Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперативно-розыскную деятельность




 

Основные требования к организации прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполне-нием законов при осуществлении оперативно-розыскной дея-тельности» от 15 февраля 2011 г. № 33. Особенности организации надзора в зависимости от специфики деятельности того или ино-го органа отражены также в специальных ведомственных актах1.

Законодательными актами Российской Федерации, приказами

 

и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации периодичность проведения прокурорских проверок в сфере ОРД не установлена2. Однако правоприменительной практикой выра-ботана определенная система их проведения.

 

Проверки условно можно подразделить на плановые; прово-димые в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заяв-ление, жалоба или иное обращение граждан и организаций) о нарушениях закона органом, осуществляющим ОРД; проводимые по инициативе уполномоченного прокурора по мере необходимо-

 

1 Например, нормативную основу прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД органами ФСБ составляют требования, изложенные в указании Генерального прокурора Российской Федерации и ФСБ России «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” органами федеральной службы без-опасности» от 18 апреля 2002 г. № 20-27/10. Основы организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений УВД на транспорте и ФТС России определяются приказом Генерального прокурора Российской Фе-дерации «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» от 15 июля 2011 г. № 211. Некоторые требования, изложен-ные в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, ис-полняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 16 января 2014 г. № 6, могут быть использованы и при организации надзора за законностью деятельности оперативных подразделений ФСИН России.

2 Исключением является приказ Генерального прокурора Российской Феде-рации «О совершенствовании организации прокурорского надзора за исполне-нием законодательства о противодействии коррупции» от 1 октября 2008 г. №196, в соответствии с которым прокуроры обязаны ежеквартально проводить проверки соблюдения законности при получении и документировании инфор-мации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и по-следующей реализации в делах оперативного учета.



сти; проводимые по заданию вышестоящего прокурора (органа прокуратуры).

Основаниями проведения проверки исполнения законов приосуществлении оперативно-розыскной деятельности в соответ-ствии с требованиями Генерального прокурора Российской Феде-рации являются:

 

обращения граждан, юридических и должностных лиц; результаты изучения материалов уголовных дел о нераскры-

 

тых преступлениях или при поступлении информации о ненад-лежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголов-ным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их произ-водстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требова-ний уполномоченного прокурора.

Кроме того, проверки проводятся:

в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

 

в других случаях с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершен-ных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обви-няемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших1.

 

Таким образом, периодичность прокурорских проверок зави-сит: от конкретного предмета проверки; состояния законности; характеристики проверяемого оперативно-розыскного органа; общего объема и эффективности проводимой оперативно-розыскной деятельности; количества, характера и направленно-сти дел оперативного учета; специфики деятельности поднадзор-ного органа; иных конкретных обстоятельств.

 

С целью обеспечения законности и эффективности деятельно-сти органов, осуществляющих ОРД, плановые прокурорские про-верки исполнения законодательства в сфере ОРД в оперативно-розыскных органах рекомендуется проводить:

 

не реже одного раза в полугодие по общему правилу; ежеквартально — при незначительном объеме оперативно-

 

розыскной работы в поднадзорных органах;

 

1 Пункт 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об ор-ганизации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33.



ежемесячно — по приоритетным направлениям ОРД (напри-мер, розыск без вести пропавших лиц);

 

при поступлении соответствующей информации о нарушении закона и по мере необходимости — остальные проверки.

 

Источниками информации о фактах нарушений закона служат:

имеющиеся в распоряжении уполномоченного прокурора (ор-ганов прокуратуры) оперативные сводки, статистические и от-четные данные, аналитические справки и докладные записки, жа-лобы и другие обращения граждан и организаций, уголовные де-ла и материалы об отказе в их возбуждении, материалы предше-ствующих прокурорских проверок и соответствующие акты про-курорского реагирования (представления, протесты, постановле-ния, предостережения), а также требования об устранении нару-шений закона;

 

статистические и иные данные информационного центра опе-ративно-розыскного органа (ИЦ ОРО);

 

данные органов дознания, следственных, судебных и иных ор-ганов правопорядка;

 

документы, материалы, статистические и иные необходимые сведения, представляемые проверяемым органом.

 

Проверку рекомендуется проводить на основании тщательно продуманного плана, подготовленного исполнителем и утвер-жденного соответствующим руководителем органа прокуратуры.

 

Учитывая требования закона о возложении на прокурора обя-занности по обеспечению защиты сведений, содержащихся в де-лах оперативного учета (ДОУ), других оперативно-служебных документах и материалах ОРД, их изучение целесообразно про-водить по месту нахождения (хранения), в специально отведен-ном для этого служебном помещении органа, осуществляющего ОРД, с соблюдением правил работы с секретными документами и материалами.

 

Для получения необходимых прокурору в процессе проверки статистических и иных сведений, учетно-регистрационных доку-ментов ДОУ, других оперативно-служебных документов и мате-риалов направляется письменное требование уполномоченного прокурора. Данный документ должен быть надлежащим образом оформлен, адресован руководителю органа, осуществляющего ОРД, и должен содержать требование не только о предоставле-нии документов, материалов и сведений, но и об оказании необ-ходимых помощи и содействия в проведении проверки. Требова-ние в обязательном порядке должно содержать ссылки на кон-кретные нормы федеральных законов, при необходимости — на


 


другие нормативные правовые акты, обосновывающие закон-ность требований прокурора.

 

Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности может осуществляться только посредством провер-ки оперативно-служебной документации, без непосредственного вмешательства в проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), поэтому проверить законность ОРД уполномоченный прокурор может только путем ознакомления с материалами ДОУ

 

и иными материалами. При проведении проверок следует иметь в виду, что оперативно-служебные документы, отражающие факт и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, со-держатся не только в делах оперативного учета, но и во многих других информационных системах и на материальных носителях информации, причем такие документы и такая информация, как правило, достаточно объемные.

 

Первичным источником информации для ориентировки про-курора в массиве таких документов и материальных носителей могут служить имеющиеся в каждом органе, осуществляющем ОРД, утверждаемые руководителем номенклатуры (полные пе-речни дел и нарядов) обычного и секретного делопроизводства.

 

Проверку оперативно-розыскных подразделений оперативно-розыскных органов рекомендуется начинать с изучения учетно-регистрационных журналов и книг. При этом уполномоченный прокурор делает пометку об ознакомлении с последней порядко-вой записью в них, с проставлением даты и заверяет их своей подписью. После чего проверяется наличие дел оперативного учета, других оперативно-служебных документов и производятся соответствующие сверки записей и пометок.

 

Определение реального состояния законности проверяемого объекта осуществляется установлением фактического состояния оперативно-служебной документации путем ее осмотра и сверки с учетно-регистрационной документацией. Проверка уполномочен-ным прокурором фактического наличия отдельных оперативно-служебных документов позволяет не только убедиться в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок со-ставления документов учета оперативно-розыскных материалов.

 

Прокурору необходимо истребовать и изучить за определенный период не только находящиеся в производстве, но и прекращенные

 

и списанные в архив дела оперативного учета и дела накопитель-но-наблюдательного производства. В обязательном порядке под-лежат изучению журналы и книги учета анонимных сообщений, сообщений доверенных лиц и рапортов об оперативном контакте, агентурных сообщений (записок), регистрации дел предваритель-


 


ной оперативной проверки и дел оперативной разработки, дел опе-ративно-профилактического наблюдения и литерных дел, опера-тивно-поисковых дел на нераскрытые преступления, розыскных дел и дел иных категорий. Целесообразным также является озна-комление с книгами учета оперативно-технических мероприятий, другими учетно-регистрационными и иными оперативно-служебными документами, перечень которых с приложением кон-кретных образцов содержится в ведомственных нормативных ак-тах, регламентирующих ОРД, в том числе организацию и тактику проведения оперативно-розыскной деятельности.

 

Изучение этих документов позволит установить законность, своевременность, полноту и обоснованность заведения, регистра-ции, ведения, прекращения и продления сроков ведения дел опе-ративного учета и дел накопительно-наблюдательного производ-ства, проведения конкретных оперативно-розыскных мероприя-тий, в том числе ограничивающих конституционные права и сво-боды человека и гражданина, принятия на их основе соответ-ствующих решений органом, осуществляющим ОРД.

При проведении проверок с использованием материалов ДОУ

и иных дел, учетно-регистрационных и иных оперативно-служебных документов и материалов в первую очередь необхо-димо выяснять наиболее значимые вопросы, вытекающие из це-лей и задач прокурорской проверки в сфере ОРД.

 

Особое внимание уделяется:

общему состоянию законности при осуществлении ОРД; законности при проведении конкретных оперативно-розыск-

ных мероприятий и принятии решений руководителями опера-тивно-розыскного органа (ОРО);

соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

 

решению задач ОРД и выполнению установленных зако-ном обязанностей органами, уполномоченными на осуществ-ление ОРД;

эффективности осуществления ОРД с точки зрения исполне-ния всех требований и предписаний закона по выявлению, преду-преждению, пресечению и раскрытию преступлений и всех лиц, причастных к их подготовке и совершению;

 

выявлению причин и условий нарушений оперативно-розыск-ного законодательства;

 

состоянию ведомственного контроля за законностью ОРД; достоверности статистических и иных отчетных данных и све-

дений, характеризующих результаты и эффективность деятельно-сти проверяемого оперативно-розыскного органа.


 


По результатам проведенной проверки уполномоченным про-курором с соблюдением правил секретного делопроизводства составляется соответствующая справка, в которой указываются выявленные нарушения закона, принятые в соответствии с зако-ном и иными нормативными правовыми актами меры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий, им способствующих.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...