Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовое регулирование и транспортно-экспедиционное обслуживание смешанных перевозок груза




Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю («от двери до двери») привело к интегрированию транспортных систем и активному применению смешанных (по-другому, интермодальных, многомодальных, комбинированных) перевозок.

Международная смешанная перевозка (combined transport / intermodal transport) означает последовательную перевозку грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки. Приведем некоторые виды перевозок, используемых в международном смешанном сообщении (Табл.).

Раздельная смешанная перевозка грузов осуществляется обычно дву­мя видами транспорта. Груз достав­ляется первым видом транспорта в пункт перевалки и грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегруз­кой на другой вид транспорта. Транспортное средство с грузом может находиться за тысячи километров от грузоотправителя, поэтому перевозчик должен принимать оперативные решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости своевременной и сохранной доставки груза, что приводит к сложности управления, малым эффективности и качеству транспортного процесса.

В соответствии с «Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов»[77] смешанные перевозки осуществляются оператором, объединяющим функции экспедитора и перевозчика, поэтому правоотношения у грузовладельца возникают именно с оператором, а не с отдельными перевозчиками (исполнителями смешанной перевозки), как в случае раздельной организации смешанной перевозки (Рис.), приводя к определенным преимуществам (Табл.).

Посредничество в области международных перевозок называется транспортно-экспедиционным обслуживанием (ТЭО), под которым понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиционное вознаграждение.

Таблица

Виды перевозок, используемых в международном смешанном сообщении

 

Виды перевозок Особенности перевозок Применение перевозок
Море - воздух Получение экономии за счет относительно низких издержек морских перевозок и значительной скорости движения воздушного транспорта, что позволяет торговать дорогостоящими изделиями (оргтехника), а также товарами сезонного спроса Международные торговые пути (Дальний Восток - Европа)
Воздух - дорога Службы, осуществляющие отгрузку товаров или его доставку по автомагистралям, работают вместе с воздушными перевозчиками Автотранспорт используется в Европе и США, а воздушный - для межконтинентального сообщения
Железнодорожные перевозки - внутренние воды - море Задействование нескольких видов внутреннего транспорта при перемещении товара из одной страны в другую Перевозки достаточно распространены при континентальном сообщении
Сухопутный мост (Land Bridge) Вид перевозок рассматривается как часть маршрута: перевозка море - суша или перевозка море-суша-море. В этом случае железной дороге также выплачивается единая ставка со стороны морского перевозчика, который оформляет сквозной коносамент Важные направления международных перевозок: Европа - Средний и Дальний Восток по Транссибирской контейнерной системе; Европа - Дальний Восток через Атлантическое и Тихоокеанское побережье США
Мини-мост Перевозка контейнеров по единому сквозному коносаменту, выданному морским перевозчиком из порта одной страны до порта другой страны, а оттуда по железной дороге до терминала железной дороги во втором порту последней страны, расположенном на другом побережье континента Направления международных перевозок: море – суша (грузоотправителю котируется сквозная ставка, включающая железнодорожную, а морской перевозчик выплачивает железной дороге единую ставку за каждый контейнер)

 

Оператором интермодальной перевозки может быть юридическое или физическое лицо, заключающее договор смешанной перевозки и взявшее на себя за плату ответственность за исполнение договора. Чаще всего ими являются крупные экспедиторские фирмы, имеющие прямые контакты со многими грузоотправителями, что дает им возможность контролировать крупные грузопотоки, комбинируя и консолидируя отправки.

Доказательством передачи груза оператору является экспедиторская расписка. Оператор, принимая груз для исполнения смешанной перевозки, обязуется транспортировать груз в пункт назначения.

 

 

- информационные и финансовые потоки;

- материальные потоки

 

Рисунок. Способы организации смешанной перевозки: слева - традиционная раздельная организация, справа - логистическая организация (интермодальная перевозка)

 

Таблица

Характеристика способов организации смешанной перевозки

 

Показатели Способы организации смешанной перевозки
традиционная раздельная логистическая
Количество видов транспорта Два и более
Наличие единого оператора процесса перевозки Отсутствует Присутствует
Количество транспортных документов Несколько Единый транспортный документ (накладная FIATA FBL)
Наличие единой тарифной ставки фрахта Отсутствует Присутствует
Схема взаимодействия участников перевозки Последовательная схема Последовательно-центральная схема
Степень ответственности за груз Разрозненная и, в результате, пониженная Единая и, в результате, высокая

 

Имеют место три основных направления в работе экспедиторов. Во-первых, экспедитор может выступать в роли посредника по конкретному поручению экспортера или импортера (роль, как правило, ограничивается подготовкой и выпиской документов, фрахтованием тоннажа, осуществлением платежей, включая таможенные, проведением переговоров и организацией заключения транспортных договоров). При этом экспедитор не может и не принимает на себя ответственности перевозчика.

Во-вторых, экспедитор может выступать в роли грузового консолидатора - организатора сборных отправок в поездные или мелких в повагонные. Экспедитор организует загрузку мелких отправок в контейнер, автомобиль, вагон и их перемещение в международном сообщении, обеспечивает деконсолидацию указанных отправок, т.е. их выгрузку из транспортных средств и выполнение работ, связанных с импортом, и организует их доставку получателю.

Экспедитор также готовит бортовые коносаменты, выписывает конкретным экспортерам «домашние» транспортные документы на отдельные отправки, как правило, без какой-либо ответственности или, в отдельных случаях, с ограниченной ответственностью.

Третье направление характеризуется выдачей экспедитором своих собственных транспортных документов, в частности коносамента или транспортной накладной FIATA (ФИАТА)[78].

Экспедитор в юридическом смысле перестает быть экспедитором и становится договорным или контрактным перевозчиком. В мировой практике такой экспедитор получил наименование «мультимодальный транспортный оператор».

Оператор смешанной перевозки заключает договор с грузоотправителем от своего собственного имени, выступает как принципал (доверитель), возлагая на себя ответственность выполнения всех операций, связанных с перевозкой и доставкой товара получателю в соответствии с транспортным договором.

В мировой практике не существует императивного документа, определяющего понятие «экспедитор», круг его прав и обязанностей, В руководстве ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию) по смешанным перевозкам говорится, что «международный грузовой экспедитор действует в качестве посредника (агента) грузоотправителя в перемещении груза в международном сообщении», из чего следует, что понятие «экспедитор» для отдельных стран, как для отдельных людей, имеет различное значение.

В начале 1930-х годов в Римском институте по унификации частного права была предпринята попытка унификации - создать определенный регламент действий для экспедиторских услуг в ограниченном числе европейских стран.

В 1967 году был разработан проект международной конвенции, а в 1973 году Международной торговой палатой изданы Унифицированные правила о документе смешанной перевозки. С 1970-го до 1980-го года разрабатывалась Конвенция о международных смешанных перевозках, до настоящего времени не введенная в действие, поскольку не набрала достаточного количества стран, которые ратифицировали эту конвенцию.

На конгрессе ФИАТА в 1999 году представителями ООН было заявлено, что в ЮНКТАД принято решение о разработке новой международной конвенции, регулирующей экспедирование и смешанные перевозки.

В настоящее время в сфере экспедирования действуют только «Образец типовых экспедиторских условий», принятый на Конгрессе ФИАТА в 1996 году, и «Правила ЮНКТАД/МТП в отношении документов смешанных перевозок» (применяется в коносаменте и накладной ФИАТА).

Таких международных конвенций, как Конвенция CMR, TIR, Конвенция о международных торговых договорах, в экспедиторской деятельности нет.

Конвенция 1980 года не запрещает применения других международных соглашений о перевозках грузов в смешанном сообщении (Соглашение КОТИФ, Конвенция CMR, Варшавская конвенция и т.д.). Смешанные перевозки, например, в Республике Беларусь регулируют «Правила экспедирования грузов при смешанных перевозках», утвержденные приказом Министерства транспорта и коммуникаций №58-ц от 10.03.97 г.

Сложность смешанных перевозок предполагают высокий профессионализм экспедитора, который должен хорошо знать преимущества используемых транспортных средств, действующие тарифы на всех видах транспорта, уровень ставки фрахта, характер и особенности перевозимого груза. Экспедитор должен быть одновременно и банковским специалистом, и специалистом по страхованию, и, частично, юристом.

В большинстве стран в функции как внутреннего, так и международного экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке, наиболее распространенными из которых являются:

Ø по импортным грузам: прием груза от отправителя и доставка его до места погрузки или на склад; погрузка на автомобили; выписка товарно-транспортных или таможенных документов, а также осуществление таможенных формальностей; хранение и подработка грузов на складе; комплектация мелких партий грузов и их отгрузка в автомобили; упаковка и переотправка грузов; производство расчетов с перевозчиками, таможенными и другими органами; согласование перевозок опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов и предоставление специального подвижного состава для их осуществления; планирование и подача транспортных средств под вывоз импортных грузов; организация аренды и лизинга грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов;

Ø по экспортным грузам: оформление таможенных и других формальностей; сдача груза получателям; переупаковка товаров; хранение грузов на складах; расчеты с перевозчиками и другими организациями; диспозиция подвижного состава (уведомление об отправлении, местонахождении, прибытии грузов); переотправка грузов.

«Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов» регламентирует интермодальную перевозку несколькими видами транспорта по одному договору перевозки и одному сквозному транспортному документу – коносаменту, как правило, прямому (сквозному) смешанному коносаменту. Однако имеют место другие виды коносаментов, различающиеся в небольших, но важных нюансах, оговоренных в определениях коносаментов, - от чего происходят виды и на что они влияют.

Бортовой коносамент - On Board Bill of Lading (Board B/L) - удостоверяет, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.

Долевой коносамент (Delivery order) - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу (выдается перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна и используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку).

Застрахованный коносамент (Insured Bill of Lading) - сочетание транспортного документа со страховым полисом (служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования и применяется при перевозке грузов в контейнерах).

Именной коносаментStraight Bill of Lading (Straight B/L) – позволяет передать груз в порту назначения получателю, на имя которого составлен коносамент (выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования).

Коносамент на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения.

Коносамент на груз, принятый для погрузкиReceived for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

Линейный коносаментLiner bill of Lading (Liner B/L) – выдается судоходной компанией или от ее имени, покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.

Коносамент с оговорками («нечистый» или «грязный» коносамент)Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.

Местный коносамент (Local bill of Lading) имеет ссылку на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке (местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами).

Ордерный или оборотный коносаментOrder bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) – коносамент, по которому груз передается либо «приказу» грузоотправителя, либо «приказу» грузополучателя, либо «приказу» банка, либо по передаточной надписи того, чьему «приказу» он составлен («приказ» – пометка о том лице, которому передается груз). Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу» получателя, считается, что он составлен «приказу» отправителя (когда получатель не может работать с грузом в порту назначения, груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом).

Прямой коносамент (Direct bill of lading) – коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.

Сборный или групповой коносаментCombined (Collapsible) bill of lading – выдается на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.

Сквозной коносаментThrough Bill of Lading (Through B/L, TBL) – предусматривает перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывает всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения (перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками, принимающими груз в порту отправления и доставляющими его дальше от порта перевалки). При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому (перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства – каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку).

В коносаменте обязательно должно содержаться следующее:

Ø наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);

Ø наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;

Ø место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);

Ø наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;

Ø количество мест и/или вес и/или объем груза;

Ø данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;

Ø количество составленных экземпляров коносамента;

Ø подпись капитана или иного представителя перевозчика.

В коммерческой практике приняты следующие основные сокращения для линейных транспортировок между различными портами:

Ø FIOS – Free in/out (погрузка и выгрузка за счет отправителя);

Ø FILO – Free in/Liner out (погрузка за счет отправителя, выгрузка за счет линии);

Ø LIFO – Liner in/Free out (погрузка за счет линии, выгрузка за счет отправителя);

Ø LILO – Liner in/out (погрузка и выгрузка за счет линии – полные линейные условия).

В зависимости от практики линии или конкретного порта к ставке могут добавляться различные надбавки:

Ø CAF (Currency Adjustment Factor) – индексация курсовой разницы валют;

Ø BAF (Bunker Adjustment Factor) – индексация изменения цен на топливо;

Ø Wharfage – портовая пошлина;

Ø CUC (Chassis Using Charge) – сбор за пользование шасси;

Ø Documentation Fee – сбор за оформление документов и ряд других.

Кроме порта контейнер может быть доставлен до контейнерного терминала (container yard) вблизи порта или в глубине страны в зависимости от активности линии на данной территории, а также непосредственно до «двери» клиента. С учетом этого к основным линейным условиям могут добавляться следующие: FICY – Free in/Container yard (без погрузки в порту – до контейнерного терминала); LI-Door – Liner in / Door (погрузка в порту за счет линии – «дверь» клиента).

Следует учитывать, что даже при перевозке Door – Door («дверь» / «дверь», линия только подает контейнер по указанному адресу, и практически никогда не осуществляет затаривание / растаривание контейнера (stuffing / unstuffing). Этот вопрос грузоотправитель решает своими силами либо с помощью экспедитора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...