Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояния и активности части людей в экстремальных ситуациях




Интенсификация

Основных компонентов

Психической деятельности

Решающее значение для успеха человека в экстремальных ситуациях имеют не сами виды и формы активности, а их качественная определенность: каковы они, насколь-

ко они благоприятны для решения задач, в какой степени оправдывается риск негативного психогенного влияния экстремальных факторов. Успех, особенно профессиональный (например, спасателей,

аварийных команд, пожарных, сотрудников правоохранительных органов, летчиков, моряков, военнослужащих и др.) возможен лишь при благоприятном протекании психической деятельности, на которой негативно не сказались факторы психогенного риска, стрессы или чрезмерная психическая напряженность, не сорвали ее, а, напротив, способствовали успеху. Активности человека для успеха должны быть присущи:

адекватность ситуации — ситуация правильно оценена, принято верное и всесторонне взвешенное, сообразное ее особенностям решение;

поведенческая оптимальность — мотивация и социальные ценности, определяющие поступки человека, соответствуют обстановке, принятому решению и общественным нормам и ценностям;

действенная успешность — отобраны и реализуются наилучшие действия, средства, способы и приемы, которые безусловно обеспечивают достижение цели и решение задач;

экстремальная надежность — проявляется устойчивость ко всем видам негативных влияний факторов обстановки и обеспечивается личная безопасность. В самых трудных условиях необходимые действия должны выполняться наилучшим образом.

Нужные параметры успешной активности человека и положительные изменения в его психике в экстремальной обстановке — не теоретическое предположение, мечта, а реальность. Это подтверждается фактами истории и современной действительности, которые к тому же не исключение, а достаточно распространенное явление особенно среди профессионалов, специально готовившихся к действиям в условиях аварий, пожаров, природных катаклизмов и вооруженных конфликтов. Известный психолог Б.М. Теплов, исследовавший опыт войн и деятельность людей в них, писал в 1945 г.: «...снижение умственных возможностей в опасной ситуации вовсе не является неизбежным.... У всякого хорошего воина, а тем более у всякого хорошего полководца, дело обстоит как раз наоборот: опасность не только не снижает, а наоборот, обостряет работу ума». И далее: «В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т.е. понижающих жизнедеятельность... Однако страх вовсе не является единственной возможной реакцией на опасность... Опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние сте-нического типа, положительно окрашенное, т.е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее психическую деятельность».

Основными видами положительных изменений в психической деятельности значительной части людей — участников экстремальных ситуаций выступают:

• повышение активности и интенсификация компонентов психической деятельности — мотивационных, познавательных, волевых и др.;

• актуализация и доминирование главных личностных качеств;

• возникновение состояния духовного подъема и мобилизации сил;

• успешные стратегии поведения. Рассмотрим их более подробно.

Экстремальные ситуации и присущие им факторы способствуют интенсивному функционированию основных компонентов психической деятельности. Основополагающее значение имеют положительные изменения в целемотивационной сфере. Основными видами мотивационных положительных изменений бывают:

• интенсификация, повышение силы мотивации;

• повышение уровня (качества, содержания) мотивации.

Люди, попадая в экстремальные ситуации, обычно более интенсивно стремятся к достижению целей, руководствуясь зрелыми в социальном отношении мотивами. Так, даже в ситуациях с применением оружия и угрозой для жизни начинают преобладать, определять поведение мотивы: патриотический, верности служебному долгу, присяге, законопослушания, коллективизма, солидарности, человеколюбия, личного достоинства, желания испытать себя, самоутверждения, следования положительному примеру, верности традициям в сочетании с более личными мотивами. В числе их в ряде ситуаций формируется сильный мотив мести, но не личной, родовой, клановой, а имеющей коллективистские аспекты: за погибших товарищей, за поругание над ними, за проявленную жестокость.

При проведении контртеррористической операции в Чечне в 1999— 2000 гг., многие военнослужащие, даже получившие ранения, отказывались от отправки в тылы, на места постоянной службы, заявляя о желании отомстить террористам за своих товарищей, погибших в борьбе. После известного случая, когда 29 февраля — 3 марта героически погибли 84 десантника 6-й роты 76-й Псковской десантной дивизии, ставшие на пути более 2000 оголтелых террористов, в отчаянии прорывавшихся на их участке из окружения; боевой дух всего личною состава войск оставался высоким. По оценке Командующего ВДВ: «...люди рвутся в бой, чтобы отомстить за погибших. И, что немаловажно, значительно укрепилась дисциплина — солдаты сплотились вокруг офицеров, безукоризненно выполняют все приказы».

Как показывают исследования, в любых, даже самых тяжелых ситуациях и условиях до 25—30% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. По их словам «они думали не о собственном выживании, а об ответственности за необходимость исправле-

ния случившегося и сохранение жизней окружающих». Именно эта «сверхмысль» в сознании и определяла соответствующие действия, выполнявшиеся четко и целенаправленно.

В экстремальных ситуациях сильным противоядием против негативных изменений в психике выступает здоровое честолюбие — желание отличиться, быть замеченным, приобрести славу, мнение о себе как смельчаке и герое, заслужить одобрение, награду. Честолюбивые люди понимают, как писал М. Монтень, что «слава и спокойствие никогда не спят в одной постели». История военного искусства сохранила факт из служебной карьеры Наполеона. Будучи еще молодым офицером и командуя артиллерийской батареей при осаде Тулона, он выставил свои орудия в опасной близости от неприятеля. Казалось, что для их обслуживания не найдется солдат, но он вывесил плакат с надписью «Батарея бесстрашных». Ни один солдат не покинул ее и не было отбоя от желающих биться в ее составе. Г. Селье также отмечал, что многим людям присуща жажда свершений, потребность служить определенным политическим идеям, стране, семье, морали, благородным целям или просто исполнять долг в экстремальных условиях. Усиливается мотивация достижения поставленных целей, стремление добиться их безусловно и с максимальным успехом (деятельностный максимализм).

В ситуациях силовой борьбы и противодействия нередко активизируется мотивация агрессивности, которая при вооруженном столкновении может рассматриваться как положительное проявление, способствующее преодолению экстремальных трудностей и успеху.

Исследования позволяют говорить и о том, что у части людей, неоднократно побывавших в опасных, рискованных ситуациях, возникает экстремальная «адреналиновая зависимость», потребность и тяга к тому, чтобы еще раз «пощекотать себе нервы». При обследовании, например, сводных отрядов, комплектовавшихся в органах внутренних дел Московской области в 1999—2000 гг., подобная зависимость отмечена у 46% бойцов, добровольно высказавших повторное желание в очередной раз принять участие в антитеррористической операции в Чечне.

Познавательными изменениями в психической деятельности, способствующими успеху человека в экстремальных условиях, выступают:

• снижение порогов ощущений и повышение чувствительности органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.);

• повышение внимательности: выраженная избирательность ее, интенсивность, сочетание концентрированное™, быстрой переключаемое™ и устойчивости;

• активизация мышления, усиление практичности и широты мышления, направленности на осмысление происходящего, выработку оценочных суждений;

• большая четкость и ясность мысли, скорость мышления;

• выраженное стремление к поиску наилучших решений, обдуманности и расчетливости поведения, отвечающего обстановке, обеспечивающего успех, снижающего уровень риска и опасности;

• повышение доли быстрых, интуитивных решений (при наличии соответствующего опыта и подготовленности);

• активизация прогностичности мышления, стремления к предвидению развития событий и выполнению упреждающих действий.

Немало положительных изменений бывает и в эмоциональной сфере:

• обострение высших чувств: патриотизма, долга, ответственности, коллективизма, порядочности, совести и др.

«При пожарах очень часто бывают случаи, — рассказывает один из опытных руководителей тушения пожара, — когда рассудок уступает место чувствам. Однако это не тот случай, когда такое вредит делу. Однажды, когда при пожаре в высотном здании приняли вроде бы все меры для спасения людей, вдруг узнаем, что в одной из квартир на 17 этаже остались люди. Вокруг море огня, от температуры, казалось, трещали волосы под маской противогаза. Дело безнадежное, но наши чувства не позволяли оставить людей на произвол судьбы. Надо им помочь! И огнеборцы вновь сквозь пламя и дым бросились по штурмовым лестницам вверх. К сожалению, на этот раз стихия оказалась все-таки сильнее нас. Из окна одной из квартир внезапно полыхнуло так, что люди еле удержались на лестницах. Одиннадцать пожарных получили ожоги и их пришлось госпитализировать»;

• возникновение острого интереса к новой ситуации, ее компонентам и проблемам;

• эмоциональный подъем, увлеченность, азарт, страсть, активность высших чувств;

• вера в свои силы, возможности, успех;

• надежда на благополучный исход;

• оптимальная интенсивность психологического стресса (эуст-ресса и экстресса);

• терпение (терпеливое переживание);

• повышенная толерантность, эмоциональная устойчивость к психогенным факторам;

• чувства радости, восторга при достижении успеха. Положительные изменения свойственны и волевой сфере:

• оптимальная мобилизованность, концентрация сил на решении задачи;

• внутренняя готовность к встрече с трудностями, неожиданностями и их преодолению;

• повышение бдительности;

• повышение активности и энергичности;

• большая настойчивость и упорство в достижении целей;

• проявление стойкости, мужества, готовности к самопожертвованию;

• устойчивость к временным неудачам;

• самообладание.

Экстремальные ситуации стимулируют положительные изменения и в психофизиологической сфере.

• быстрота адаптационных перестроек в организме (биологический эустресс); '

• высокий уровень работоспособности и более длительное, чем обычно, сохранение его (по данным исследований — в 1,5—2 раза и более);

• повышенная выносливость к дискомфортным условиям;

• увеличение мышечной силы;

• повышение устойчивости к заболеваниям;

• снижение болевой чувствительности («психогенная анестезия»). Значительная часть людей некоторое время (в первые 5— 10 мин.) могут не замечать полученных повреждений, ран, порой даже смертельных, продолжая рационально действовать в возникшей экстремальной ситуации.

Такое наблюдается почти у 100% людей, получивших даже значительные ожоги при внезапных пожарах, ранениях, землетрясениях и т.п. Бывают и уникальные случаи, один из которых описан священником крейсера «Рюрик», участвовавшим в Цусимском морском бою 27—28 мая 1905 г.: «Я наполнил карманы подрясника бинтами, стал ходить на верхней и батарейной палубах, чтобы делать перевязки. Матросы бились самоотверженно, получившие раны снова рвались в бой. На верхней палубе я увидел матроса с ногой, едва державшейся на жилах. Хотел перевязать его, но он воспротивился: «Идите, отец, дальше. Там и без меня много раненых, а я обойдусь»! С этими словами он вынул матросский нож и отрезал себе ногу. Я пошел дальше. Снова проходя это место, я увидел того же матроса: подпирая себя какой-то палкой, он наводил пушку на неприятеля. Дав по врагу выстрел, он сам упал как подкошенный».

Личность и боевой настрой

Чтобы успешно справляться с трудностями экстремальных ситуаций, человек должен находиться в состоянии полной внутренней собранности, мо-

билизованности, испытывать чувства страстного желания добиться успеха, готовности преодолеть все на пути к нему. Это понимали и этого достигали люди с древнейших времен. Перед началом сраже-

ний с врагами или опасных охот они вводили себя в особое психическое состояние танцами, песнями, возгласами, специальными телодвижениями и другими приемами. До нас дошли сведения и легенды о кельтском боевом искусстве, боевом бешенстве древних ариев, звероподобной ярости скандинавских берсеркеров («медве-деподобных», «воинах волках»), буйном «помешательстве» индонезийских островитян, боевом трансе индейцев Америки, технике гийя зулусских воинов Африки, звериных стилях китайского кун-фу.

В экстремальных ситуациях любой человек проявляет себя как личность, в своих главных, свойственных ему особенностях. В бою один прикрывает свой грудью амбразуру бетонного укрытия, из которого строчит пулемет врага (как это сделал Александр Матросов в Великую Отечественную войну, и такой подвиг повторили около 100 воинов), а другой в страхе покидает свой пост и бежит в тыл. В мирное время один молодой человек смело вступается за девушку, которую хотят подвергнуть насилию несколько подонков, а другой прячется в кусты.

Главные личностные особенности обеспечивают полную самоотдачу человека в возникновении той актуальной психической деятельности, которая обеспечивает достижение главных жизненных целей, решительную защиту ценностей и которой приглушено все другое. Исследователи стихийных бедствий и техногенных аварий отмечали продленный эффект психогенной анестезии (до 15 мин.) именно у людей с повышенными чувствами ответственности, долга, коллективизма. Самоотверженность, героизм, мужество отмечались и в поведении спасателей, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, выполнявших ответственные задания, и родителей, спасавших своих детей. Зафиксирован факт, когда во время землетрясения и возникшего пожара кассир вытащил сейф с деньгами на улицу, который потом, по прошествии суток, не смог даже сдвинуть с места.

У цельных, социально-развитых и воспитанных людей, избравших достойный путь в жизни и хорошо подготовленных, при попадании их в экстремальные ситуации возникает психическая деятельность, для которой характерно:

• отсутствие борьбы мотивов и установка на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориен-тациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;

• устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;

• понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;

• готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;

• оптимальная психическая напряженность;

• боевитость, увлеченность, азарт;

• повышенная устойчивость к риску, опасностям, демобилизующим, расслабляющим факторам;

• бдительность, осмотрительность и разумная осторожность;

• собранность и готовность к неожиданностям;

• быстрота реакции на изменения обстановки;

• полное владение собой.

Наш великий поэт А.С. Пушкин писал:

«Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Все все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог».

Дополнительными стимулами в достижении и поддержании положительного психического состояния и преодолении трудностей в особо опасных и значимых для человека ситуациях, выступают и такие чувства как гнев, злость, презрение, ненависть, ярость. Однако они могут быть конструктивны тогда, когда направляются сознанием, надситуативным мышлением, социально зрелыми мотивами. Факты говорят и о том, что не очень сильный страх перед физической опасностью, угрозой наказания в случае плохих действий, осуждения другими людьми, общественным мнением, страх потери авторитета и престижа и др., положительно сказывается на мобилизации человека и приложении им усилий для должного поведения. Известный отечественный психолог Л.П. Гримак пишет: «регуляция поведения посредством отрицательных эмоций является филогенетически более ранней и в значительной степени ориентирована на избегание наличных последствий».

Приведенные характеристики психического состояния, нередкие для экстремальных условий, свидетельствуют не просто о положительных изменениях в психике, но и в проявлениях достоинств личности в них. Это психология личности в экстремальной ситуации в своих главных достоинствах; это особое личностное состоя-

ние, возникающее у многих людей — состояние высокого личност-но-деятельностного настроя, называемое в разных видах деятельности рабочим, деловым, служебно-боевым или боевым («боевым духом»). Экстремальные ситуации стимулируют выра- стратегии поведения ботку конструктивных, ведущих к успеху стра-тегии поведения — комплексов последовательно осуществляемых действий, ориентированных на конечную цель преодоления экстремальной ситуации.

Избираемые успешные стратегии отличаются по:

• характеру активности — преобразующая или приспособительная;

• степени инициативности — наступательная или оборонительная;

• степени решительности — решительная (смелая) или осторожная;

• степени самостоятельности — самостоятельная, конформная (подражательная) и исполнительская (строгое соблюдение предписаний, указаний и рекомендаций);

• степени оригинальности — творческая или стандартная;

• стабильности — постоянная или гибкая.

Наиболее успешны активно-преобразующая, наступательная, решительная, творческая и гибкая стратегии. Опыт учит, что успеха добивается тот, кто не является пленником событий, не отдается во власть их течения, не мирится с тем в какие условия ставит его ход событий, не ждет пассивно, что, авось, они улучшатся. Он стремится взять их ход под свой контроль, направить развитие событий по выгодному для себя руслу, изменять обстановку постепенно, но упорно, в благоприятную для себя сторону, перехватывать контроль и влияние на события у противостоящих сил. Авось да небось на фронте брось (русская народная поговорка). Успех в экстремальных ситуациях не может быть уделом случайности. Он пестуется, выковывается, создается, рождается как продукт активной, упорной и целеустремленной деятельности, ориентированной не на половинчатый, а на полный результат. Стремись к невозможному и достигнешь возможного — неплохое, жизнью оправданное, правило.

Любопытные, хотя и не бесспорные, выводы о типах профессионалов и присущих им стратегиях поведения в условиях антитеррористической операции в Чечне делает известный отечественный специалист по стрессам Л. Китаев-Смык. К положительным, успешно адаптировавшимся к условиям вооруженной борьбы, он относит такие типы:

. «неистовые воины». У них нормальная страсть к работе, но измененная боевой обстановкой... Они стойки, выносливы и смелы. Служат примером и опорой для многих. Когда ты с ними, тебя не пугает опасность. Они становятся «неистовыми» только в критической бое-

вой ситуации. Это «победители страха». Постоянным преодолением страха смерти...., люди постоянно доказывали себе свое мужество. Они хотят еще и еще испытывать свою стойкость и смелость даже ценой своей жизни;

. «безработные вояки». Это люди, втянутые в боевые действия как в профессиональное дело, они научились побеждать при минимальном риске погибнуть. Для этого нужен талант, и он проявился у таких людей;

. «искатели приключений» — лихие бойцы, веселые, разгульные. Для них война как праздник... Начало боя — это уже торжество предстоящей победы. Опасность срывает их с тормозов, влечет к себе, потому что пробуждает ясность ума, остроту однозначной цели, безошибочность действий, волю к победе...1

Есть немало людей, которые не склонны избегать острых переживаний, имеют тягу к ним; они идут навстречу ситуациям, насыщенным риском и опасностями. Стремление бороться, чтобы преодолевать препятствия, изменять обстоятельства, испытывать предельные напряжения, добиваться успеха и побеждать — мощные мотивы к выбору профессий, насыщенных опасностями, к крутым переживаниям и волнениям при занятиях экстремальными видами спорта (альпинизмом, скалолазанием, парашютным спортом, кругосветными парусными гонками на небольших яхтах и в одиночку), к участию в ответственных соревнованиях и «душещипательных» развлечениях.

Негативные изменения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...