Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системно-функциональная модель экстремальной ьситуации




Человек в ситуации — это не психология человека и ситуация, а психологическое единство психологии и всех компонентов ситуации, это психологическая включенность человека в ситуацию, превращающая ситуацию в системный объективно-субъективный феномен «человек в ситуации».

Психологическая включенность человека в ситуацию связана с рядом психологических явлений:

пониманием и оценкой человеком ситуации и ее отдельных факторов. Любой фактор, любая ситуация воспринимается человеком всегда субъективно, в собственной интерпретации. Справедливо отмечали Д. Креч и Р. Кратчфилд: «Не бывает беспристрастных фактов. Данные не имеют своей собственной логики, которая приводит к одинаковому восприятию и пониманию у всех людей. Данные воспринимаются и интерпретируются индивидом с точки зрения его нужд, в контексте его собственных ориентации, личностных особенностей и ранее сформированных когнитивных моделей»1. Так, опасная ситуация может восприниматься конкретным человеком как безопасная или малоопасная и напротив — безопасная восприниматься как опасная;

оценкой значимости ситуации и отношения к ней. Критерий значимости опосредует любую реакцию человека. Чем выше оценка значимости ситуации, тем больше сила ее психологического воздействия, тем значимее и сильнее реакция человека на нее. Экстремальные ситуации всегда имеют повышенное значение для человека, а, значит, оказывают большее чем обычное психологическое воздействие на него;

мотивацией активности в ситуации. Именно от мотивации зависит то, к какой цели и с каким упорством стремится человек, насколько важен для него результат активности. Одни мотивы заставляют преодолевать любые трудности, другие побуждают отступать перед малейшими препятствиями. Верно говорят: великая энергия рождается для достижения великой цели; тот, кто хочет добиться цели, ищет способы, а тот, кому они безразличны — ищет причины;

мобилизованностью — степенью выявления всех имеющихся у данного человека личных возможностей, необходимых для правильного поведения и действий в ситуации, обеспечения успеха и безопасности;

адекватностью решений, поведения и действий, в которых обнаруживается степень подготовленности к успешной деятельности в ситуации (см. гл. 5);

психическим состоянием человека. Состояние, которое непосредственно предшествовало возникшей ситуации и с которым человек «вошел» в нее, и те состояния, что возникли уже в ситуации, могут в зависимости от своих особенностей либо благоприятствовать успеху, либо затруднять, делать его достижение невозможным (см. пп. 2.2, 2.3);

совладающим поведением — активным проявлением личностью саморегуляции (самоуправления, самообладания) своей психической деятельности, удержания под контролем и овладения состояниями, поступками и действиями (усиление или ослабление психологических реакций на происходящее, преодоление дестабилизирующих влияний на себя ситуации и ее факторов, усилия по проявлению всех своих возможностей, сохранение или восстановление душевного равновесия).

Динамика взаимодействия всех структурных компонентов системы «человек в ситуации» характеризуется причинно-следственными зависимостями, объединенными понятием функциональной модели этой системы. Основные функциональные зависимости в ней таковы:

• психологическая динамика системы «человек в ситуации» протекает как личностно-обстановочное взаимодействие, как единство обстановочных, личностных и поведенческих структурных компонентов;

• окружение, обстановка предстает в ситуации как данность, обладающая объективными характеристиками, ставящая человека в определенные условия, положение. Она объективно обуславливает (детерминирует) возникновение соответствующих компонентов психической деятельности (ощущений, восприятий, чувств и др.); они ситуативны в том смысле, что как-то обусловлены особенностями данной ситуации и служат интересам построения поведения, соответствующего ее специфике;

• личность не пассивно следует объективным особенностям ситуации. Внешние причины действуют через внутренние условия — такова важнейшая закономерность психической деятельности. Психические состояния, реакции и действия человека в ситуации не являются прямым, однозначным отражением объективных особенностей ситуации; они опосредованы особенностями данного человека — его качествами, мотивами, подготовленностью, опытностью и пр. Личностные компоненты, вступая во взаимодействие с объективно стимулируемыми обстановкой, всегда так или иначе меняют их и превращают в личностно-опосредованные. Любые объективные характеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, «видятся» личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию. Иначе говоря, окружающее воспринимается и оценивается каждым человеком с большей или меньшей долей своего, личностного понимания и отношения. Поэтому и обстановка, положение человека в ней всегда являются объективно-субъективным феноменом. Одна и та же обстановка, например, может представляться одному человеку как нормальная, другому — как сложная, но приемлемая для действий, третьему — как интересная, увлекательная и вызывающая азарт, четвертому — как безвыходная;

• человек в ситуации выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта. Он нередко выбирает ее объективные особенности из многих (из-за своего поведения он сам часто попадает в определенные ситуации и ставит себя в то или иное положение), а в данной ситуации — один из возможных способов поведения. Кроме того, в его силах в определенной степени менять ситуацию объективно (например, менять место, устранять внешние угрозы) и психологически (менять свое восприятие ситуации, ее оценку, свое положение, намерения, регулировать эмоции, действия, усилия и др.) своей активностью, поведением;

• активность человека выступает силой, способствующей не только достижению целей, изменению объективных характеристик обстановки, но и силой, вносящей решающий вклад в психологию человека ее видением, пониманием, оценкой, принятием решения и способа действий, самочувствием и др.;

• направление, формы и содержание активности человека являются функцией непрерывного процесса его взаимодействия с окружением (обстановкой, средой, внешними условиями, происходящими событиями). Восприятия и реакции, психология и поступки личности — интегративный, внешне и внутренне деятельностно-опосредованный продукт, в котором решающая роль принадлежит человеку, его индивидуальным особенностям, подготовленности к поведению в ситуации и произвольно направляемой активности;

• в любой ситуации человек проявляет себя прежде всего как личность, целостно, в главных своих особенностях, а отдельные его реакции на частные обстоятельства и детали обстановки подчиняются им.

Таким образом, ситуация всегда личностно опосредована, а поведение личности имеет ситуативные признаки. Поведение и реакции человека не задаются однозначно объективными характеристиками ситуации, не являются фатально обусловленными ими, не навязывают человеку послушно-пассивную роль. Последнее слово принадлежит комплексу присущих конкретной личности и устойчиво сформированных у нее свойств, качеств, привычек, знаний, умений, навыков, подготовленности к жизни, деятельности и встрече с экстремальными ситуациями и факторами. Вся совокупность этих психолого-педагогических феноменов определяет подготовленность личности к встрече с различными объективными и субъективными трудностям и к преодолению их, ее неподатливость, упругость, устойчивость к их возможным негативным воздействиям. Экстремальность поэтому — показатель особого состояния системы «человек в ситуации» (а не просто окружающей обстановки), изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...