Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поучение 6. О том, что здешнее подвержено гибели, будущее же нерасторжимо




 

1. Вышедшие из мира (сего) (1 Кор. 5, 10), возлюбившие нищету, ставшие чуждыми плотского общения и всех явлен­ных (в мире) вещей, презревшие славу и (всех) кажущихся великими в жизни (сей) и целиком посвятившие себя Господу предстают благородными умозрителями, стремящимися к бла­гой и добродетельной цели. Они посвящают себя тому, чтобы вступить в славный град святых, в небесную отчизну, в жили­ще и «дом нерукотворный» (2 Кор. 5, 1). И поскольку ум их пребывает горе', словно они уже вошли (в Царство Небесное), прославились и стали наследниками Его, то они внутри самих себя становятся уже горними благодаря прекрасной цели и намерению своему, хотя и живут во плоти; пребывая в веке сем, чают войти в град, Художником и Строителем которого является Бог (Евр. 11, 10). Ибо строения века сего — ветхи и не имеют прочного основания: при кончине века (Мф. 13, 40 и 49) все дела и строения его разрушатся. Ведь небо свернет­ся, как книга, и «земля прейдет» (Мф. 24, 35). Где будут слав­ные и великие в жизни (сей), когда наступит время, расторга­ющее их? Собери мне богатство, золото, серебро, достояние и всякую красоту и уверенность, даруемую богатством, и начни возводить из них град: мудрость, слава, звания, влиятель­ность и всякое украшение века сего — из них возведи стены града. И когда ты построишь его, то будет он лишен основы и прочности. Ведь, видишь, ветхи основания стен и рушатся они, а все, что в граде, подвергается тлению и уничтожению. Таким образом, вся (красочная) пестрота века сего тленна и разрушима.

2. Вы же поступаете правильно, возводя здания неразрушаемые и не подверженные тлению, ибо стремитесь положить основание на камне, а дом, основанный на камне, никогда не рухнет (Лк. 6, 48). Ибо Писание гласит: «Царство Небесное подобно мужу благоразумному» (Мф. 13, 31 и 7, 24), который копал, углубился и положил основание на камне; когда же случилось наводнение (Лк. 6, 48) и подули ветры, то (дом) «не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 25). — Что же есть дом нерукотворный? — Он есть души верующие и любящие Господа. Ибо он возводится мудрым Строителем (1 Кор. 3, 10) Иисусом Христом, (основан) на камне (Мф. 7, 25), на Самом Господе, на животворящем Слове Его, на Божией Силе, на Святом Духе. — А что такое камни? — Они суть чистые и благие помыслы естества Адамова. Ибо они схожи с небесным Камнем и, соизмеряясь с Ним, употребляются для возведения (нерукотворного дома). Что говорит Писание? — Доколе мы придем «в мужа совершенного, в меру полного воз­раста Христова» (Еф. 4, 13). Но есть и другой дом, (построен­ный) на песке (Мф. 7, 26); он — ум мирской, души грешные, опустившиеся в плотские страсти. Они возводят (дом свой) на лукавом помысле, на духе диавола. Каковы же камни (их(? — Злые помыслы, любящие греховные наслаждения. И этот дом, построенный на песке, гибнет и разрушается.

3. Те, кто в настоящее время затворяют двери (Лк. 13, 25) и считают будущее за настоящее, весьма благоразумны. Ибо, размышляя над тленностью и непрочностью века сего, они презирают плотское соитие, зная, что тела после здешнего бытия расторгнутся. Далее, размышляя над тем, что кажущееся (земное) богатство подлежит тлению и наготе, они презирают все зримые (вещи); вспоминая о наказаниях, неизбежных для грешников, и карах, обрушивающихся на них, они не позво­ляют себе колебаний и укрепляют свои души в страхе (Божи­ем), дабы не попасть на мучения в геенну. Еще они размыш­ляют о граде святых, о славных обитателях его, отцах наших, пророках, апостолах, мучениках; о небесных благах и Боже­ственной славе, в которую облекутся святые за свое благое произволение, ибо хотя они и пребывают в веке сем, но живут в нем так, словно уже вкушают горние блага. Подвизаясь таковым образом, они уподобляются своему Отцу Небесному. Ибо поскольку после преступления (заповеди) изнутри само­го человека (Мк. 7, 20-23) изливаются и благо, и зло, то они упреждают (лукавого), вступают в брань с пороком и испра­шивают себе доспехи у своего Отца Небесного; вооружив­шись же, сражаются, побеждают и гасят раскаленные стрелы (Еф. 6, 16) греха. А поэтому они вступают туда, куда «жела­ют приникнуть Ангелы» (1 Пет. 1, 12), и на головы их возла­гаются золотые венцы (Откр. 4, 4). И Ангелы начинают гово­рить друг другу: «Кто они такие, что удостоились подобной славы и венцов, что вводятся в места более досточтимые, чем мы?» А Господь отвечает им: «По справедливости они пред­почтены вам, ибо за имя Мое (Мф. 24, 9) и по заповеди Моей изшли из мира и презрели век тот; они стали нищими, подвер­гались поруганию и насмешкам в веке том, с ними вел брань сатана, они подвизались и боролись против него и не были побеждены им; они несли труды, их очи преисполнялись слез, когда они днем и ночью служили Мне; они несли крест Мой на плечах своих и страсти Мои в телах своих». Поэтому Гос­подь принимает таковые души и представляет их Отцу со словами: «Вот чистые девственницы, внявшие заповеди Тво­ей. Прими их в недра Духа Твоего и в благословенное лоно Света Твоего. Ведь ради них Я на земле преклонил колена и ради них очи Мои преисполнялись слезами, когда Я говорил: Отче Святый! Освяти их и сохрани их от лукавого (Ин. 17, 11; 17, 15), да соединятся они с Нами во едино Тело и во един Дух. И не только в эту пору, и не только за них прошу и молю Тебя, но и за всю Церковь Святых». Ибо по долготерпе­нию Божию век (сей) существует доныне — ради тех, кто в будущем станет служителями и угодниками Его, и Небесною Церковью их преисполнится Его мирное Царство. А Отец, радуясь им, изрекает: «Наследуйте Царство, уготованное вам» (Мф. 25, 34). Я и Мой Сын будем один Дух (1 Кор. 6, 17) и войдем в общение с вами». И уводит Он таковые души в (места) упокоения и радости, на славные престолы. Ангельс­кое же воинство, сопровождающее их, свидетельствует, что они (подлинно) подвизались, стойко выдерживали борения, принося Господу свои молитвы, посты и бдения.

4. Непоколебимо пребывая в нищете, вы через нее стяжа­ете небесное богатство. Ибо, упражняя (здесь) тела ваши сном на голой земле, преклонением колен и молитвой, вы станете (там) достойнее облачающихся в порфиру (в здешней жизни). Ведь они, роскошествуя, не служат Господу, вы же вступили на путь сурового подвига для того, чтобы поклоняться Богу и славословить Его. Но, пребывая в подобной нищете и скудо­сти, не теряйте (духовного) рвения, имея перед собой в каче­стве примера и цели Господа, так (ревностно) прошедшего путь (Свой).

Когда тело страдает и изнывает в трудах, вспомни о теле Господа: как избивалось оно Пилатом (Мк. 15, 15) и утружда­лось от пути (Ин. 4, 6). Когда нет у тебя жилища, вспомни, что Господь тварей, придя на землю сказал: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф. 8, 20; Лк. 9, 58) и отдохнуть. Когда идешь пешком, вспомни, что ноги Господа были покры­ты пылью во все время Его земного бытия и только раз, ради пророчества, воссел он на ослицу (Мф. 21, 5-10). Когда преис­полняешь очи свои слезами, вспомни, что Господь оплакивал твое падение, с сильным воплем и многими слезами принося молитвы (Евр. 5, 7) Отцу, чтобы Он спас тебя от смерти. Когда глумятся над тобою люди, обрати свою мысль на плев­ки и заушения, которыми, подвергался Господь (Мк. 14, 65), и укрепишься в смирении. Равным образом и лежанка твоя на земле не (покажется тебе) суровой, если (вспомнишь) о терно­вом венце, возложенном на главу Его (Мк. 15, 17).

Таким образом, все Ангелы и воинство святых радуются при (виде) Жениха и невесты, (воспевая их гласом) трубным и кифарами. Как в зримом (мире) на свадьбу у (какого-либо) богача собирается весь город, а посредники восседают рядом с женихом и невестой, так и вся Небесная Церковь собирается на (празднество) сочетания души с Небесным Женихом.

Как в летнюю пору каждый, посеявший до нее, ожидает жатвы и получения плодов от земли, так и всякий потрудив­шийся сколько-нибудь «в настоящее время» (Рим. 3, 26) зара­нее готовит себе жатву в Царстве Небесном. Ведь есть христи­ане на словах и есть христиане на деле. Так будем же молить­ся, чтобы изрекаемое нами осуществлялось на деле, в меру возможности и во всей полноте удостоверенное™. Ибо опыт более надежен, чем упорство в одних только словах. Состра­данию и беспредельной милости Христовой слава во веки ве­ков. Аминь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...