Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста




 

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно влиять на формирование их личности. Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения и низкопробные. Поэтому очень важно, на наш взгляд, сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства.

Становлению музыкальной культуры личности придается огромное значение в современных педагогических исследованиях. Значимость приобщения детей к миру культуры с первых лет жизни подчеркивали Б.Г. Ананьев, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.Б. Зацепина, Э.В. Ильенков, Д.Б. Кабалевский, Т.С Комарова, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, О.П. Радынова, Р.М. Чумичева и др.

В процессе становления музыкальной культуры особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. В ходе становления музыкальной культуры выступают нераздельно и взаимозависимо процессы сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство, благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности, а сама музыка является важным фактором в развитии ребенка.

Сегодня музыка вошла в каждый дом, ее слушают и взрослые и дети – народную, классическую, современную развлекательную и серьезную. Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой трудно, особенно детям. Безусловно, дошкольное учреждение помогает ребенку в формировании основ музыкальной культуры. Однако старания педагогов станут более эффективными, если в семье дошкольника, где закладываются все основы любви к музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Знания и впечатления, которые дошкольники получают в детском саду, по-разному преломляются в каждом из них. Там, где действия дошкольного учреждения совпадают с действиями семьи, эффект бывает наибольший.

Деятельность ученых и практиков была посвящена многим вопросам, раскрывающим теоретические и методические основы музыкального развития ребенка-дошкольника. Исследовались проблемы развития музыкальных способностей в разных видах музыкальной деятельности, творческого развития детей, музыкального воспитания разного возраста, развития эмоциональной отзывчивости на музыку, влияния наглядных средств и методов на музыкальное развитие дошкольников, воспитания интереса к музыке, развития основ музыкальной культуры и музыкального вкуса (С.В. Акишев. Т.С. Бабаджан, Л.А. Безбородова, Н.А, Ветлугина, Н.В. Груздева. И.А. Дзержинская, М.Б. Зацепина, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Л.Н. Комисарова, Э.П. Костина, М.А. Палавандишвили, О.П. Радынова, Н.А Чичерина, В.Н. Шацкакя, А.И. Хотькова и др.).

Вместе с тем вопрос формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в условиях не только ДОУ, но и семьи до сих пор не являлся предметом специального исследования. Также не определены условия успешного семейного музыкального воспитания, не найдены соответствующие формы и методы педагогического руководства этим процессом. Поэтому необходимость решения данной актуальной, на наш взгляд, проблемы обусловила выбор темы исследования «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры старших дошкольников».

В понятие музыкальной культуры, входят различные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной культуры входят деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, музыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

О.П. Радынова выделяет два компонента музыкальной культуры дошкольника:

- индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

- музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринимать содержание музыкального произведения и определить для себя его значение.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Она изменяется вместе с развитием общества, болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.

В настоящее время ситуация с музыкальным воспитанием в семье далеко не благополучна, большинство родителей забывают о том, что духовная пища для ребенка нисколько не уступает материальным потребностям. В большинстве семей сегодня утеряны лучшие традиции пения и музицирования, живое исполнение заменяют магнитофоны и телевизоры, видео и компьютеры заменяют досуг детей и взрослых.

Как говорил Г.Г. Нейгауз: «Хорошие родители важнее хороших педагогов»,- имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальный досуг, если нужно, отвести его в музыкальную школу, кружок или студию.

Мы считаем, что родители, искренне любящие музыку и занимающиеся самообразованием, даже если не умеют играть на музыкальных инструментах, и не поют, в деле музыкального воспитания ребенка могут сделать очень многое. А музыкальное воспитание в этих случаях выступит необходимым фактором сплочения детей, родителей и ДОУ в единое целое.

Стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлена общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем музыкально содержательнее становится домашний досуг, нередко связанный с бытовым музицированием. Поэтому музыкальные потребности маленьких членов семьи детерминированы домашними условиями развития, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношения к музыкальному воспитанию, особенностями музыкальной среды, в которой социализируется ребенок.

Анализ результатов нашего исследования показывает, что за количественным благополучием «потребления» музыки в условиях семьи скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предполагает запросы, диктуемые престижностью. В результате анкетирования выявлено, что 78,5% опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению классическая музыка. Ей отдают свое предпочтение 15,5% родителей. Наименьшей популярностью пользуется народная музыка - 6%. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего. Как показал опрос, в большинстве семей отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка, на нравственно - эстетическое развитие личности, его сознание, чувства и поведение.

Новизна нашего исследования заключается в попытке выявить роль взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что формирование основ музыкальной культуры дошкольников в условиях ДОУ и семьи будет эффективным, если:

- будет определена и апробирована система диагностики показателей уровня музыкальной культуры детей;

- разработанная авторская модель взаимодействия ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей будет внедрена в педагогический процесс.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке и апробации модели сотрудничества ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Подготовленные методические рекомендации могут явиться определенным вкладом в разработку системы семейного и общего музыкально-эстетического воспитания детей.

По нашему мнению, семья может и должна быть первой ступенькой художественного воспитания. Родители, сознательно воспитывающие и развивающие музыкальные наклонности ребенка, должны делать это, но по возможности систематически, независимо от того, может ли стать, и будет ли ребенок музыкантом-профессионалом или музыка просто сделается его другом на всю жизнь. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, на наш взгляд, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.

 

Список литературы:

 

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении.- М.: 1973.
  2. М. Викат Музыка и развитие личности ребенка// Дошкольное воспитание.- 1985 № 8.
  3. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ А.И. Катинене, М.Л. Паландишвилли – 3-е изд. М.: «Академия», 2000.
  4. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки Л.: Музыка, 1975.

Р.Р. Лоскутова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...