Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коматозная терапия. Приемы воздействия на психику




Коматозная терапия

(по В. П. Самохвалову, 2002)

 

Методы коматозной терапии Показания
Электросудорожная терапия (ЭСТ) Кататонии и кататоно-параноидные состояния, депрессии и депрессивно-параноидные синдромы, стойкие галлюцинаторно-бредовые и обсессивно-компульсивные расстройства, чаще в рамках шизофрении и аффективных расстройств. Также может применяться при органичес­ких психических расстройствах, судорожных приступах, трудно поддающихся лечению, болезни Паркинсона, гипопитуитаризме, злокачественном нейролептическом синдроме.
Инсулинокоматознаятерапия     Манифестации продуктивной и негативной симптоматики при параноидной шизофрении и давности болезни не более года, опийные наркомании.

 

 

Электросудорожная терапия в детско-подростковой клинике не используется.

Основным показанием к инсулинокоматозной терапии в детско-подростковой клинике является резистентность к другим видам лечения при различных видах непрерывно и приступообразно-прогредиентно протекающей шизофрении с отчетливо выраженной продуктивной симптоматикой. В этих случаях данный вид терапии должен назначаться лишь при наличии явных признаков нарастающей прогредиентности процесса и/или его безремиссионности, угрожающей больному ребенку глубоким дефектом, выраженной дезадаптацией или неизбежной инвалидизацией.

 

Психотерапия

Психотерапия(от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) — 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю самосознание человека при многих психических, нервных психосоматических заболеваниях.

Условно различают психотерапию клинической ориентации, которая направлена главным образом на ликвидацию или смягчение симптомов заболевания, и личностно ориентированную психотерапию, задача которой — содействие пациенту в изменении его отношений к обстоятельствам жизни и к собственной личности. Основной сферой приложения психотерапии являются неврозы; при других болезненных состояниях (аутизм, психозы, психопатии) она имеет вспомогательное значение, поскольку психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении.

Таблица 11

Приемы воздействия на психику

(по В. П. Самохвалову, 2002)

 

 

Психотерапия Приемы
Суггестивная Внушение в состоянии: бодрствующем, просоночном, предсонном; гипнотическом (сомноленция, каталепсия или сомнамбу­лизм), на фоне действия седативных и снотворных средств (наркопсихотера­пия), самовнушение и т. д.
Тренировочная  Модификация аутогенной тренировки; погашение патологического рефлекса в условиях патогенной ситуации; мышечное расслабление; психотерапия реципрокно-го торможения; метод искусственной ре­продукции аффективных патогенных си­туаций; имаготерапия и т. д.
Разъясняющая Переубеждение, аретопсихотерапия, либропсихотерапия
Стрессотерапия Психострессопсихотерапия, биострессо-психотерапия фармакострессопсихотера-пия, физикострессопсихотерапия (по И. З. Вельвовскому), пневмокатарсис
Психодинамическая Классический и юнгианский психоанализ, модификации психоанализа
Игровая Директивная, недирективная, психодрама
Поведенческая Бихевиоральные техники, телесно-ориентированная, нейролингвистическое программирование
Религиозная, в том чис­ле восточные техники  Медитативные практики, практики лично­стного роста, богословское собеседова­ние
Групповая Все психотехники в группе
Экзистенциальные Гештальт-терапевтические, позитивная, самоактуализации

 

 Структура психотерапии. Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих психотерапию.

1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий, когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть множеств разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический процесс (интегральный, холистический, эклектический).

2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар и т. д.

3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая психотерапия.

4. Длительность сессии (психотерапевтического    сеанса): обычно 45 - 60 мин. В зависимости от возраста ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может быть   меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны  короче 30 мин.   

5. Частота сессий зависит от используемого подхода, ситуа­ции, состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от 4-5 в неделю до 1 в месяц.

6. Продолжительность зависит от используемого подхода, целей, ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике - также от финансовых возможностей семьи. Диапазон колебаний - от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого срока окончания.

В детско-подростковой психотерапии эти моменты должны быть ясны семье, а также с учетом психологической и интеллектуальной зрелости - ребенку. По мере необходимости они могут изменяться уже в ходе психотерапии, но их неясность ставит се­мью и ребенка в положение неопределенности, снижающей чув­ство безопасности и увеличивающей зависимость от терапевта. Самого терапевта такая неопределенность лишает необходимых для контроля своей работы опорных пунктов и переводит в авторитарную позицию.

Этапы психотерапии.

Выделяют 4 этапа.

1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.

2. Контракт, выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - еще и определение размеров и способа оплаты.

3. Собственно психотерапия.

4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование [Каган В. Е., 1999].

 Существуют многочисленные методы психотерапии, каждый из которых основывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распространенным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно-дозированные раздражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других направлениях разрабатываются приемы психической саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматических постановок.

 Психотерапия детского возраста характеризует сравнительно небольшая роль рациональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Разработаны оригинальные методы психотерапии невротических расстройств, энуреза, заикания, при РДАи патологии характера.  Пол­учили распространение методики игровой психотерапии, организованы семейные консультации для родителей, испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми и воспитании.

Разработана концепция патогенетической психотерапии неврозов у детей и подростков. Она включает последовательное применение принципов и методов семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.

Задача семейной психотерапии — восстановление единства семьи посредством нор­мализации отношений и психического здоровья ее членов. Она предусматривает создание атмосферы сотрудничества родителей с психотерапевтом для совместного лечения детей, изменение неправильно сложившихся отношений в семье и взглядов на воспитание, являющихся источником невротического заболевания. Для этого используются приемы обсуждения и дискуссии в семейной группе, совместного проигрывания конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми по сценариям, поочередно предлагаемым психотерапевтом, родителями и с детьми.

В настоя­щее время семейная психотерапия осуществляется в рамках различных теоретических подходов (динамического, поведенческого, когнитивного, экзистенциально-гуманитарного, системного), методически все более сдвигаясь к интегральному подходу (примером может служить позитивная семейная психотерапия Н. Пезешкиана). В основе ее лежит представление об определяющей роли семейных отношений и динамики в состоянии ее членов. Применительно к детству условно можно выделить ряд цел установок семейной психотерапии:

· терапевтическая коррекция семьи как этиопатогенетического фактора возникновения нарушений у ребенка;

· разрешение семейных конфликтов и травм, связанных с проблемным состоянием/поведением ребенка;

· системная семейная психотерапия, ориентированная на семью как социальный организм и существующие в ней отношения как объект вмешательства.

 Задача индивидуальной психотерапии состоит в устранении клинических проявлений невроза у детей, прежде всего страхов, астенической симптоматики, вегетососудистых и психомоторных расстройств посредством игровой (у дошкольников) и гипносуггестивной (у школьников) терапии, перестройки отношений (у подростков). Эффективность психотерапевтического воздействия, включая игру, внушение и гипноз, объясняется помимо прочих факторов обратимым характером невротических расстройств и созданием особого доверительного контакта между психотерапевтом и ребенком. Улучшение в процессе психотерапии самочувствия, прекращение страхов, болезненного перенапряжения психофизиологических ресурсов организма помогает развить у детей уверенность в себе и своих возможностях, решительность в действиях. Результат индивидуальной психотерапии — достижение психического единства личности ребенка и актуализация дальнейших возможностей развития.

 Задача групповой психотерапии — нормализация межличностных отношений и перестройка неблагоприятно сложившихся черт характера. Обучающей моделью взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая вначале из сверстников, затем из детей и родителей. Групповая психотерапии состоит из ряда этапов — от подвижных игр до совместного проигрывания и обсуждения проблематичных ситуаций.

Итог всего комплекса патогенетической психотерапии — норма­лизация психического состояния детей, устранение или смягчение характерологических изменений, развитие уверенности в себе, контактности и коллективизма, раскрытие творческих возможностей и способностей. Этим создаются условия для гармоничного формирования личности детей и подростков. Своевременно проведенная и эффективная психотерапии неврозов у детей служит основой предупреждения неврозов у взрослых.

Наряду с коррекцией выраженной патологии психотерапия выполняет также задачи профилактики нервно-психических расстройств. Распространенные ошибки родителей и воспитателей привели к росту отклонений в поведении и развитии детей, которые не могут быть отнесены ни к классу выраженной патологии, ни к классу нормы. Среди таких промежуточных состояний — на­чальные проявления неврозов в форме астеноневротических ре­акций, начинающийся алкоголизм в форме привычного пьянства, токсикомания, агрессивное поведениеи жестокость, исте­рический стиль реагирования и др. Подобные проявления требуют психотерапевтического воздействия, которое наиболее рацио­нально осуществлять силами квалифицированных специалистов в рамках школьной психологической службы. Роль последней в общем виде можно представить как психотерапия среды (семьи, детских учреждений, школы, коллектива) — нормализацию всех факторов, влияющих на развитие ребенка.                                       

Социореабилитация

Социальная реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на возвращение больных к общественно полезной жизни.

Таблица 12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...