раины была расколота между регионами, контролируемыми сторонниками незави­симости (а также немецкими или польскими войсками), и регионами, где действо­вала советская власть. Попытки создания автономных украинских правительств после разгона немцами Центральной Рады предпринимались еще не раз — Украин­ская держава гетмана П. Скоропадского (под контролем Германии), Украинская ди­ректория С. Петлюры в 1919—1920 гг. В 1921 г. на основной территории Украины утвердилась советская власть, но Западную Украину пришлось уступить Польше.

Имела место и попытка создания независимого государства в Белоруссии, где национальное движение было очень слабым. В 1918 г. здесь была провозглаше­на Белорусская народная республика, которая, однако, оказалась эфемерным обра­зованием. После гражданской войны, в 1921 г. Белоруссия поделилась на две части: Белорусскую ССР и территорию Польши.

На южных границах были предприняты менее удачные попытки создания независимых от советской России национальных государств.

• В 1918 г. возник Закавказский сейм, и была провозглашена Закавказская
федеративная демократическая республика (важный пример единственной "несо­
ветской" федерации, созданной в процессе распада империи), которая быстро рас­
палась на три части — Грузию, Армению и Азербайджан34. Эти три государства

м Кроме того, в Нахичевани в 1918 г. была провозглашена Араксская республика.

4.3 Отношения "центр регионы " в советский период

оказались недолговечными. В 1920 г. советская власть была установлена в Азербай­джане и Армении, в 1921 г. — в Грузии.

• На Северном Кавказе также развивается национальное движение, что влечет за собой формирование ряда еще менее долговечных государственных обра­зований. В декабре 1917 г. во Владикавказе было сформировано многонацио­нальное Терско-Дагестанское правительство, просуществовавшее несколько меся­цев. Далее в 1918 г. действовали Терский казачье-крестьянский совет и Временное народное правительство Терского края. В работе этих структур участвовали как терские казаки, так и представители народов Северного Кавказа. В мае 1918 г. в Тифлисе была провозглашена Горская республика (Республика Союза горцев Се­верного Кавказа), где ключевой фигурой был чеченец Т. Чермоев. В горах Чечни до 1920 г. существовал Северо-Кавказский эмират Узун-Хаджи. В Дагестане Н. Гоцин-ский, потомок наиба Шамиля, пытался создать новый имамат (он был провозгла­шен четвертым имамом Дагестана). Также некоторое время в Дагестане существо­вало Кавказско-Каспийское правительство Л. Бичерахова (осетина по националь­ности; его брат Г. Бичерахов был создателем Временного народного правительства Терского края).

• В Центральной Азии было несколько попыток создания независимых го­сударственных образований. На казахской территории в этом направлении дейст­вовала партия "Алаш". Созданная ею Алаш-орда была окончательно ликвидирована в 1920 г. В Туркестане в ноябре—декабре 1917 г. существовала Кокандская автоно­мия, ориентированная на Турцию. В дальнейшем, после установления советской власти в Туркестане, Бухаре и Хиве, в Центральной Азии развивалось движение басмачей, которые на разных этапах могли де-факто контролировать довольно боль­шие территории (это движение было в целом ликвидировано к 1926 г.).

Расколы российского пространства проходят не только по линии "русское ядро — этнические периферии". Собственно русская территория распадается на части, причем границы расколов были связаны не только с текущими военными успехами Красной Армии или белогвардейцев. В годы гражданской войны доста­точно очевидными стали и противоречия между "русским ядром" и "русскими ок­раинами", когда именно на последних сопротивление советской власти оказалось наиболее активным.

Во-первых, особая ситуация возникает на Юге России, прежде всего — на казачьих территориях Дона и Кубани.

Начало 1918 г. ознаменовалось формированием первых государственных об­разований в составе РСФСР. Эти государственные образования провозглашались стихийно "снизу" и объявляли о своем присоединении к новому государствообра-зующему центру. Данный процесс активно разворачивался на Юге России. В янва­ре 1918 г. была провозглашена Ставропольская советская республика, в марте — Терская (Пятигорск), Черноморская (Туапсе), Донская и Таврическая (Симферо-

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

поль), в апреле — Кубанская (Екатеринодар, ныне — Краснодар). В мае 1918 г. по­явилась объединенная Кубано-Черноморская советская республика. В июле 1918 г. на I съезде советов Северного Кавказа была провозглашена Северо-Кавказская со­ветская республика, в которую объединились Кубано-Черноморская, Терская и Ставропольская республики.

Однако процесс "советского" государствообразования на Юге России был прерван в связи с развитием на этих территориях белого движения, пользовавшего­ся поддержкой части казачества. Таврическая республика продержалась только до апреля 1918 г. К концу 1918 г. большевики потеряли контроль на Северном Кавказе, и в декабре 1918 г. Северо-Кавказская республика была упразднена постановлением

вцик.

Самым интересным примером является Кубань, где возникло движение в поддержку региональной автономии". На Кубани в 1917—1919 гг. отмечается борьба между самыми разными группами, стремившимися создать свои прави­тельства. Еще до Кубанской советской республики кубанские казаки создали соб­ственное краевое правительство — Кубанскую раду3 . После занятия Екатерино-дара белогвардейским генералом А. Деникиным в августе 1918 г. это региональное правительство было воссоздано. Но в рамках этого правительства произошел ост­рый конфликт между сторонниками А. Деникина ("линейцами"), которые высту­пали против какой бы то ни было региональной автономии, и кубанскими автоно­мистами ("черноморцами"). Последним удалось захватить власть в Кубанской раде, но их разогнал в ноябре 1919 г. А. Деникин (некоторые лидеры автономистов были просто расстреляны).

Другим особым регионом проявляет себя казачий Дон, где советская власть на первых порах имела мало перспектив. В то же время, в отличие от Ку­бани, на Дону с его сложившимися в XVIII—XIX вв. традициями служения казаков государю автономизм развит не был. Еще при Временном правительстве здесь, как и на Кубани, возникла своя властная структура — Донское войсковое правительст­во. В апреле 1918 г. была сформирована квазигосударственная власть в виде Вре­менного донского правительства. В мае 1918 г. оно было заново провозглашено в Новочеркасске с передачей власти генералу П. Краснову, который получил титул войскового атамана. В июне 1918 г. была принята декларация, провозглашавшая Донскую республику.

Интересным примером была попытка политической консолидации казаков (донских, кубанских и терских) и народов Северного Кавказа. В октябре 1917 г.

35 Напомним, что кубанские казаки имеют совершенно особое происхождение и по­
тому хорошо развитую идентичность. Начало кубанскому казачеству было положено пере­
селением на эти земли бывших запорожских казаков с территории Украины при Екатерине
II. Поэтому Кубань генетически и исторически тесно связана с Украиной.

36 Кубанская рада как автономистское объединение появилась еще в апреле 1917 г
В ноябре 1917 г. она создала краевое правительство.

4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период

во Владикавказе создан Юго-Восточный Союз казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей. После Октябрьской революции на этой основе в Екате-ринодаре возникло Объединенное правительство, просуществовавшее до начала

1918 г.

В целом на Юге России в 1918 г. формируется мощное ядро антибольшеви­стского сопротивления во главе с генералом А. Деникиным. Этот белогвардейский генерал опирался на территориально-политическую основу Юго-Восточного Союза. Но при этом речь шла не о создании региональной автономии. Наоборот, А. Дени­кин использовал лозунги "великой, единой и неделимой России", а Юг виделся как плацдарм для завоевания власти в центре.

В 1918 г. А. Деникин стал командующим Вооруженными силами Юга Рос­сии. К концу 1918 г. ему удалось ликвидировать советскую власть на Юге, унич­тожив все советские республики, возникшие на этой территории весной. В январе

1919 г. А. Деникин создал единое военное командование Юга России. Он имел ста­
тус главнокомандующего, при нем в качестве своеобразного регионального прави­
тельства действовало Особое совещание. Под контролем А. Деникина находились
Кубань, Дон (Донская республика была провозглашена частью Юго-Восточного
союза) и другие южные территории. Эта ситуация сохранялась до марта 1920 г.,
когда армия А Деникина была разгромлена большевиками (в апреле 1920 г. А Дени­
кин покинул Россию). Последним островком южной антибольшевистской квази­
государственности оставался Крым. В апреле 1920 г. правителем Юга России стал
генерал П. Врангель, контролировавший Крым. Его армия была разгромлена в но­
ябре 1920 г., после чего Крым тоже оказался под полным контролем большевиков.

Во-вторых, за границами территориально-политического контроля совет­ской власти длительное время находится Русский Север.

На Русском Севере возникает автономная Северная область. В августе 1918 г. было создано Верховное управление Северной области во главе с народным социа­листом Н. Чайковским. В октябре 1918 г. в Архангельске появилось более устойчи­вое правительство Северной области. В апреле 1919 г. Север, подобно Югу, признал верховную власть А. Колчака. Со своей стороны А. Колчак в сентябре 1919 г. упразд­нил временное правительство Северной области и назначил главой этого региона генерала Е. Миллера. Северная область была ликвидирована большевиками в февра­ле 1920 г., почти одновременно с расстрелом А. Колчака и уничтожением оппози­ции в Сибири.

В-третьих, в ходе гражданской войны начинает проявляться раскол между Западом и Востоком России. Свои территориально-политические системы склады­ваются в Сибири и на Дальнем Востоке. С одной стороны, они играют роль плац­дармов для захвата власти в центре (Сибирь А. Колчака) или распространения со­ветской власти (Дальневосточная республика). С другой стороны, в Сибири к тому времени уже проявляются попытки формирования собственной идентичности и

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы "

существуют выступления в пользу автономии. Данную тенденцию обозначает си­бирское областничество, движение в поддержку сибирской автономии. Предста­вители этого движения воспринимают политику центра в отношении Сибири как колониальную.

Сначала на Русском Востоке формировались региональные правительства, в которые входили представители оппозиционных большевикам политических пар­тий. Восток в силу своего географического положения и слабых позиций коммуни­стического движения играет роль своеобразного убежища для оппозиции новому режиму (автономистская составляющая была выражена гораздо слабее). В январе— феврале 1918 г. в Томске возникает Временное сибирское правительство. Вскоре, в мае 1918 г. основной состав этого правительства обосновался во Владивостоке. Тем временем в Томске в июне 1918 г. было создано новое Временное сибирское пра­вительство. В ноябре 1918 г. это правительство передало власть Уфимской дирек­тории (Уфа, т.е. центр директории находился на Урале), которая стала следую­щей крупной попыткой создания новой квазигосударственной власти. Уфимская директория возникла в сентябре 1918 г. и, что важно отметить, позиционировалась как Временное всероссийское правительство (в октябре она перебралась в Си­бирь — в Омск37).

Следующая и наиболее серьезная попытка создания антибольшевистской власти, контролирующей большой участок российской территории, связана с ад­миралом А. Колчаком. В ноябре 1918 г. в Омске была арестована Уфимская директо­рия, и А. Колчак был провозглашен верховным правителем России. Подобно А. Де­никину, А Колчак видел Сибирь как плацдарм для завоевания власти в России, а не автономное образование38. Хотя надо понимать, что в случае успешного закреп­ления белогвардейцев на этой территории здесь при определенных обстоятельствах могло сформироваться новое государство. Впрочем, этого не случилось.

Контролируемая А. Колчаком территория представляла собой основу бело­гвардейской России, выступавшей на том этапе центром сопротивления новому ре­жиму, утвердившемуся в столицах, Центральной России и Поволжье. А Колчак по­зиционировался как верховный правитель России (а не региональный лидер), ему формально подчинялся А Деникин, контролировавший Юг России в 1918—1919 гг. При А Колчаке действовали органы власти — Совет верховного правителя и Совет

57 Вообще, данная структура под давлением большевиков мигрировала с запада на восток. Впервые она возникла в 1918 г. в Самаре, где после мятежа белочехов эсеры органи­зовали комитет из депутатов разогнанного Учредительного собрания — Комуч. В сентябре 1918 г. они собрались в Уфе, где провозгласили Всероссийское временное правительство Затем им пришлось перебраться в Омск.

38 Движение в поддержку советской власти в Сибири к тому времени было практи­чески подавлено. Созданная в Иркутске в 1917 г. Центросибирь (ЦИК советов Сибири летом 1918 г. оставила Иркутск и Забайкалье и самораспустилась.

4.3 Отношения "центр регионы "в советский период

министров. Территория являлась как бы осколком прежней России, она сохраняла традиционное губернское устройство, и на ней назначались губернаторы.

Однако А. Колчаку не удалось удержать власть на территории Сибири и Даль­него Востока (Урал представлял собой буферную зону, за которую велась борьба; кроме того, здесь в ноябре 1917 г. была провозглашена башкирская автономия во главе с А.-3. Валидовым). Весеннее наступление А Колчака на Урал и Волгу в 1919 г. закончилось полным поражением39. В ноябре 1919 г. он потерял свой столичный центр — Омск. К концу 1919 г. Сибирь перешла под контроль большевиков. В ян­варе 1920 г. А. Колчак передал права верховного правителя А. Деникину (т.е. цент­ром сопротивления формально стал Юг), а в феврале был расстрелян большевика­ми в Иркутске.

Новым государственным образованием на Дальнем Востоке после разгро­ма А. Колчака стала Дальневосточная республика (ДВР), провозглашенная на уч­редительном съезде в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ) 6 апреля 1920 г. Эта республика формально была независимой, но находилась под влиянием РСФСР (широко распространено ее определение как буферной республики). В мае РСФСР официально признала ДВР, которая постепенно расширяла свою территорию (фак­тически в интересах РСФСР и при ее военной поддержке).

Первоначально ДВР занимала на самом деле не Дальний Восток, а Забайка­лье, и то не все. В Забайкалье и на Дальнем Востоке шла своя борьба за террито­рию. Как уже сказано, действовавшая в Прибайкалье и Забайкалье большевистская Центросибирь к тому времени потерпела поражение. Главным противником совет­ской власти в Забайкалье стал Г. Семенов, объявленный атаманом Забайкальского казачьего войска. В январе 1919 г. в Чите под его руководством было создано За­байкальское правительство. Летом 1920 г. прошло краевое собрание, в сентябре было сформировано Временное Восточно-Забайкальское народное собрание. Од­нако на этом власть Г. Семенова в Забайкалье закончилась.

В октябре 1920 г. под контроль ДВР перешла Чита, которая стала ее новой столицей. После этого в октябре—ноябре 1920 г. было сформировано правительство ДВР, а в январе 1921 г. прошли выборы в Учредительное собрание. Далее Учре­дительное собрание приняло конституцию ДВР, которая провозглашалась незави­симым демократическим государством (парламент ДВР назывался Народным соб­ранием). При этом правительство ДВР возглавляли большевики, лояльные руково­дству РСФСР, и потому говорить о реальном развитии нового независимого госу­дарства не приходилось.

Если Забайкалье в 1920 г. стало новым центром распространения советской власти, то в 1921—1922 гг. на собственно Дальнем Востоке продолжалась война меж-

39 Летом 1919 г. большевики взяли Пермь и Екатеринбург, и Урал окончательно за­крепился в составе советской России. К тому времени были подавлены и попытки оренбург-ского войскового казачьего атамана А. Дутова удержать под своей властью Южный Урат.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр регионы "

ду большевиками и ДВР, с одной стороны, и белогвардейскими частями и япон­ско-американскими интервентами, с другой. После победы большевиков и выхо­да Красной Армии к Тихому океану Народное Собрание ДВР в ноябре 1922 г. об­ратилось к властям РСФСР с просьбой о присоединении. ДВР была сразу же уп­разднена декретом ВЦИК 15 ноября 1922 г., и дальневосточная квазигосударствен­ность прекратила свое существование. Территория ДВР вошла в состав РСФСР без какой бы то ни было автономии. Это лишний раз подчеркивает, что региональный автономизм на Дальнем Востоке был слаб, и центральная власть не ставила во­прос о признании Дальнего Востока как особой части государства40.

В ходе гражданской войны основная территория России раскололась на две части. Ее центральная часть вместе со столицами (с 12 марта 1918 г. большевики перенесли столицу РСФСР из Петрограда в Москву) составила ядро нового госу­дарства — РСФСР, которое создавалось на принципах советского федерализма и ленинской национальной политики. Другая часть находилась под контролем бело­гвардейцев и представляла своеобразный осколок "старой" России. Она включала крупные (и территориально не связанные друг с другом) периферии Российского государства в виде Сибири (главный центр под управлением А. Колчака), Юга и Севера. Победа большевиков в гражданской войне означала расширение фактиче­ской территории РСФСР за счет прежних очагов антибольшевистского сопротив­ления. Одновременно она означала преодоление тенденции к расколу собственно русской территории на региональные составляющие (Центр, Север, Юг, Восток).

Важно отметить, что региональная и национальная политика большевиков получила поддержку на национальных окраинах, что сыграло свою роль в граждан­ской войне. Дело в том, что белые генералы декларировали "единую и неделимую" Россию, отметая любую региональную и национальную автономию4. Принципы их политики не находили поддержки у значительной части местного населения и по этой причине. Поэтому советский федерализм оказался вполне конкурентоспо­собным в глазах национальных меньшинств, способствовав консолидации терри­тории на новых основаниях.

4.3.5

Национально-государственный полицентризм и его преодоление

Система советских социалистических республик, возникших на территории быв­шей Российской империи, не ограничивалась одной РСФСР. Развитие процессов

40 Слабые попытки создания автономной антибольшевистской власти при участии
белогвардейцев и местных национальных лидеров предпринимались в 1922 г. в Якутии.
Здесь некоторое время существовало Временное якутское областное управление.

41 А. Деникин оказался в конфликте не только с кубанскими автономистами, но и с
рядом национальных движений Северного Кавказа.

4.3 Отношения "центр — регионы "в советский период

нового государствообразования привело к провозглашению еще ряда республик, созданных в основном по национальному признаку.

• 12 (25) декабря 1917 г. на I Всеукраинском съезде советов в Харькове (т.е. на Востоке Украины) была провозглашена Украинская советская соци&тистическая республика (Киев, напомним, контролировала Центральная Рада). В ходе граждан­ской войны она, как и РСФСР, вела борьбу за расширение своей территории.

• 1 января 1919 г. провозглашена Белорусская ССР.

• 28 апреля 1920 г. провозглашена Азербайджанская ССР, прекратила свое существование независимая республика, созданная партией "Мусават".

• 26 апреля 1920 г. провозглашена Хорезмская народная социалистическая республика (на территории прежнего Хивинского ханства).

• 8 октября 1920 г. провозглашена Бухарская народная социалистическая республика (на территории прежнего Бухарского эмирата).

• 29 ноября 1920 г. провозглашена Армянская ССР с соответствующей лик­видацией независимой Армении, где у власти находились дашнаки42.

• 25 февраля 1921 г. провозглашена Грузинская ССР, и закончилась исто­рия меньшевистской Грузии.

Кроме того, как уже указывалось, в апреле 1920 г. появилась формально не­зависимая Дальневосточная республика. В связи с непростой политической ситуа­цией она официально не использовала в своем названии слова "советская" и "со­циалистическая", но находилась под очевидным влиянием РСФСР и играла роль ее дальневосточного плацдарма.

На протяжении 1917—1921 гг. на территории бывшей империи появляется восемь формально независимых друг от друга советских социалистических респуб­лик. Возникает феномен национально-государственного полицентризма, и начинает­ся поиск форм его преодоления.

Сложившуюся на том этапе территориально-политическую систему можно назвать советской конфедерацией. Система советских социалистических республик представляла собой конфедерацию восьми государственных образований во главе с РСФСР. В сущности, семь республик на том этапе выступают в роли сателлитов РСФСР, признающих ее первенство и более высокий статус. Украина, Белоруссия и три закавказских республики имели своих представителей в высших органах вла­сти РСФСР — ВЦИК и Совнаркоме, участвовали в работе съездов советов РСФСР.

Консолидация новых государств на этапе 1920—1921 гг. обеспечивалась также через союзные договора. Первый такой договор был подписан с Хорезмом 13 сентября 1920 г., далее — с Азербайджаном 30 сентября 1920 г., затем с Украи­ной 28 декабря 1920 г. В 1921 г. были подписаны союзные договора с Белоруссией

42 В 1921 г. дашнакам удалось на несколько месяцев взять под свой контроль часть территории Армении, включая Ереван, но на этом их движение было подавлено.

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы "

(16 января), Бухарой (4 марта), Грузией (21 мая) и Арменией (30 сентября). Союз­ный договор РСФСР и УССР предусматривал, в частности, объединение военных и хозяйственных комиссариатов двух формально независимых государств.

По сути, РСФСР были переданы полномочия в сфере внешней политики. Так, 22 февраля 1922 г. восемь республик передали РСФСР право представлять их интересы на международной Генуэзской конференции.

При этом не только РСФСР складывается в форме федерации. 12 марта 1922 г. три из восьми государственных образований создают еще одну федерацию: Грузия, Армения и Азербайджан провозгласили Федеративный союз советских социали­стических республик Закавказья. 13 декабря 1922 г. была юридически оформлена ЗСФСР — Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В отличие от РСФСР, где федерированными являлись только некоторые террито­рии со статусом национальной автономии, ЗСФСР была ближе к типу классиче­ской федерации, поскольку возникла в результате объединения трех формально не­зависимых государств.

К 1922 г. возникает вопрос о форме более жесткого объединения сложив­шейся к тому времени системы советских социалистических республик.

• И. Сталин отстаивал идею автономизации. Она предполагала вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономии. При таком развитии событий объединение произошло бы в форме присоединения республик к России, их вхождения в состав Российской Федерации в качестве новых автономных обра­зований. Доводом сторонников этой идеи были огромные различия между РСФСР и другими республиками по размерам территории, количеству населения и пр. В то же время национальные противоречия оказались сильнее и не позволили реализо­вать концепцию фактического восстановления прежней "большой России" на но­вой, советской и социалистической основе. Против вхождения в состав России выступили представители Украины и Грузии — республик с наиболее развитой на тот момент артикуляцией собственных интересов.

• Победу одержала иная концепция, одним из авторов которой был В.И. Ле­нин. Им было предложено формирование нового государственного объединения феде­ративного типа, в котором РСФСР стала бы одной из участниц, наравне с прочими республиками. Известно, например, письмо первого руководителя советского го­сударства грузинским коммунистам от 30 декабря 1922 г., где В.И. Ленин фактически поддержал их требования, выступив против "великорусского шовинизма". РСФСР, несмотря на свои громадные размеры, юридически уравнивалась с остальными республиками. Для развития России как территориально-политической системы это было инновацией: впервые на территории бывшей империи было проведено выделение "собственно России" в лице РСФСР. Ленинская идея была поддержана съездами советов всех четырех республик в декабре 1922 г. Концепция равноправ­ной, открытой для вступления других государств федерации лучше соответствовала

4.3 Отношения "центр регионы "в советский период

интересам территориальной экспансии, облегчая процесс консолидации все новых советских республик, многие из которых, очевидно, не захотели бы становиться внутренними автономиями России. Сталинский вариант ограничивал возможно­сти для территориальной экспансии, подводя страну к принятию концепции строительства социализма в отдельно взятом государстве.

В результате реализации ленинской концепции возникло новое государст­венное образование — Союз Советских Социалистических Республик (не имею­щий, как видно, какой-либо исторической, этнической или географической иден­тификации — только идеологическую). Декларация об образовании Союза ССР была принята 30 декабря 1922 г. на I съезде советов СССР. Был утвержден Договор об образовании СССР, который относится к типу федеративных договоров об объ­единении независимых государственных образований. Учредителями союза стали четыре республики — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. ДВР к тому времени уже не существовала, ее территория стала частью территории РСФСР (было бы странным сохранение двух "русских" государств). Бухара и Хорезм, бывшие вассальные тер­ритории Российской империи, преобразованные в результате местных революций в народные социалистические республики, пока остались за рамками СССР, но определение их судьбы уже фактически началось, тем более, что они оказались почти со всех сторон окружены территорией РСФСР.

Важно отметить, что в результате создания СССР на территории бывшей Российской империи возникла двухуровневая федерация. Два государства — учреди­теля Союза сами представляли собой федерации.

Формат Союза ССР предполагал равноправие участников союзов, добро­вольность их вхождения в союз и право свободного выхода из союза. Формально такая федерация имела весьма свободный характер и признаки конфедерации. Но в действительности началось выстраивание иерархических отношений между но­вым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками.

Новая территориально-политическая система оформлена первой конститу­цией СССР, принятой на II съезде советов СССР 31 января 1924 г. В основу этой конституции были положены Декларация и Договор 1922 г., на основании кото­рых был учрежден Союз. В сущности, первая советская конституция — это ком­промисс между строительством социализма в отдельно взятом государстве (толь­ко не в России, а в СССР) и территориальной экспансией новой политической модели (поскольку в союз могли входить новые участники). Федерация была "от­крытой" и "гибкой", но в то же время прослеживалась тенденция к концентрации власти на уровне союзных органов и созданию властной иерархии.

Первая советская конституция обозначила процесс дальнейшей консоли­дации новых государственных образований. Она ввела общесоюзное гражданство

Глава 4 Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы "

(предполагалось, что гражданин каждой республики одновременно является граж­данином СССР). Был создан двухпалатный парламент, одна из палат которого — Совет Национальностей — представляла интересы автономий. Усилилась иерархия в отношениях, что свидетельствовало о развитии тенденций в сторону централиза­ции. Например, СССР должен был утверждать конституции всех союзных респуб­лик (обычно конституции союзных республик утверждались через год после каждой новой общесоюзной конституции). В действительности началось выстраивание иерархических отношений между новым общенациональным центром — СССР и собственно союзными республиками. В то время как советы превращались из орга­нов рабочего самоуправления в винтики государственной машины, национально-государственные образования попадали в подчинение к усиливающемуся новому центру.

РСФСР из ведущего центра сложившейся после революции 1917 г. конфедера­ции советских социалистических республик превратилась в одну из равноправных рес­публик — учредителей нового Союза ССР (оставаясь при этом безусловно крупней­шей республикой по территории и социально-экономическому потенциалу). В рам­ках централизации часть полномочий РСФСР была передана в новый союзный центр. Так, после принятия конституции РСФСР 11 мая 1925 г. в ведение СССР перешли ведомство иностранных дел, железнодорожный транспорт и связь, воен­ное дело, внешняя торговля, установление денежной и кредитной системы.

Дальнейшее развитие СССР как территориально-политической системы идет по принципу дробления территории и создания новых союзных республик. В течение 18 лет с момента создания Союза число входящих в него республик выросло с 4 до 16. Новые республики создавались как за счет дальнейшего дробления уже сущест­вующей территории (в том числе территории РСФСР), так и в результате присое­динения новых земель.

Следующим этапом в процессе формирования советской территориально-политической системы стало национально-государственное размежевание респуб­лик Средней Азии, которое прошло в 1924—1925 гг.43 До того времени территория включала две автономные республики РСФСР — Туркестанскую и Казахскую (из­начально называлась Киргизской) и два полунезависимых советских государства — Хорезм и Бухару. Большевики приняли принципиальное решение о проведении на этой территории новых границ, приближенных к этническим, и созданию новых

43 Следует понимать, что организованные большевиками процессы национально-территориального размежевания во многих случаях стимулировали формирование и терри­ториальную консолидацию этнических групп, равно как и рост их национального самосоз­нания. Советское государство было как бы на шаг впереди "естественных" процессов этно­генеза и управляло этими процессами, создавая и упорядочивая тем самым свою этноре-гиональную структуру в сравнении с более аморфной этнорегиональной структурой Рос­сийской империи.

4.3 Отношения "центр регионы "в советский период

национальных государств в составе СССР. Хорезмская и Бухарская республики в 1924 г. были ликвидированы44.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.