Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы социореабилитации. Тема 5 Психопрофилактика и психогигиена




Принципы социореабилитации

(по А. А. Кирпиченко, 1996)

 

Принципы социо- реабилитации Содержание
Принцип партнерства Все реабилитационные мероприятия должны быть нацелены на вовлечение самого больного в лечебно-восстановительный процесс, реабилитировать больного без его активного участия в этом про­весе невозможно. Peaбилитация объединяет усилия врача, медицинского персонала и больного, направленные на восстановление социально-психологического статуса последнего.
Принцип разноплановости Различают психологическую, профессиональную, семейно-бытовую, культурно-просветительную и др. сферы реабилитации.
Принцип единства социально-психологических и биологических методов   Биологические методы лечения, социо- и психотерапия, реабилитация должны проводиться в комплексе.  
Принцип ступенчатости Реабилитационные воздействия должны постепенно нарастать и нередко переключаться с одного на другое. Это находит свое отражение в создании реабилитационных режимов: охранительного, щадящего, активирующего, режима частичной госпитализации.

 

 

Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.

Первый этап — восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.

Второй этап — реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых специальных навыков, психотерапевтическим мероприятиям, проводимым не только с больными, но и с его родственниками.

Третий этап — возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве

Особенности социореабилитации у детей и подростков                    

 1. Минимум «полного отдыха» - исключение праздности и безделья, максимум усилий на вовлечение ребенка или подростка в постепенную и активную деятельность - учебную, трудовую, в организованные развлечения. Полный покой показан лишь при острых психотических синдромах или тяжелой астении. Во всех остальных случаях необходима стимуляция активности, чаще дозированной.  

2. Госпитализация детей в психиатрический стационар дол­жна осуществляться только в случаях действительной необходи­мости, когда без нее невозможно обойтись, и всегда быть мини­мальной по продолжительности. Госпитализация показана при острых психотических состояниях, для предотвращения социаль­но опасных действий и суицидов. Однако как можно раньше сле­дует использовать режимы хся колледжей.

4. Если обычное школьное обучение неосуществимо, необ­ходимо использовать его облегченные формы: сокращенный учеб­ный день, дополнительный свободный день в середине недели. В других случаях можно прибегнуть к переводу в вечернюю школу без необходимости совмещать учебу с работой или к индивиду­альному обучению на дому. При конфликтных ситуациях может быть рекомендован перевод в другое учебное заведение. Раннее трудоустройство в некоторых случаях надо рассматривать как ле­чебное воздействие.

5. Максимальные усилия должны быть направлены на адап­тацию в семье. Для этого можно широко использовать семейную психотерапию.

6. Дети и подростки должны иметь постоянное общение со сверстниками. Без этого их адаптация всегда будет неполной и нестойкой. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе групп нужно по возможности учитывать симпатии и антипатии больных, сходство интересов.  

  Для детей раннего возраста предусмотрена медицинская абилитация – система мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом.

Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного. Социореабилитация осуществляется с учетом клинического диагноза, возраста, индивидуальных особенностей.

Тема 5        Психопрофилактика и психогигиена

Психопрофилактика является областью психиатрии, а в более широком контексте - разделом общей профилактики. Она раз­рабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации психически больных.

Отмечается тесная связь понятий психопрофилактики и психогигиены. Их разграничение, особенно первичной психопрофилактики и психогигиены, достаточно условно. Основным отличием является разная направленность этих дисциплин. Психогигиена направлена на сохранение психического здоровья, а психопрофилактика  занимается и клиническими нарушениями.

Выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств.

Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения болезни и ее исхода, а также на раннюю диагностику.

Третичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Таблица 13

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...