Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поучение 4. О небесном состоянии христиан




Есть мир несовершенный и есть мир совершенный. Мир несовершенный и преходящий обладает многими видами, по­добными (видам) мира совершенного и вечного. Здесь есть дворец и (обитающий в нем) царь, облаченный в порфиру и увенчанный короной из драгоценных камней; есть его служи­тели и телохранители: одни пребывают во дворце, другие суть комиты и (множество) прочих, имеющих различные чины, — все они также облачены в одежды светлые и ценные. На небе тоже есть дворец и Царь-Христос, облаченный в царскую пор­фиру. Там несут службу придворные, есть комиты и (другие) чиновные лица, величавые и увенчанные венцами из драго­ценных камней: ибо «положил еси на главе его венец от камене честна» (Пс. 20, 4).

На этой земле есть воины и полководцы, прошедшие че­рез множество сражений, победившие тьму врагов и воздвиг­шие бесчисленные памятники победы над ними. Здесь также имеется множество храбрых мужей и бранников, одолевших диавола и ангелов его (Мф. 25, 41) и продвинувшихся в (духовном) преуспеянии.

В зримом дворце ромеев есть мужи знатные, удалившиеся от всяких споров и суеты, никем не принуждаемые носить оружия или становиться воинами. Они называются царскими евнухами, почитаемы всяким человеком и возлюблены самим царем; одним из них вверена порфира, и они несут ее, другие же (несут) диадему, а третьи - (прочие) знаки царского дос­тоинства. И на небесах также есть мужи, почтенные Царем Небесным, — истинные скопцы, оскопившие (сами себя) (Мф. 19, 12) и очистившиеся от брани с грехом. Им вверены благо­словенные отчизны, преисполненные мира и покоя, они на­значены (начальниками) над царской порфирой и небесными сокровищами; они полностью освобождены от тягот войны, проводя свою жизнь в беззаботности.

Есть там умельцы и мудрецы. И здесь есть мудрецы, умуд­ренные духовной мудростью от всемудрого Христа: они обла­чены в светозарные одежды и обладают непреходящим духов­ным богатством. Поэтому дело христиан — более почтенно, чем всякое плотское изобретение или (мирское) занятие. Ибо творят они дело Божественное, о котором не ведает мир.

2. Один ум отличается от другого, и один человек бывает более достоин почтения, чем другой. Все зримые вещи кажут­ся мне противоположными и чуждыми (вещам) умосозерцаемым. Ибо есть ум, шествующий и устремляющийся к небу, идущий путем чистых помыслов своих и через этот путь дос­тигающий тропинок и стезей, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползающий по земле и валяющийся в грязи путей похоти. Поэтому есть ум плотский и ум духовный, и один многим отличается от другого. Ибо как птицы, возноси­мые легкими крыльями, рассекают воздух с помощью их и самим воздухом поднимаются (ведь, махая крыльями, они словно привлекают к себе некий ветер, поддерживающий их и содействующий полету), а бескрылые живые существа, при­вязанные к земле, даже если в них и возникает желание вос­парить, не в силах сделать это; - так и очистившийся и стяжавший духовные крылья ум, с помощью (своего) горяче­го стремления (к горнему), воспаряет на небо, принимаемый воздухом Божества. А ум звероподобный, дикий и веществен­ный коснеет (в грязи) и ползает по земле, ища для себя пус­тынные места, не в силах постигнуть ум, устремляющийся к горнему.

Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие (деревья), которые обнажаются и сбрасы­вают свою листву зимой. Этот пример подходит к христиа­нам, ибо они в Писании называются «деревьями» (Мф. 7, 17; 12, 33) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев (Пс. 1, 3): даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: «Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет» (Пс. 1, 3). Но есть и другие (христиане), ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и (злых) ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, по причине обво­лакивающей их немощи.

3. Духовные (люди), по своему внутреннему устроению, суть враги (людей) плотских. (Живые существа), обитающие и питающиеся в воде, не переносят жизни на суше, но гибнут, извлеченные из воды; а (существа), населяющие землю, избе­гают пребывания в воде, ибо им противна жизнь в (водной) глубине. Подобным же образом и христиане, озабоченные и вовлеченные в дела века сего, удручаются ими и кажутся в некотором роде придушенными. А (люди) плотские, удаляясь от материальных (забот) и вынужденные прилагать старания к духовному, испытывают головокружение, стеснение и уду­шье. Поэтому весьма редки (истинные) мужи, терпеливо до­водящие до конца (Евр. 3, 14) дело свое. Они нуждаются в великом дерзновении и (духовной) устремленности для того, чтобы обращаться с молитвенным прошением к Богу «в насто­ящее время» (Рим. 3, 26). Ибо как наиболее стремительные из птиц, благодаря легкости своих крыльев, оказываются над западнями, посмеиваясь над уловками охотников, так и (чело­век) с умом проницательным и стремительным избегает сил­ков и ловушек диавола. Ведь много духов (злобы) теснят душу и влекут к себе все, пресмыкающееся по земле, зани­мают и кружат ум. Поэтому христианин должен быть подобен атлету и борцу.

Когда чужеземец, неопытный в делах общественных, при­бывает в некий город, наполненный толпами неспокойного народа, то он не доверяется своей неопытности и немощи, а обращается к помощи какого-либо простата, опытного и мо­гущего защитить от насилия толпы. Если он без стеснения сразу припадет к ногам этого влиятельного лица, то благопо­лучно завершит свой путь. Но если, закруженный толпой, он придет в смущение и удалится, то будет лишен помощи. Но и в таком случае, если он все же приложит старание, презрит трудности и, «препоясав чресла» (Еф. 6, 14) силою, разорвет сжимающие объятия толпы и дойдет до простата, то удостоится его поддержки. Так обстоит дело и с душами людей, которые именуются «градом Божиим» (Мф. 5, 14; Откр. 3, 12); на площадях их ныне толпятся (темные) духи, а улицы ума и сердца заполнены массой помыслов, но они обращают взоры к Владыке и Покровителю своему, Иисусу Христу, благоразумному Даятелю великих почестей. Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянно­сти, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

 

Поучение 5

 

1. Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Сло­ву Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находя­щиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, — ибо этот покров есть плотское помыш­ление лукавых мыслей, именуемое Апостолом «смертью», по­скольку он говорит: «Помышления плотские суть смерть» (Рим. 8, 6), — таковые (анахореты) подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедя­ми Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незри­мом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно разли­чать все (вещи) по причине действенной тьмы страстей. По­этому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их и они смогли точно познать и многообразный и различный вред, (причиняемый) духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в не­тленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, (с присущей им) ис­тинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навы­ком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14), и блаженный Петр: «И мы имеем пророческое слово; и вы хоро­шо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1, 19). И в другом месте (Писания говорится): «И возсияет вам боящымся» Господа «Солнце Правды, и изцеление в крилех Его» (Мал. 4, 2).

А смешавшиеся с миром (этим) кажутся людьми, блужда­ющими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, — ни малейшего мерцания звезды не пробивается (че­рез этот мрак), то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слеп­цов. Целиком слившись в объятиях с материальными вещами, они (не ведают) страха Божия, не исполняют заповеди и не творят никаких добрых дел, но, вводимые в заблуждение (на­прасными) тяжкими хлопотами, предаются тщете мира. На­оборот, живущие по заповедям Божиим словно озаряются мерцанием звезд; пребывая в вере и страхе Божием, они не погружаются целиком во мрак и темноту ночи, а поэтому и могут иметь надежду на спасение.

2. Как люди в мире сем собирают имущество, занимаясь различными ремеслами и делами, как стяжают они себе богат­ство, в различных чинах неся воинскую службу, и как злато для домовладельца собирается от имущества, животных и про­чего, так и от разных дарований — ведь сказано: «По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12, 6), — от разных подвигов, оправданий и добродетелей, совершен­ных ради Бога, каждый, соответственно благой жизни, рве­нию и вере, стяжает небесное злато, то есть небесное богат­ство духа вечной жизни. И ради него нельзя судить, порицать или презирать любого богача, но пусть каждый только с верой подвизается ради Бога и устремляется к стяжанию духовной пользы.

3. Задавшиеся высочайшей целью поспешать к совершен­ству, непоколебимо и непрестанно устремляющиеся к ней ка­жутся золотоискателями, разыскивающими золотоносные жилы. Ибо (и среди золотоискателей) одни с (великим) долго­терпением и выдержкой разрабатывают искусные приемы сво­его ремесла, не теряя надежды, копают землю и постепенно становятся богатыми и известными в мире; другие же, будучи боязливыми илотами-наемниками, трудятся спустя рукава, сразу проедают случайно найденное (ими золото) и остаются всегда голыми и неимущими. Так и те, кто с надеждой и усердием, запасшись долготерпением и выдержкой, творят дела добродетели, кто с верой ожидают небесное упование и (всегда) имеют перед глазами подкрепляющую их благодать, — таковые, благодаря своей выдержке, долготерпению, труду и молению, подлинно собирают богатство Духа, а поэтому будут славными перед Богом в веке том. Наоборот, нетерпели­вые, готовые только хватать благодать, но не запасшиеся вы­держкой и долготерпением для того, чтобы тяжко трудить­ся и во всем благоугождать Богу, — таковые лишаются и той благодати, которую уже стяжали. Ибо немощное и боязливое произволение всегда несозвучно благодати, оно лишено доб­рых дел и бедно добродетелями, а поэтому явится пред Богом в веке том как негодное и бесславное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...