Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкального образования детей дошкольного возраста




 

Сегодня с особой остротой стоит задача духовного возрождения нашего общества. Эстетическое воспитание является приоритетным в духовном становлении личности. По выражению Б.Лихачева, личность, вступающая в XXI век, «это личность человека образованного, всесторонне развитого во всех видах культуры, духовно богатого, с развитым диалектическим мышлением, пониманием значимости общечеловеческих ценностей, проявляющего творческие подходы в любом деле, обладающего высокими гражданскими качествами».

Новые задачи развития личности на современном этапе, в эпоху перестройки и реформирования педагогического образования в обществе влекут за собой необходимость анализа новых тенденций в музыкальном образовании. Для современной музыкальной педагогики характерна гуманистическая направленность. В центре ее внимания находится решение проблемы личностно-ориентированного образования.

Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали мощным духовным потенциалом, были способны самостоятельно и творчески действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Музыкальное искусство, как и любое другое, активно помогает решать задачи гуманизации образования, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний.Музыка способна, используя физическую природу звуков, непосредственно воздействовать на душевный мир человека. Сила эмоционального воздействия музыки связана с тем, что в ней опредмечены человеческие эмоции. Пробуждая чувства, музыка раскрывает неисчерпаемое многообразие духовных состояний: страстей, переживаний, порывов, настроений.

Проведенный нами анализ научных исследований, публикаций, а также результатов практики работы дает нам возможность сделать некоторые выводы, касающиеся некоторых современных тенденций в развитии дошкольной музыкальной педагогики. Специалисты указывают как на отрицательные, так и на положительные тенденции, наметившиеся в музыкальном образовании. Отмечается, что сложный процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей в нашем обществе. Негативные процессы, происходящие сегодня в социально-культурной сфере, приводят к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства.

В практике работы с детьми часто используются низкопробные в художественном отношении музыкальные произведения (О.П.Радынова, И.В.Груздова, Е.В.Боякова и др.). Отмечается неумение многих педагогов-практиков критически оценивать распространяемый опыт педагогической деятельности (Л.А.Безбородова и др.). Поэтому сегодня как никогда важно привносить эстетическое начало во все области культурно-просветительской деятельности, эстетически организовывать среду, творить по законам красоты (Л.А.Безбородова, Л.В.Школяр).

К положительным тенденцим, на наш взляд, следует отнести тот факт, что в последние годы среди педагогов-исследователей в значительной мере активизировался интерес к изучению таких проблем, как развитие музыкальных способностей, музыкального восприятия, эмоционально-потребностной сферы, творческого мышления. Центральной проблемой музыкальной педагогики является сегодня проблема развития музыкальной культуры детей.

Осью индивидуальной музыкальной культуры ребенка целесообразно считать его музыкально-эстетическое сознание. Его первоначальные формы выявляются довольно рано. Примерно до трёх лет формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения. Постепенно у детей формируются интерес к музыке, способность мотивированной оценки, начала музыкального вкуса. Развитый музыкальный вкус-это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой.

В связи с этим, наблюдается, с одной стороны, расширение научных поисков, появление диссертационных исследований, в которых изучаются разные аспекты формирования музыкальной культуры дошкольников (О.П.Радынова, И.В.Груздова, Е.В.Боякова и др.), развития музыкальных способностей и одаренности (К.В.Тарасова), вопросы взаимодействия музыкального искусства с другими видами искусства (Р.М.Чумичева, В.В.Домогацких и др.), с другой - активными поисками новых технологий музыкального развития детей.

Среди положительных тенденций можно отметить также появление большого количества музыкально-образовательных программ для дошкольных учреждений, предлагающих реальные пути воспитания и духовного развития детей средствами музыкального искусства, ориентирующих современных педагогов на полноценное развитие музыкального восприятия детей, активное развитие их творческого потенциала, на интеграцию разных видов искусства в целях более глубокого духовного личностного развития, на формирование у детей системы знаний об особенностях музыкального искусства, музыкального языка.

Основной акцент в программах делается на развитии личности, на использовании личностно-ориентированного подхода в обучении, развитии творческого потенциала. В большинстве программ подвергается переоценке музыкальный репертуар в сторону использования большего количества классической музыки, как более ценной в художественном отношении.

Уточняются задачи и содержание музыкального воспитания. Основными задачами музыкального воспитания детей являются задачи духовно-нравственного развития личности, формирования музыкальной культуры, художественно-образного восприятия окружающего мира на основе восприятия музыкального искусства, формирования музыкально-творческих способностей.

Подчеркивается, что основное внимание педагога должно быть направлено не столько на усвоение детьми умений и навыков, связанных с музыкальной деятельностью, сколько на сам результат общения ребенка с музыкой, на его эмоционально-личностное развитие. Переосмысливается и роль педагога - сквозь призму его отношения к музыкальному искусству, и построение модели взаимоотношений с детьми в процессе общения с музыкой.

Новые технологии музыкального воспитания и обучения предполагают более гибкий подход к реализации задач, связанных с формированием у детей основ музыкальной культуры, с развитием музыкального восприятия, музыкально-творческих способностей, накоплением слушательского опыта, освоением способов музыкальной деятельности с учетом индивидуальных интересов и потребностей ребенка, развитием его личностных качеств («Гармония», «Музыкальные шедевры», «Ритмическая мозаика» и др.).

Авторы некоторых программ видят реализацию системы музыкально-эстетического развития детей в комплексе с другими областями знаний, с другими видами искусства. Внимание многих педагогов направлено на организацию семейного музыкального воспитания, на установление тесного взаимодействия между детским садом и семьей в целях более эффективного решения стоящих перед музыкальной педагогикой проблем («От детства к отрочеству»). Внедряются художественно-образовательные программы, разработанные на основе национально-культурных традиций народов России, программы дополнительного образования («Фольклор-музыка-театр»).

В последнее время ведется активная работа специалистов по разработке научных проектов, программ, нацеленных на достижение преемственности в образовании между детским садом и школой. Данная проблема касается искусства в целом и музыкального искусства, в частности. Эта задача остается одной из наиболее важных, которую необходимо будет решать в перспективе. Пересмотр содержания музыкального образования в дошкольных учреждениях вполне естественно приводит к пересмотру содержания музыкального образования студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. В связи с этим разрабатываются новые обучающие программы, учебники и учебные пособия по музыкальному воспитанию детей.

Говоря о постановке музыкального образования студентов в условиях педвузов, следует отметить, что современная вузовская педагогика должна быть направлена не только на решение познавательных задач, формирование необходимых студенту в будущем профессиональных умений, но и на музыкально-просветительскую деятельность, на формирование у студентов ценностных ориентаций по отношению к музыкальному искусству, воспитание потребности к общению с настоящим искусством, являющимся двигателем духовного и творческого развития потенциала личности.

Основными функциями музыкального образования являются формирование у студентов музыкальной культуры и развитие у них творческого мышления. В современных условиях жизни возникла насущная потребность общества в людях с нестандартным мышлением, обладающих высоким уровнем направленности на творческую реализацию своих социальных прав и обязанностей.

Отсюда вытекает необходимость совершенствования системы образования, разработки путей и методов ведения процесса воспитания с учетом развития творческих возможностей детей. Поэтому повышение творческого потенциала педагогов становится одной из важнейших предпосылок обновления образования. Проблема воспитания творческой направленности личности будущего педагога в настоящее время находится в поле зрения педагогических ВУЗов и решается в разных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Крайне важно разбудить у студентов интерес к самим себе, сделать творческую деятельность потребностью, а музыкальное искусство - естественной, необходимой частью жизни.

С 1996-97 уч г. с переходом на новые образовательные стандарты на факультете педагогики и психологии МГПИ им. Н.К.Крупской уделяется большое внимание поиску наиболее эффективных путей повышения уровня творческого саморазвития будущих педагогов. Разработана и апробирована модель социального воспитания студентов средствами музыкального искусства, которая предполагает комплексный подход и содержит четыре взаимосвязанных компонента: учебно-воспитательный процесс, самостоятельную музыкальную деятельность, социально-полезную деятельность и организованный досуг студентов.

Развитие музыкально-творческих способностей - одна из наиболее важных современных задач музыкального воспитания. Значение творчества в музыкальном развитии студентов определяется тем, что оно - прямой путь вовлечения их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка, эффективный метод формирования комплекса музыкальности в целом.

С учетом этого внесены необходимые коррективы в содержание программы курса «Теория и методика музыкального воспитания детей» по усилению ее творческой направленности. С большим интересом и увлечением студенты выполняют задания творческого характера: изготовить музыкальный инструмент-самоделку, импровизировать на музыкальных инструментах, сочинить мелодии на заданный текст, составить музыкальный кроссворд и т.д. Было замечено, что творческая активность студентов растет с ростом их самостоятельности.

Одной из задач подготовки будущих педагогов мы видим в выработке навыков мотивирования творческой деятельности, в развитии творческих способностей и стимулировании успеха творческого акта. Данные социологического опроса студентов факультета педагогики и психологии МГПИ им. Н.К.Крупской в 2003 году с целью выявления мотивов музыкального саморазвития свидетельствуют о сформированности у 50 % студентов потребности в самосовершенствовании, у 28 % - в перспективе музыкально роста, у 22 % - в желании стать идеалом для детей. Можно полагать, что творческое саморазвитие личности студента в подготовке специалистов в области дошкольного воспитания существенно повысит уровень педагогической работы в ДОУ республики Марий Эл.

Обобщая выше изложенное, можно выделить те основные, на наш взгляд, положительные тенденции, которые характерны сегодня для музыкального образования детей:

- музыкально-эстетическое развитие является одним из приоритетных направлений современного образования;

- важнейшей задачей музыкально-эстетического образования дошкольников является формирование первоначальных основ музыкальной культуры, ценностных ориентаций, музыкально-творческих способностей, становление духовного начала;

- огромный воспитательный потенциал музыкального искусства позволяет обеспечить гуманистическое воспитание, духовно-нравственное развитие личности; на первый план выдвигается личностно-ориентированный подход к ребенку;

- музыкальное образование является средством, стимулирующим развитие творческого потенциала личности и средством социализации;

- важнейшая роль в приобщении ребенка к музыкальному искусству принадлежит педагогу, его направляющей деятельности, от его профессионализма и истинного понимания и осознания своей роли в этом процессе зависит успех музыкального развития;

- важная роль в музыкальном образовании ребенка отводится семье, государственным и частным учебным заведениям (музыкальные школы, музыкальные центры, студии), предоставляющим дополнительные услуги в области музыкального образования детей, а также массовым зрелищным учреждениям (музыкальные театры, концертные залы и др.), призванным осуществлять музыкально-просветительскую деятельность, повышать уровень музыкальной культуры молодежи;

- современное развитие музыкальной педагогики характеризуется проведением интенсивных научных исследований, появлением новых технологий обучения и воспитания детей, разработкой методики диагностических обследований, позволяющих получить данные о состоянии музыкального развития ребенка;

- существенные сдвиги происходят в развитии содержания музыкально-эстетического образования студентов педагогических колледжей и вузов.

 

 

Р.Р. Лоскутова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...