Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Комплекс логопедических упражнений по преодолению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.




На основе анализа констатирующего эксперимента мы составили комплекс логопедических упражнений по развитию предметного, лицевого, буквенного гнозиса. В течении трех месяцев 2-3 раза в неделю во второй половине дня проводить 2-3 занятия. Мы разработали занятия с учетом онтогенетического принципа.

Работа по устранению оптической дисграфии у учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, проводилась нами по следующим направлениям:

I) Развитие зрительного гнозиса. (развивать узнавание цвета, формы, величены предметов, цифр, букв. )

II)Расширение объема зрительной памяти.

III)Формирование пространственных представлений.

IV)Развитие зрительного анализа и синтеза.

 

I) Развитие зрительного гнозиса.

Здесь мы рекомендуем развивать узнавание цвета, формы, величены предметов, узнавание цифр и букв.

Нами были разработаны следующие упражнения:

1) Определи кто спрятался в пруду?

Цель: Узнавание наложенных друг на друга изображений. (См. Приложение 15, пункт 1. )

2) Какая буква спряталась?

Цель: Узнать какие буквы изображены. ( См. Приложение 15, пункт 2. )

3) Закрой игрушку в домике?

Цель: Правильно соотнести форму. ( См. Приложение 15, пункт 3. )

4) Раздай морковку зайчатам?

Цель: Правильно соотнести по величине. ( См. Приложение 15, пункт 4)

5) Угадай цифру и ее цвет?

Цель: Отгадать последующую цифру и дорисовать нужным цветом. ( См. Приложение 15, пункт 5)

II) Расширение объема зрительной памяти.

Нами были разработаны следующие упражнения.

1) Узнай, какая карточка спряталась и вспомнить как записать слово?

Цель: Определить карточку по счету и правильно написать слово.

Предъявляются ученику карточки, он запоминает, затем одна карточка убирается. Ребенок должен вспомнить какая по счету исчезла карточка и записать слово, которое было на ней написано, причем вспомнить как было написано: письменно или печатными буквами. ( См. Приложение 16, пункт 1)

2) Упражнение. Что изменилось?

Цель: Узнать кто поменялся местами.

Детям предлагаются игрушки: пирамидка, кукла, ведерко, пистолет. Ребята запоминают их расположение. Далее меняют местами куклу и ведерко и спрашивают, что изменилось и как изменилось и т. д.

3) Упражнение. Вспомнить кто спрятался?

Цель: Вспомнить через 20-30 минут кто находится под платком и в каком порядке стоят игрушки.

В начале урока расставить игрушки: собака, кот, петух, корова. Дети запоминают в каком порядке стоят игрушки и накрывают платком. В конце урока спросить у детей в каком порядке стоят игрушки, записать их ответы на доске, а затем снять платок и проверить.

4) Вспомни и прочитай?

Цель: Вспомнить предыдущие слоги, соединить в слово и прочитать.

Первый ученик выходит к доске с карточкой, на которой написан первый слог, дети запоминают. Затем ученик отворачивает слог. Выходит второй ученик и показывает на карточке второй слог. Дети вспоминают первый слог, соединяют со вторым слогом и произносят слово. Также, делается и с тремя слогами. Слова записываются в тетрадь. (См. Приложение 16, пункт 2)

 

III) Формирование пространственных представлений.

Здесь мы используем упражнения на ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых сторон, упражнения на ориентировку в окружающем пространстве и по уточнению пространственного расположения предметов и букв.

1) Скопируй позу у сверстника?

Цель: Правильно сделать позу.

Ребенок делает позу «ласточка», учитель помогает, контролирует. Затем ученики повторяют. Далее учитель помогает делать позу, похожую на буквы: «К», «Т», «П» и т. д. Остальные ученики на примере сверстника повторяют.

2) Выполни позу по картинке?

Цель: Правильно выполнить позу по картинке.

Учитель показывает детям картинки, на которых изображены позы, а они копируют.

3) Найди и прочитай?

Цель: Правильно поворачиваться по инструкции и суметь прочитать.

Дети сидят на своих местах. Учитель перед уроком развесил карточки со словами по классу. Затем по инструкции дети поворачиваются:

- повернитесь назад и прочитайте,

-повернитесь вправо и прочитайте, затем скажите, что получилось и т. д. Далее задание усложнять до 3-4 слов.

4) Найди спрятанную игрушку?

Цель: Правильно ориентироваться в пространстве.

Ученик уходит из класса, учитель прячет игрушку в определенное место. Ученик входит в класс и по инструкции учителя делает шаги в заданном направлении, а остальные дети контролируют.

5) Посчитай, нарисуй и угадай фигуру?

  Цель: Правильно отсчитать клетки и ориентироваться на листе бумаги.

По инструкции учителя дети отсчитывают заданное количество клеток в определенной стороне листа бумаги и ставят точку. Затем, получается много проставленных точек, и их соединяют, называя изображенную фигуру.

 

IV) Развитие зрительного анализа и синтеза.

Здесь мы используем разбитые слоги с преобразованием их в слова. Нахождение буквы, ее последовательность расположения в представленном варианте букв, сделать заданные буквы из шаблона – овал и палочек.

1) Ромашка.

Цель: Придумать слово с заданным слогом.

На доске нарисована ромашка, а на каждом лепестке расположен слог. Детям, нужно придумать слова, чтобы там присутствовал этот слог. (См. Приложение 17)

2) Поставь правильно букву?

Цель: Найти букву в алфавитном ряду и приставить к ней данную.

Детям раздаются листочки с алфавитом и отдельно буквы. Ученики должны найти в алфавите эти буквы и приставить. (См. Приложение 19)

3) Соедини слово?

Цель: Правильно соединить слово.

На карточке слева расположен первый слог, горизонтально в правой стороне расположен второй слог. Детям нужно соединить слово и записать его.

4) Сделай букву?

Цель: Выполнить заданную букву из представленного материала.

Ученикам выдают шаблоны – овал и палочки. Ребята должны сделать буквы: «в, д, т, п, к, р» и т. д.

   

Также нами проводилась работа с учетом обходного пути, поэтому мы широко использовали опору на тактильные и кинестетические ощущения. Для этого нами были предложены упражнения:

1) Прокатывание массажера – «каштан» по нарисованной букве.

2) Ощупывание букв из разных материалов ( бархат, шелк, дерево, пластмасс, картон, объемная из синтепона. )

3) Делали из теста полотно и на нем выдавливали буквы, затем когда тесто застывало, дети пальчиками обводили контур букв.

4) Сравнивали буквы на кинестетическом уровне. Брали буквы из разных материалов, ощупывали и сравнивали какая буква легкая, очень легкая, тяжелая, очень тяжелая и т. д.

Вся работа строилась на индивидуальном подходе к учащимся.

Поэтому мы работали не только над изолированном написанием буквы, но и на материале слогов, слов, предложений.

1) Работа на уровне буквы. Дорисовать из овалов буквы прописью: а, б, в, д, ф, ю и т. д.

2) Работа на уровне слога. Написать по точкам и прочитать слоги. (См. Приложение 18)

- карандашом обвести продавленные в тесте слоги.

3) Работа на уровне слова. Ученикам раздаются карточки, на которых написаны вертикально слова, а дети должны написать в тетради горизонтально. ( См. Приложение 20, пункт 1)

- слова разделить и написать горизонтально в тетради. (См. Приложение20, пункт 2)

4) Работа на уровне предложения.

- на доске в виде треугольника висят картинки (девочка, мяч, пирамидка). Учитель сначала приводит пример предложения, а затем дети самостоятельно придумывают предложения.

-закончить предложение словом, а слово на картинке.

-детям предложить не правильное расположение слов, чтобы они составили предложение.

Так как, наша работа строилась с учетом психологических особенностей учащихся 2-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, для которых ведущим видом деятельности остается пока игра, нами были разработаны занимательные стихотворения с изображениями к ним по дифференциации: в - д, т – п, б – д, х – ж. ( См. Приложение21-22)      

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...