Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами музыкального искусства




Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом многие видят решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, ученые и священнослужители. Духовность подразумевает стремление человека к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав, к нраву он относит понятия любви, милосердия, добродетели. Нравственный - значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется она как красота в поведении человека.

В статье «Русскому необходимо духовное обновление» известный русский мыслитель И. Ильин писал, что никакая «внешняя реформа» ничего не изменит без духовного обновления человека. Человеческий дух, не преображенный нравственно, является первопричиной кризисных явлений в обществе и в образовании. Очевидно, что назрела необходимость составить более полное представление о данной проблеме, учитывая взгляды как светских, так и христианских педагогов. Понятие духовности составляет основу истинной культуры. Духовное в искусстве предстает как серьезное, возвышенное в содержании произведений искусства, в которых мир воплощен в образах, приподнятых над жизнью, бытом, образах, стремящихся к идеалу, идеалу Красоты, Гармонии, Добра. Такие образы, по мнению С.И. Олефир, требуют определенной культуры восприятия, которые можно и нужно воспитывать у подрастающего поколения.

По нашему мнению, в настоящее время особенно возрастает необходимость повышения роли искусства в духовно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой культуры. В этой связи особо велика роль музыкального искусства. Активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, музыкальное искусство является незаменимым средством духовного развития личности.

Музыка является тем видом искусства, который особенно активно воздействует на внутренний мир человека. Ее способность выражать тончайшие оттенки чувств, психических состояний, воздействовать на глубинный, духовный мир человека делают понятной ту воспитательную роль, которая отводилась музыке на протяжении всей истории человечества.

Известно, что духовная, классическая и народная музыка обладает безграничными идеалообразующими ресурсами, значительными возможностями в достижении гармонии души и тела, в воспитании человека. Высокую духовность классических и народных музыкальных произведений отличают любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость, то есть те качества, которые способствуют залечиванию душевных и физических ран, в которых организм обретает необходимую гармонию. Музыка наполняет радостью нашу душу, проникает в каждую клетку нашего организма, насыщая его энергией. Любовь, вызванная музыкальными образами, захватывает сердце, разносит эту энергию по всем органам.

Истинная музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми, приобщения к мировой музыкальной культуре.

В последние годы, в процессе научной и учебной работы, проводимой в дошкольных образовательных учреждениях, выявлен существенный разрыв между воздействием на мышление, с одной стороны, и воздействием на эмоционально-волевую сторону психики ребенка – с другой. В результате возникает несоответствие между интеллектуальным и эмоционально-нравственным развитием подрастающего поколения. Педагогизация музыкальной среды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и семьи, несомненно, должна быть направлена на обогащение духовного мира человека, на воспитание подлинной красоты, формирование идеала культурного человека. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы духовно-нравственного воспитания детей средствами музыки в условиях ДОУ и семьи.

Семейное воспитание сегодня- это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры, приобщения к духовным ценностям общества. Вместе с тем, как показывает практика и проведенные исследования, воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере.

Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях имеет свои сильные стороны. Оно строится на научной основе, существует программа воспитания и развития детей. Вся обстановка детского сада предназначена для жизни детей и удовлетворения потребности их в общении со сверстниками. Однако детский сад и семья имеют собственные функции в воспитании детей и не могут заменить друг друга. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Она изменяется вместе с развитием общества, болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Всякая музыкальная деятельность детей в семье осуществляется, прежде всего, с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.

Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущениями счастья, любви, нежности. В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем. Сфера воздействия колыбельных песен на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, малыш пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.

Истинная музыка - это источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры, способность отличать прекрасное от банального и безобразного. Нами выявлено, что поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия между:

- существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей;

- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов;

- достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подготовки родителей к руководству семейным воспитанием детей.

Таким образом, ДОУ и семья должны представлять собой единую воспитательную систему. Поэтому разрешение данных противоречий мы видим в попытке их решения через разнообразные формы работы ДОУ с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей средствами музыкального искусства в семейном социуме. Вместе с тем, как показывает практика и проведенные исследования, воспитательный потенциал семьи используется не в полной мере. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Важную роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство, и в частности, музыкальное, так как постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Поэтому, по нашему мнению, музыку можно рассматривать как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней между детьми и взрослыми ее членами.

Музыкальное искусство несет ребенку положительные эмоции, способствует развитию образного мышления, воображения, дает возможность через художественно-творческие занятия разгрузить психику, способствует духовному созреванию человека. Оно воплощает в себе общечеловеческие нравственные ценности. В связи с этим музыка становится мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие ее духовной сферы, целостное формирование в соответствии с канонами прекрасного, выработанными человечеством. Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него способностям. Кроме того, каждый хочет видеть своего ребенка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве.

Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны музыкой, если начать с самого раннего детства. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки, или, как говорил Д.Б. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Появилась необходимость использовать музыку в качестве условия семейного воспитания, обусловленного музыкально-образовательной и педагогической компетентностью родителей, активностью их гражданской позиции; взаимосвязью домашних занятий музыкой с национальными культурными традициями; гуманным демократическим стилем общения взрослых и детей, близостью их музыкальных интересов.

Наш опыт научно - практического решения проблемы свидетельствует о том, что возникновение дефицита музыкального воспитания в современной семье связано с такими факторами, как неподготовленность значительной части родителей к данному виду воспитания, отказ от активной роли собственного участия в воспитательном процессе, утрата идей народной музыкальной педагогики. Как показал опрос, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка, на нравственно - эстетическое развитие личности, его сознание, чувства и поведение.

Работа Федеральной экспериментальной площадки на базе МДОУ № 92 «Искорка» г. Йошкар-Олы направлена на решение одной из актуальных современных задач системы дошкольного образования - интегрировать усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений, Русской Православной Церкви и родителей в духовно-нравственном воспитании и развитии детей средствами музыкального искусства.

Весь педагогический коллектив совместно с родителями воспитанников осуществляет целенаправленную планомерную опытно-экспериментальную деятельность, направленную на осуществление духовно-нравственного, музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста и представляют собой единую воспитательную систему. Инновация исследовательского проекта заключается в решении проблемы духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства, в попытке ее реализации через разнообразные формы работы ДОУ с родителями.

Нами ведется постоянный поиск по разработке и апробации разнообразных форм и способов музыкального воспитания детей в семейном социуме: проводятся консультации для родителей, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, тренинги, конкурсы, викторины, родительские собрания по актуальным проблемам духовно-нравственного и музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

В ДОУ организованы клубы «Камертон», «Музыкальная гостиная», «Здоровье и музыка», «Пока горит свеча», где родители знакомятся с особенностями духовно-нравственного и музыкального воспитания детей в условиях ДОУ и семьи. Успешно функционируют студии: «Театр - дети и взрослые» и «В мире бального танца», кружки для детей и взрослых. С целью повышения уровня духовной и музыкальной культуры взрослых и детей, организован клуб любителей классической музыки «Орфей», где родители совместно с детьми знакомятся с шедеврами музыкального искусства. Мы предполагаем, что совершенствование взаимодействия ДОУ с семьей возможно при условии взаимного понимания родителями и педагогами друг друга, понимании потенциальных возможностей каждого из институтов воспитания, понимания нужд каждой стороны.

Список литературы

 

1. Артюхов И.С. Ценности и воспитание // Педагогика-1999.-№ 4

2. Колтунова И.А. Формирование духовности средствами музыкального искусства // Начальная школа. - 2000. №4

3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа. - М. Издательство ГНОМ и Д.-2000.

4. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – Ленинград: Музыка. – 1975.

5. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителей. - М.: Просвещение-1991.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...