Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству




Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развито­го человека.

Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке. Особенно ярко воспевает она ве­ликую гармонию природы.

Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуж­дает в человеке острую наблюдательность к голосам и созву­чиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономер­ных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкаль­ного воспитания, которое фактически дает человеку ключ к вос­приятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования действи­тельно прекрасного во всех отношениях человека. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, фор­мы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Актуальностьнастоящего исследования определяется следующим. Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Поэтому неслучайно темой нашего исследования является «Формирование основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству».

Дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и к русской национальной музыкальной культуре. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений видный собиратель фольклора П.В. Киреевский говорил, что тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит (75, с.6).

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, - предупреждал В.А.Сухомлинский. … Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

Цельюнашего исследованияявляется выявление роли русского народного творчества в процессе формирования основ музыкальной культуры детей 5-6 лет.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что русское народное творчество является эффективным средством формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников, если эта работа ведется планомерно и целенаправленно, охватывая как специально-организованные музыкальные занятия, так и повседневную жизнь детского сада.

Гипотеза и цель определили следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретическую и методическую психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ музыкальной культуры дошкольников

2. Исследовать уровень музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста

3. Разработать и апробировать систему работы по формированию основ музыкальной культуры старших дошкольников посредством приобщения их к русскому национальному творчеству и провести экспериментальное изучение эффективности ее использования

Методологическую базу нашего исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В своей работе мы опирались на исследования таких ведущих специалистов в этой области как Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, А.В. Кенеман, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова, А.Л. Арисменди и многих других.

Нами сделана попытка выявить роль русского народного творчества в формировании основ музыкальной культуры детей 5-6 лет. Определены и экспериментально подтверждены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников средствами русского музыкального творчества.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской музыкальной культуре и методических рекомендаций, направленных на развитие музыкальных способностей и основ музыкальной культуры детей.

Исследование уровня развития музыкальной культуры детей на констатирующем этапе исследования выявило, что в группах испытуемых отсутствуют дети как с высоким, так и с оптимальным уровнем развития музыкальной культуры, что позволяет говорить о недостаточной сформированности таких видов музыкальной деятельности (входящих в структуру музыкальной культуры) как восприятие, исполнительство и творчество. Все это явилось основанием для целенаправленной работы по формированию основ музыкальной культуры детей.

Основная задача, которая ставилась на этапе формирующего эксперимента - развитие музыкальной культуры детей посредством приобщения их к русскому народному творчеству. С этой целью нами была разработана и апробирована программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской музыкальной культуре и составлены методические рекомендации.

Основными задачами программы являются следующие:

1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, развивать восприятие, исполнительство и творчество детей, преодолеть музыкаль­ную неграмотность.

3. Развивать песенные и танцевальные умения и навыки, расширять навыки передачи много­образных оттенков, эмоций, настроений.

4. Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Принципы программы:

1. Систематичность музыкального образования.

2. Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным песенным репертуаром.

3. Разносторонность музыкального образования.

Требования к музыкальному репертуарународного творчества:

- в произведения фольклора должны быть вклю­чены доступные детям явления;

- должны быть выражены разнообразные эмоции;

- должны быть использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни, танца.

Основные разделы программы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пестушки, колыбельные песни).

Задачи раздела:

- развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;

- развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать
познавательную деятельность;

- помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку; - совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.

Раздел 2. «Народная песня» (календарные, лирические, обрядовые). Задачи раздела:

- учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка; - совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор» Задачи раздела:

- развивать у детей культуру движений;

- учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);

- развивать творческую активность.

Раздел 4. «Хороводы»

Задачи раздела:

- развивать воображение детей, сообразительность, смекалку;

- совершенствовать ритмические, драматические способности детей;

- учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах» Задачи раздела:

- развивать чувство ритма, музыкальную память;

- учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре.

Знакомство с му­зыкальным фольклором мы осуществляли на музыкальных занятиях, в повсе­дневной жизни, на досугах и в процессе народных праздни­ков, проводимых с детьми. Особое внимание в работе со старшими дошкольниками мы уделяли русской народной песне. Ибо песня, в силу своей распространенности и доступности, соответствуя возрастным особенностям детей, является прекрасным средством как воспитания, так и развития ребенка. Народная песня как одно из ярких произведений музыкаль­ного фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богат­ство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творче­ства. Названные особенности русской народной песни при­дают ей неповторимую прелесть. Даже, наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Знакомя детей с песней, мы стремились раскрыть художественный образ народной песни, старались добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоцио­нально исполненная песня - это залог того, что дети полю­бят ее, будут петь охотно и выразительно. Таким образом, большое место в работе над певческими навыками от­водилось одновременно и развитию осознания музыкальной речи, ее выразительности, мелодии, ритмических особенно­стей, ладовых закономерностей, структурных элементов.

Для развития музыкально-ритмической деятельности детей в процессе приобщения к народному творчеству, нами были подобраны русские народные мелодии. Музыкально-ритмическая деятельность детей условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В связи с этим, мы, прежде всего, детей учили слушать и вслушиваться в музыкальные произведения, старались добиться целостного восприятия музыки. И только после этого переходили к обучению детей воспроизведению ее выразительных свойств в движении. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения из области физкультурных упражнений (ходьба, бег, поскоки), танца (доступные элементы народного танца и современного балета).

В нашей работе также представлены конспекты тематических занятий и фольклорных праздников и развлечений, направленные на знакомство детей с культурой русского народа, с его песенным и игровым творчеством. К их числу относятся:

  1. Познавательно-речевое занятие «Праздничный калейдоскоп»
  2. Народный праздник «Кузьминки»
  3. Тематическое занятие «В гости к бабушке на блины и оладушки»
  4. Тематическое занятие «Ознакомление с народным праздником «Рождество Христово»
  5. Тематическое занятие«Новый год на Руси»
  6. Тематическое занятие «Душа моя Масленица»
  7. Сценарий фольклорного праздника Сороки (обряд - «кликанье весны»)
  8. Тематическое занятие «Святая Пасха»
  9. Народный праздник «Троица»

К празднику Кузьминки нами была сделана выборка хороводов, игр, закличек, которые могут использоваться как в процессе праздника, так и в быту в игровой и музыкальной деятельности детей.

В процессе работы с детьми по формированию основ музыкальной культуры посредством приобщения их к народному творчеству, мы также решали еще одну задачу: заинтересовать родителей и привлечь их к нашей работе. Для этого мы приглашали родителей на проводимые нами фольклорные праздники и разработали 2 консультации:

1. Консультация для родителей «Покров – что за праздник?».

2. Консультация для родителей «Кузьминки - что за праздник?».

В процессе знакомства детей с му­зыкальным фольклором в различных видах деятельности мы использовали следующие методы и приемы обучения:

- наглядно-слуховые (художественное исполнение педагогом музыки, песни);

- наглядно-зрительные (показ игр, плясок или отдельных элементов движения);

- словесные (образный рассказ педагога о новой игре, танце, о содержании песни, ее характере, указания как надо ее исполнять, пояснения по ходу выполнения движений и т.д.);

- методы упражнения, многократного повторения.

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента дети были вовлечены в различные виды музыкальной деятельности. Работа по формированию основ музыкальной культуры посредством приобщения детей к русскому народному творчеству осуществлялась как на занятиях, так и в повседневной жизни детского сада в самостоятельной деятельности детей, широко использовалась в процессе проведения музыкальных досугов и фольклорных праздников.

 

 

Р.Р. Лоскутова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...