Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфическая психологическая активность




Человек — не просто совокупность живых клеток, их конгломерат, организм. Человек — личность, обладающая созна-

нием, способная гибко учитывать особенности ситуаций, требующих от него специфической активности и обладающая возможностью изменять условия, адаптировать их к себе. Каждая ситуация, трудность, проблема по своему уникальны. В возможности учесть это, а не ограничиться стандартной активностью, — сила человека.

Имеется немало фундаментальных научных данных, подтверждающих и с физиологических позиций существование и единство стереотипных, неспецифичных форм активности человека с гибкими, специфичными. Происходит это во всей нервной деятельности человека, регулирующей его жизнь и поведение. У человека есть низшая и высшая нервные деятельности, функции которых различны. Первая регулирует процессы в организме, поддерживая в нем внутреннее равновесие — гомеостазис: в кровообращении, обмене веществ, нормальной температуре, пищеварении и др. Вторая — обеспечивает гибкие взаимоотношения' с изменчивыми ситуациями внешней среды.

Схожее единство гибкой и стандартной активности, специализированной и активизирующей, происходит и в физиологии мозга. В 1949 г. Г. Мегуном (США) и Дж. Моруцци (Италия) было открыто сетевидное образование внутри ствола мозга (рис. 3.2), названное ретикулярной формацией (от лат. «ретина» — сетка; расположение нервных клеток и связей между ними в этом образовании напоминают сетку). Последующие исследования показали, что она выполняет неспецифическую функцию в деятельности мозга, в то время как основная часть мозга (полушария, анализаторы — физиологическое наименование органов чувств) — специфическую. Специфическая осуществляет качественную обработку сигналов из внешнего мира и выработку адекватных им реакций, а ретикулярная формация посылает активизирующие импульсы, энергетически обеспечивая ее работу (пробуждение от сна, поддержание бодрствования, нужного уровня активности и др.). В формировании целостных актов организма участвуют обе системы — специфическая и неспецифическая.

Сущность человеческого сознания, психологии таковы, что основные виды активности — проявления преследующгго свои цели человека. Его поступки, действия, реакции в главных характеристиках — это произвольная активность, регулируемая сформировавшимися у него социально обусловленными потребностями, убеждениями, взглядами, интересами, целями, мотивами, всем внутренним миром, избранной стратегией жизни. В ней находят выражения важнейшие особенности человека как личности — его социальная зрелость, моральные устои, интеллект, жизненный опыт, профессионализм и др. Поэтому глав-

ные виды активности личности — не череда разрозненных пассивно-ответных реакций на сменяющие друг друга ситуации, а цепь из звеньев, ведущая к более или менее отдаленным, произвольно поставленным целям. Большинство ситуаций, в которых человек действует, находятся в «русле», «потоке», «колее» его жизненных и профессиональных устремлений и «вливаются» в их стратегию. Например, сотрудники силовых структур (МВД, ФСБ, МО и др.), участвующие в борьбе с террористами, оказываются в смертельно опасных ситуациях по своему выбору и воле, а не бегают от них, ибо эти ситуации включены в цепь их профессиональной деятельности, имеющей долговременные служебные цели укрепления безопасности страны и правопорядка.

Достоинства личности проявляются в ее способности понять, разобраться в особенностях данной ситуации, построить свою активность в соответствии с ними и долговременными целями. При этом действия по шаблону, стереотипные, неспецифические, не учитывающие особенности ситуации, или подчиненные только сиюминутным, ситуативным интересам, обречены на неудачу.

Очевидно, что проблема «человек в экстремальной ситуации» не может быть понята и решена в рамках рассмотрения только неспецифической реакции — биологического и психологического стрессов. Она требует полновесного учета специфической активности человека, проявляющейся в точно рассчитанных, грамотных, профессиональных, разумных действиях, по всем показателям соответствующих обстановке, решаемых им задач и преследуемых надситуативных целей.

Однако в научных исследованиях и публикациях проблема человека в экстремальных ситуациях (условиях) в 95% случаев сводилась и сводится к стрессу и его негативным производным — жизненным кризисам, агрессии, регрессии, конфликтам, фрустрации, психическим нарушениям, суицидам.

Специфическая активность человека-личности проявляется в:

• ориентировке в обстановке;

• принятии решений;

• совершении поступков;

• выполнении действий;

• обеспечении личной безопасности;

• саморегуляции.

Все компоненты специфической активности взаимосвязаны и выступают в едином комплексе, существенно характеризуя систему «человек в ситуации».

Ориентировка в обстановке — форма человеческой познавательной активности, подчиненная задаче понять, что происходит вокруг, какое это имеет значение, что надо учесть или сделать. В экстремальных ситуациях ориентировочная деятельность резко интенсифицируется и приобретает особую целеустремленность, избирательность, осмысленность. Усилия направляются на поиск и восприятие объектов, условий, процессов — факторов, специфичных для обстановки и значимых для достижения стоящей перед личностью цели, удовлетворения ее актуальных потребностей и решаемых задач.

В экстремальной ситуации познавательная активность включает и регулирует процессы ощущений, восприятий, внимания, памяти, осмысления обнаруживаемого в обстановке. Собранная информация подвергается мысленной аналитико-синтетической обработке и про-" гнозированию, включаясь в особый вид мышления — практическое мышление. Осуществляется оценка значимости особенностей ситуации, взаимосвязей с целями и задачами личности в жизни и деятельности, специфики обстановки, влияния ее особенностей на способы действий, определение возможных препятствий на пути к достижению целей. Делается прогноз возможных траекторий развития ситуации во времени. Все это ложится в основу выбора и осуществления других видов активности.

Поскольку экстремальные ситуации нередко возникают внезапно, протекают быстро, всегда в чем-то неповторимы, постольку они I предъявляют высокие требования к быстроте и точности ориенти-1 ровки, зависящих от соответствующих индивидуальных особенное-' тей личности и подготовленности.

Принятие решения — выбор человеком одного из альтернативных способов реагирования в данной ситуации. Решение предполагает четкое определение цели поведения в ситуации, мысленное предвосхищение того результата, который должен быть получен; способов его достижения, потребных для этого средств, последовательности действий, способов самоконтроля и обеспечения безопасности. Будучи принятым, оно выступает регулятором поступков и действий человека в экстремальной ситуации, направляет и корректирует их. Психологические трудности принятия решения определяются сложностью оценки экстремальных ситуаций и выбора одного из возможных вариантов действий, дефицитом времени и высокой ответственностью за последствия, в числе которых может быть и потеря жизни. Опытным людям помогает интуиция — сложный интеллектуальный навык, позволяющий без промежуточных размышлений быстро, порой мгновенно формулировать решение. Он приобретается длительными упражнениями в учебной обстановке или опыте по принятию аналогичных решений, обдумываемых первоначально в развернутом виде со всеми обоснованиями и оценками «за» и «против».

Поступки — ■ активность личности, ориентированная на подчинение определенным социальным ценностям (политическим, социальным, моральным, этическим, правовым, коллективистским и др.) и движимая соответствующими мотивами. Каждый поступок — продукт выбора, результат взаимодействия психологии личности с социальными элементами окружающего, их требованиями к ее активности. Поступком человек ставит себя в определенную позицию по отношению к обществу, его ценностям, другим людям; позицию солидарности или конфронтации, уважения или неуважения к самому себе.

В первую Чеченскую кампанию 19-летний Женя Родионов, молодой солдат нес службу с двумя, такими же как он ребятами на контрольном блокпосту у с. Галахи на территории Ингушетии. Остановлена машина; обычная проверка документов у водителя. Внезапно из кузова выскочили 15 вооруженных бандитов. Солдаты захвачены, обезоружены и увезены в плен. Три месяца в подвале, при постоянных издевательствах и избиениях. Женя не сдавался. Тогда ему предложили выбирать: отказаться от православной веры, от креста, который он все время носил на груди, от своей матери, принять ислам, служить Чечне или смерть. Он отказался быть предателем, перестать уважать себя и был зверски убит.

Поступок на улице, в семье, в образовательном учреждении и пр. — наиболее существенный показатель социальной зрелости человека, его духовности, моральности, образованности, правопослуш-ности. Поступки внутренне опосредованы пониманием человеком смысла жизни, его мировоззрением, доминирующими потребное-

тями и мотивами, осознанными и внутренне принятыми ценностными ориентациями и целями, развитым чувством долга, ответственности, совести, порядочности, человечности, коллективизма, товарищества, соответствующими привычками и др. Цепь последовательно совершаемых поступков — основа поведения личности.

Поступки и поведение в экстремальных ситуациях, предъявляющих высокие требования к человеку, как никакие другие обнажают действительную сущность его психологии, срывая покровы фальши, наигранности, лживости в обычном поведении, если они есть, и показывают кто есть кто, кто чего стоит. Верно писал В. Высоцкий:

Если друг

оказался вдруг И не друг, и не враг,

а так...

Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, — Парня в горы тяни —

рискни! — Не бросай одного

его: Пусть он в связке в одной

с тобой — Там поймешь, кто такой.

В экстремальных ситуациях обнаруживаются пять основных видов поступков:

общественно-ориентированные — направляемые общественными мотивами личности и находящими выражение в патриотических, ответственных, совестливых, порядочных, гуманных, моральных, этических, правомерных, мужественных, самоотверженных, героических и т.п. поступках;

коллективистически ориентированные — направляемые мотивами групповой солидарности. Это товарищеские поступки, поступки с соблюдением групповых норм, подражанием хорошему примеру, помощи другим, защите других, защите чести коллектива, борьбе за коллективные интересы, содействие общим успехам и др.;

делового ориентирования — направляемые деловыми мотивами, стремлением к достижению непосредственного, делового результата, цели, решению задачи, подчинению своему влиянию хода событий, изменению обстановки в благоприятную для себя сторону и др. В узком проявлении этот мотив можно сформулировать как «интересы дела превыше всего». Бывает, что интересы дела пони-

маются ошибочно, и тогда появляются поступки с признаками корысти, формализма, чиновничества;

индивидуально-ориентированные — индивидуалистические поступки, подчиненные только собственным интересам: аморальные, эгоистические, корыстные, противоправные, трусливые, предательские;

аффективные — импульсивные, «безмотивные», порожденные кратковременными, сильными вспышками эмоциональных переживаний, ставших доминирующими в психической деятельности данного человека при его неспособности найти рациональный выход из экстремальной (чаще — гиперэкстремальной) ситуации. «Аварийный» способ разрешения ситуации — поступки в виде панического бегства или истерической агрессии.

Описанные виды поступков, поведения в определенной степени взаимосвязаны. У конкретного индивида может преобладать один вид или возникать преимущественно только в экстремальной ситуации. В психологически трудных ситуациях наблюдается тенденция смещения «вниз» (в приводимом перечне) вида поступков и стратегий поведения. Однако это бывает не у каждого человека. Чем более развита и цельна личность, чем лучше она подготовлена к должному поведению и действиям, тем реже обнаруживается такое смещение, тем устойчивее присущий ей вид.

Действия — специфические единицы человеческой активности, избранные специальные (компетентные) способы достижения осознаваемой и желательной для личности цели, получения отвечающего ей результата. Цель действия (в отличие от целей жизни, деятельности) неразложима на более простые и мелкие. Действие всегда соотносится с обстановкой (условиями) и имеет операциональную структуру, т.е. осуществляется в виде комплекса операций и приемов. Наиболее продуманный, совершенный характер имеют профессиональные действия специалистов. Особенно эффективны действия, имеющие целевое предназначение и заблаговременно отработанные для выполнения их в экстремальных условиях.

Ряд действий, направленных на достижение определенной цели и движимых мотивом, образует деятельность. Содержание и протекание психических процессов у субъекта деятельности, как показали исследования выдающихся отечественных психологов А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова и др., существенно зависят от ее мотивов, целей и средств осуществления и имеют специфический по отношению к конкретной ситуации характер. Действия и виды деятельности в экстремальных условиях наиболее многочисленны, разнообразны, специфичны и их формирование детально рассматривается во II и III частях пособия.

Обеспечение личной безопасности своеобразная и естественная форма активности в экстремальных ситуациях, выраженность и содержание которой возрастают вместе с ростом риска и опасности ситуации. Представляя собой комплекс особых мер (действий), она направлена на обеспечение сохранения жизни, физического и психического здоровья человека при одновременном решении им задач и достижении цели. Возможны, однако, случаи, когда инстинкт самосохранения, установка на выживание становятся едиными властелинами решений, поведения и действий конкретного человека, — в подавляющем большинстве случаев плохо подготовленного к трудностям жизни и деятельности.

Самообладание (совладающее поведение) — произвольная активность личности, направленная на себя, на поддержание устойчивого психического состояния, поведения и действий в экстремальных ситуациях, обеспечивающих достижение успеха. Человек, единственное существо на Земле, обладающее самосознанием и способностью к произвольному самоуправлению. Экстремальные ситуации — те случаи, где эта способность проявить себя развитой, цельной и сильной личностью особенно нужна. По мудрой восточной поговорке силен тот, кто побеждает врага; но истинно могуч, побеждающий себя. Самообладание призвано обеспечить высокую мобилизованность сил человека на преодоление встретившихся трудностей, поставить барьеры на пути негативных психологических реакций, сохранить высокий настрой на высокоэффективные действия.

В целом все рассмотренные формы активности человека в экстремальной ситуации призваны решить возникшие перед ним задачи, созданные обстановкой и теми целями, которые он преследует в жизни и деятельности. Деятельность человека оптимальна, приводит к успеху, когда в ней, в нужных пропорциях и взаимосвязях, представлены, осознаются совершенные по замыслу и исполнению все формы активности.

Психическая напряженность

Психическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Име-

ется несколько трактовок, которые мало согласуются с фундаментальным положением психологической науки: сведение ее психологических характеристик к проявлениям биологического стресса, представление о психической напряженности только как проявления интенсивного, сверхобычного биологического стресса (на этой основе стремятся различать «психическое напряжение» и «психическую напряженность», качественных различий между которыми нет); сведение психологических характеристик к эмоциональным и др.

Принципиально иным является подход к психической напряженности, наметившийся в 60—70-х гг. в работах Н.И. Наенко1, а так же М.И. Дьяченко, О.В. Овчинниковой, Е.Ю. Сосновиковой, В.В. Суворовой и др., как к целостному личностному психическому состоянию. На экстремальную обстановку реагирует человек-личность, а не часть его психики, не какой-то изолированный процесс в ней. Психическое состояние не может существовать в каком-то «чистом», освобожденном от личностных особенностей, виде. Как и всякое состояние психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.

Психическая напряженность по своим основным психологическим признакам целостна как целостна психология самой личности. Она структурна и многокомпонентна как и психология личности и не может быть отдельным процессом или некоторой суммой элементов психики. Системность и структурная многокомпонентность личности определяют такой же «рисунок» психических состояний, в том числе психической напряженности. Она включает в единстве и взаимосвязях мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные проявления. В индивидуально опосредованных разновидностях психической напряженности в какие-то отрезки времени в ней могут преобладать (но не быть единственными) отдельные из них, но в ней есть и мотивационные, и познавательные, и эмоциональные, и волевые и психомоторные компоненты. I Вопреки тем, кто сводит психическую напряженность к эмоциям, Н.И. Наенко отмечает, что удельный вес эмоционального компонента в состояниях психической напряженности неодинаков2.

/ Понимание психической напряженности только как эмоциональной напряженности некорректно и потому что эмоция — психическое выражение оценки, смысла воспринимаемого человеком в форме положительного или отрицательного переживания. Есть низшие и высшие эмоции. Низшие — переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей организма («древние струны» по выражению С.Л. Рубинштейна). Высшие же эмоции, именуемые чувствами, связаны с духовными потребностями человека — моральными, интеллектуальными, эстетическими, гуманными и др. Низшие эмоции могут быть инициированы изменениями в организме и сопрягаться с возникновением биологического и психологического стресса. Что же касается высших чувств, то совершенно очевидно, что они включены в системную психическую деятельность

1 Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М., 1975.

2 Наенко Н.И. Упом. соч. С. 24.

человека, его духовную жизнь, сознание, построение отношений с окружающим. Такие чувства уж точно не представлены в психической деятельности изолированно, сами по себе. Экстремальные ситуации полны значения и смысла для личности, находят выраженный эмоциональный отклик в виде активизации и переживания высших чувств патриотизма, долга, товарищества, порядочности, честности, человечности и других, но происходит это вместе с активизацией сознания в его мотивационных, познавательных, нравственно-характерологических и волевых проявлениях; а состояние психической напряженности неизбежно приобретает при этом доминирующе-личностный характер. /

/ С позиций деятельностного подхода, реализуемого Н.И. Наен-ко, психическая напряженность рассматривается как порождаемая ее процессами, несущая на себе отпечаток ее внутренней структуры, целей и мотивов прежде всего. Это опять-таки усиливает пред-ставленность личностных характеристик в ней.^Активность личности по достижению целей создает свои специфические трудности, отличные от психологического стресса как неспецифической психологической реакции. М.И. Дьяченко (1971) выделяет в психической напряженности перцептивную (возникающую, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации), интеллектуальную (при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации), эмоциональную (при возникновении эмоций), волевую (при необходимости человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией) и мотиваци-онную (связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска) напряженности. Все они несут с собой возбуждения и напряжения, специфически повышая психическую напряженность.]В какие-то моменты возможно преобладание отдельного вида напряжения и перенапряжения, например, мотивационного (особенно при столкновении двух альтернативных мотивов), волевого (при трудном выборе одного решения из двух возможных. Это иллюстрируется известной притчей про Буриданова осла, который, оказавшись меж двух стогов сена, никак не мог решить с какого начать. Выбор для него был настолько труден и долог, что осел свалился от голода, не сделав его), умственного (например, при попытке разобраться в малопонятной, но быстро и значимо меняющейся окружающей обстановке в условиях нехватки информации для этого), психомоторного. Важно, что эти трудности не только энергетические, но и функционально-содержательные (в том числе связанные, например, с осуществлением целенаправленного наблюдения в ситуации, выявлением причин изменения обстановки, мысленного поиска наилучшего способа действий, обдумывания вариантов возможных решений, сопоставление их досто-

инств и недостатков и выбор лучшего и пр.). Однако изолированно эти напряженности не существуют. Например, вид ребенка, страдающего от полученных тяжелых увечий от наезда на него автомобиля, вызывает у других не только сильные эмоции, но он труден и для восприятия, будоражит мысли, актуализирует гуманистические побуждения, подталкивает к принятию экстренных мер по оказанию помощи, вызывает вопрос о виновных и пр.

/ Характеристики психической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Во внутренних характеристиках психической напряженности много больше специфически-личностного и специфически-ситуативного нежели стандартного, энергетического, что характерно для психологического стресса. В этом плане по своему процессуальному и феноменологическому наполнению она значительно богаче психологического, а, тем более, биологического стресса. Выступая целостным; доминирующим, личностным состоянием, психическая напряженность, повидимому, оказывает регулирующие влияния на проявления этих стрессов, включает в себя их нагрузки, объединяет специфические и неспецифические напряжения и становится носителем интегральной, общей психологической нагрузки, испытываемой индивидом-личностью, и в этом качестве, в конечном счете, непосредственно участвует в регулировании его поведения и действий в экстремальной ситуации./Лнч- ностный характер состояния психической напряженности, вместе с тем, открывает возможности произвольного регулирования им, причем в значительно большей степени, чем стресса. Доминирование в нем, например, негативных эмоций может быть изменено путем произвольного повышения активности мотивационных, познавательных, волевых и психомоторных компонентов. Развитость и сила мотивации, ума, воли у конкретной личности позволяет достигать этого./ Психическая напряженность бывает разной продолжительности: кратковременной (измеряемой минутами), длительной (сохраняться часами и сутками) и очень длительной (длиться месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и в большей степени, индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности.

По степени интенсивности психическая напряженность (напряжение) бывает:

• слабая;

• оптимальная;

• перенапряженность;

• предельная;

• запредельная.

Степень интенсивности психической напряженности отражается на эффективности действий и достижении целей, преследуемых человеком. В начале XX в. Р. Йеркс и Дж. Додсон экспериментально доказали, что при повышении активности нервной системы успешность реакций повышается, но после достижения определенного уровня она начинает падать. Однако эксперименты проводились на животных и А.Н. Леонтьев поэтому отмечал: «Конечно, действие закона Йеркса—Додсона при некоторых условиях можно наблюдать и у людей, но условия эти должны быть совершенно исключительными, специально созданными». Обобщение данных научных разработок и практики действий в экстремальных ситуациях позволили уточнить зависимость между интенсивностью психической напряженности (напряжением) и успешностью действий человека (рис. 3.3).

Пока психическая напряженность не превышает предела полезности (Пп), она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Человек, как говорят спортсмены, «схватил кураж» — ему все удается и все получается наилучшим образом.

Когда человек испытывает более высокую психическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряженность {перенапряжение), которая, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В познавательных компонентах напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, потеря мысли, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации. Для психомоторики характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия/Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50% и более.

Когда напряженность, испытываемая индивидом, еще больше и переходит мотивационный предел (Пм), она характеризуется как предельная, а негативные изменения, характерные для перенапряжения, умножаются. Качественно новым здесь является ослабление мотивации достижения, стремления к успеху, возникновение борьбы мотивов, приобретение активностью иной направленности (усиление мотивации самосохранения), колебаний при совершении действий, растерянности, боязливости, робости. Возможны срывы в поступках: откровенное проявление трусости, отказы от выполнения опасных заданий, обман, забота только о личной безопасности даже ценой жертв других и т.п. | Возникают грубые, казалось неспровоцированные ошибки в действиях (так, при внезапно возникшей на дороге опасной ситуации водитель автомашины вместо педали тормоза нажимает на педаль газа, а потом никак не может объяснить почему он сделал такую ошибку).

Дальнейшее нарастание психической напряженности, переходящее предел максимума переносимости (Пмакс), приводит к полному срыву психической деятельности; возникают аффективные состояния, острые психозы, сопровождающиеся утратой человеком осознания происходящего и себя в нем.

Оценивая неоднозначное влияние интенсивности психической напряженности на активность человека в экстремальных ситуациях, следует отметить, что все пределы (полезности, мотивационный, максимума переносимости):

• не одинаковы у разных людей;

• находятся в зависимости от особенностей личности, а не только от психофизиологии и особенностей нервной системы человека;

• различны для разных действий: для простых (в основном — двигательных) — повышены (т.е. эти действия, навыки их выполнения более устойчивы), а для сложных (требующих тонкого расчета, связанных с решением мыслительных задач) — понижены;

• различны для разных видов деятельности: простых (преимущественно физических или исполнительских) и сложных (интеллектуальных, творческих): сложные менее устойчивы;

• снижаются под влиянием утомления, изнурения, страха, предшествующих неудач, неготовности, расслабления и др.;

• повышаются под влиянием целенаправленного их укрепления по особым психолого-педагогическим технологиям при экстремальной подготовке, а также сильной мотивации достижения, долга, ответственности, высших чувств патриотизма, коллективизма, любви и др.

В отдельных случаях под влиянием иных психологических причин могут возникать парадоксальные, противоположные описанным феномены.

Положительные изменения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...