Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные клинические формы общего психического недоразвития




 

 

Формы общего психического недоразвития Варианты Особенности  
стеническая форма

По аффективной неустойчивости – уравновешенный (адаптируются лучше) и не уравновешенный

Хорошо адаптируются; примитивные интересы; конкретное мышление; достаточно работоспособны

 
астеническая форма Основной; брадипсихисический (замедление всех психических процессов); дислалический (нарушения речи); диспрактический (нарушения моторики); дисмнестический (нарушения памяти). Нарушения внимания; повышенная утомляемость; медлительность; затруднения в усвоении навыков. Адаптируются хуже, чем больные со стенической формой.
дисфорическая форма Нет вариантов Дисфория, расторможенность влечений, конфликтны, нарушения поведения. трудности в обучении и усвоении трудовых навыков.
атоническая форма Аспонтанно-апатический (снижение эмоционального фона, бездеятельность); Аказитический (хаотическая двигательная расторможенность); Мориоподобный (дурашливость) Низкая способность к психическому напряжению, к целенаправленной деятельности, грубые нарушения внимания, затрудненно общение. Не используют речь для общения. Как и при астенической форме, способность к адаптации страдает больше, чем практическое приспособление к среде.

 

Указанные клинические варианты олигофрении можно также рассматривать как основания для ее классификации.

Понятие непрогредиентности относится только к состоянию интеллекта; развитие ребенка продолжается; при некоторых энзимопатиях (синдром Гурлера) отмечается снижение интеллекта; возможно появление декомпенсации. Декомпенсация может быть обусловлена экзогенными (инфекционные заболевания, интоксикация, травма, психогении) и эндогенными (возрастная гормональная перестройка, вегетативные нарушения, расстройства ликворо - и гемодинамики). Признаки декомпенсации – снижение продуктивности в усвоении учебного материала и трудовых навыков; усиление церебрастенической симптоматики (головные боли, повышенная утомляемость, ухудшение внимания); появление или усиление психопатоподобных реакций; появление или учащение фазовых аффективных колебаний, дисфории; появление или возобновление судорожных состояний; возникновение психотических состояний.

При олигофрении отмечаются следующие психопатологические расстройства.

Общими особенностями психозов при олигофрении являются рудиментарность и фрагментарность продуктивной симптоматики, бедность и примитивность высказываний в связи с болезненными переживаниями. Картина психоза проста и однообразна. Сенсорные и бредовые расстройства конкретны и образны, много сенестопатически окрашенных соматических жалоб.

При осложненной олигофрении более отчетливо выступают признаки органически измененной почвы: благодушие или злобность, некритичность, назойливость, истощаемость, головная боль.

Деменция   — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

Парциальная (дисмнестическая) деменция характеризуется ослаблением памяти, причем в первую очередь выпадают события недавних дней, свежеприобретенные знания и лишь затем стираются из памяти события далекого прошлого. Амнестические расстройства сочетаются с эмоциональным недержанием, слезливостью, слабодушием. Расстройства запоминания могут достигать степени амнестической дезориентировки, когда больные не могут найти свой дом, не узнают знакомых и даже родственников. Возникновение таких нарушений обычно сопровождается значительным снижением критики, эмоциональным снижением, нарастающей черствостью, сварливостью, раздражительностью.

Тотальная (паралитическая) деменция определяется грубым снижением всех форм познавательной деятельности, нивелировкой индивидуальных свойств личности, слабостью суждений, стойкой эйфорией. Поведение неадекватно сложившейся ситуации; больные некритичны, часто совершают нелепые поступки. Распад личности (маразм) проявляется утратой контактов с окружающими, неопрятностью, прожорливостью в сочетании с кахексией. Больные беспомощны, прикованы к постели. Наряду с описанными грубыми изменениями психики выделяют легкие формы негативных изменений. К их начальным проявлениям относятся психическая астенизация, психопатоподобные изменения. При снижении уровня личности наряду с повышенной утомляемостью и явлениями раздражительной слабости отмечаются также общее снижение психической активности, сужение круга интересов, постепенная нивелировка индивидуальных характерологических свойств.   В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

 

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности

Наряду с указанными интеллектуальными нарушениями, выделяются пограничные формы интеллектуальной недостаточности. В зависимости от преобладания в клинической картине симптомов незрелости мозговых структур или повреждения мозга выделяют следующие формы:

1) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизма задержанного или искаженного психического развития ребенка;

2) энцефалопатические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.

К подгруппе «дизонтогенетические формы пограничной  интеллектуальной недостаточности» относятся варианты истинно задер­жанного развития, которые характеризуются именно замедлением темпа фор­мирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личност­ной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности. К этой подгруп­пе относятся такие типы отклоняющегося развития, «задержанный тип развития» (гармонический инфантилизм) и «неравномер­но задержанный тип развития» (дисгармонический инфантилизм).

Типичный ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом)выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, часто соответству­ет инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и мо­торики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психичес­кому складу ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью эмо­ций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности.

В школьном возрасте они неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок.

  К энцефалопатическим формам пограничной интеллектуальной недостаточности относятся церебрастенические и психоорганические синдромы, а также детский церебральный паралич.

Интеллектуальная недостаточность в данной клинической груп­пе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленными оста­точными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций, травм, интокси­каций. Описываемые состояния чаще имеют функционально-ди­намический, более или менее обратимый характер, что позволяет включить их в группу пограничных форм интеллектуальной недо­статочности.

При церебрастенических состояниях на первый план выступа­ют утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрас­те, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и но­вые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом оп­ределяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, замедленным темпом психической деятельности, низкой продук­тивностью, нарушениями внимания и памяти. Вместе с тем клинико-психологическое обследование, проводимое после отдыха и лечения, обнаруживает у этих детей хотя и невысокую, но доста­точную способность к абстрактному мышлению.

При психоорганическом синдроме наряду с явлениями церебрастении наблюдаются другие психопатологические расстройства, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга (эмоционально-волевые, неврозоподобные, апа­тические, аффективные, двигательные, эпилептиформные).

Термин «детский церебральный паралич» обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

 В структуре дефекта при ДЦП корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими симп­томами. Церебрастенические проявления включают два основных компонента: с одной стороны, повышенную истощаемость пси­хических процессов, утомляемость, с другой — чрезвычайную раз­дражительность, плаксивость, капризность. Иногда наблюдаются дистимические изменения настроения (пониженный фон настрое­ния с оттенком недовольства). Церебрастенические симптомы у этих детей обычно сочетаются с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету и т. п. ). Детям с церебральным параличом свойственны не­достаточная работоспособность, неспособность к длительному ин­теллектуальному напряжению. Из психоорганических симптомов наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инерт­ность, трудная переключаемость. Расстройства внимания и памя­ти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности к длительному их концентрированию, сужении объема.

 Лечение умственной отсталости

В настоящее время возможно лечение энзимопатических и эндокринных форм умственной отсталости.

В большинстве остальных случаев этиопатогенетическое лечение отсутствует. Важнейшими в коррекции яв­ляются социально-психологические меры: соответствую­щий профиль обучения, правильное трудоустройство, ис­пользование остаточных способностей.

Детям с речевыми нарушениями показаны логопеди­ческие занятия, с двигательными — лечебная физкульту­ра, физиотерапия.

Для стимуляции познавательной деятельности и кор­рекции церебрастенического синдрома назначают ноотропы, витамины. При наличии судорожного синдрома — противосудорожное лечение; при депрессии — антидепрес­санты; при нарушениях поведения и психозах - антипси­хотические средства (нейролептики).

Если в клинической картине присутствует неврологи­ческая симптоматика, церебрастенический синдром - тре­буется применение дегидратационной и рассасывающей терапии (2-3 курса в год).

Важнейшим в предупреждении заболеваний является медико-генетическое консультирование.

Для профилактики экзогенно-органических форм умственной отсталости имеют значение правильное веде­ние беременности, родов, своевременное лечение нейроинфекций в раннем возрасте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...