Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экстремальная психопедагогика и ее задачи




Психология и педагогика, как видно, уже достаточно долго и активно занимаются проблемами экстремальных ситуаций. В настоящее время назрела необходимость оптимального объединения их усилий, нацеленного на обеспечение жизненного успеха человека и его безопасности.

Психологией называют науку о психике, как свойстве мозга, ее отражательной природе, особенностях у человека и психической деятельности, регулирующей его жизнедеятельность. Педагогика — наука о целенаправленном образовании, воспитании, обучении и развитии людей, обеспечивающем передачу опыта старших поколений молодым, достижение каждым человеком успеха в жизни и способствующем созданию для этого благоприятных условий в обществе, утверждению идеалов гуманизма, демократии, духовности, культуры и права. В своей основе объект их научного интереса общий — человек; есть общее и в целях — познать человека, помочь ему в жизни, предупредить срывы и неудачи. Есть, конечно, и немалые различия. Психологическая наука интересуется человеком где бы он ни был и в любой момент его жизни, в то время как педагогическая наука ограничивается вопросами образования, воспитания, обучения и развития человека, их осуществления и совершенствования. Первая объясняет внутренний мир человека и изыскивает пути психологического воздействия на него, а вторая — разрабатывает систему педагогической работы с ним, подготовки к жизни и профессиональной деятельности, их непрерывного совершенствования.

Особенно контрастны различия проведенных и проводимых психологических и педагогических исследований проблем человека в экстремальных ситуациях. Каждая из наук, соблюдая научную этику, старается не переступать границ присущего ей исследовательского подхода и не вторгаться на «территорию проблемного поля» другой. В результате одна наука в основном описывает психологию людей в экстремальных ситуациях (причем нередко в пугающе мрачных тонах), мало заботясь о том, как готовить их к ним, вторая — ищет ответы на вопрос «как готовить?», но недостаточно заботится о психологической обоснованности и тонкостях разрабатываемых педагогических мер. В узко-научном отношении такая этичность оправдана и должна сохраняться, но в практическом — от нее мало пользы. Интересы практики прагматичны — как лучше всего готовиться и действовать? И ей безразлично, к какой науке относится ответ. Наиболее практичен всегда комплексный, всесторонне взвешенный.

Следует отметить, что определенный опыт комплексного, взаимосвязанного использования психологического и педагогического знания уже накоплен. Можно назвать, например, педагогическую психологию — особую, пограничную с педагогикой отрасль психологической науки. На активном использовании достижений психологии основывается и значительная часть рекомендаций некоторых современных авторов педагогических трудов. Практика пошла еще дальше: в ряде министерств, ведомств, организаций уже проводится профессионально-психологическая подготовка персонала, представляющая собой педагогическую систему, основывающуюся на данных психологии. Стало употребляться и понятие «психопедагогика».

Применительно к экстремальным условиям возникла потребность усилить взаимосвязанное использование возможностей психологических и педагогических наук. Экстремальная психопедагогика пограничная между психологией и педагогикой, комплексная и взаимосвязанная система научных психологических и педагогических знаний, имеющая прикладную направленность и обеспечивающая максимально возможную на современном научном уровне подготовку людей к уверенным действиям в экстремальных ситуациях жизни и профессиональной деятельности и к обеспечению безопасности в них.

Задачамиэкстремальной психопедагогики в общеобразовательном и профессионально-образовательном процессах выступают:

• ознакомление обучающихся с психологическими характеристиками экстремальных ситуаций и их требованиями к экстремальной подготовленности человека, специалиста;

• достижение понимания обучающимися того, что успех действий и обеспечение безопасности в экстремальных ситуациях в решающей степени зависит от каждого и его подготовленности;

• формирование у обучающихся убежденности в личной возможности успешных действий в экстремальных ситуациях при хорошей подготовленности к ним;

• ознакомление обучающихся со структурой и содержанием компонентов экстремальной подготовленности и формирование мотивов к качественному овладению ими;

• формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, необходимых для успешных действий и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях;

• помощь обучающимся в развитии у привычек и качеств, обеспечивающих надежность достижения успеха и обеспечения безопасности при любых сложностях предвидимых ситуаций;

• подготовка специальных групп для слаженных, уверенных и надежных действий в экстремальных ситуациях.

Решение этих задач следует строить с учетом особенностей обучаемого контингента и тех конкретных экстремальных ситуаций, возникновение которых в его жизни и деятельности (особенности

места жительства, возраста, профессиональной деятельности, социальной среды, социального положения и пр.) весьма вероятно.

Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Что понимается под словосочетанием «экстремальная ситуация»?

2. Как различаются ситуации по степени экстремальности?

3. Припомните классификацию экстремальных ситуаций и дайте краткую характеристику каждой группы.

4. Подумайте и ответьте: а) с какими видами экстремальных ситуаций вам уже пришлось сталкиваться в жизни? 6) какие экстремальные ситуации приходится чаще всего преодолевать сейчас? в) какие экстремальные ситуации вы считаете наиболее вероятными в ближайшем будущем? г) какие из переживаемых и ожидаемых ситуаций беспокоят вас больше всего и вы хотели бы научиться преодолевать их наиболее успешно?

5. Какими документами федерального уровня регламентирована обязательность подготовки граждан нашей страны к успешным и безопасным действиям при экстремальных обстоятельствах?

6. Какие проблемы действий в экстремальных ситуациях и подготовки к ним разрабатывались и решались в психологической и педагогической науках до настоящего времени?

7. Какие из упоминавшихся в главе научных публикаций заинтересовали вас больше всего?

8. Какие проблемы изучают психологическая и педагогическая науки? В чем их различия и близость?

9. Дайте определение экстремальной психопедагогики?

10. Вспомните задачи, которые преследует изучение экстремальной психопедагогики, какие из них вы считаете важными для себя?





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.