Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению проверки




 

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполне-нием законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, осуществляется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процес-суальным кодексом Российской Федерации. На подзаконном уровне организация и осуществление прокурорского надзора в данной сфере регулируется достаточно большим количеством соответствующих приказов и указаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуроров субъектов Российской Фе-дерации и приравненных к ним прокуроров на местах, к числу основных из них следует отнести: приказы Генерального проку-

 

1 Основные направления прокурорской деятельности: учебное пособие / науч. ред. Н. П. Дудина. СПб., 2011. С. 21.



рора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 6 сентября 2007 г. № 189; «Об организации прокурорского надзо-ра за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162; «Об организации прокурор-ского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189; «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» от 12 июля 2010 г. № 276; «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 5 сентября 2011 г. № 373; «О порядке рассмотрения жалоб на действия (без-действие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» от 1 ноября 2011 г. № 373; «Об организации надзора за деятельностью След-ственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» от 9 февраля 2012 г. № 39; указание Ге-неральной прокуратуры Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» от 9 но-ября 2011 г. № 392/49 и др.

 

Сущность основных требований, содержащихся в указанных нормативно-правовых актах, заключается в обязательном осу-ществлении прокурорских проверок законности и обоснованно-сти предварительного расследования. При этом речь идет о необ-ходимости проверки и оценки законности всех следственных действий и процессуальных решений органов дознания и пред-варительного следствия с момента поступления сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела и до принятия окончательного процессуального решения о направлении уго-ловного дела в суд, а также о прекращении или приостановле-нии производства по уголовному делу.

 

Объектами прокурорских проверок при осуществлениинадзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, являются подразделения органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ, и подразде-ления органов предварительного следствия — Следственного комитета, Следственного департамента МВД России, След-


 


ственной службы ФСБ России, Следственного департамента ФСКН России. При этом требования уголовно-процессуального законодательства к законности осуществления предварительно-го расследования являются едиными вне зависимости от ведом-ственной принадлежности осуществляющих его органов.

 

Прокурор в соответствии с УПК РФ имеет большие полно-мочия при осуществлении надзора за исполнением законов ор-ганами дознания, чем в отношении органов предварительного следствия.

 

При определении цели и задач проверки следует исходить из того, что в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О про-куратуре Российской Федерации» предметом надзора за испол-нением органами, осуществляющими предварительное след-ствие и дознание, являются: соблюдение прав и свобод человека

 

и гражданина; соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступ-лениях; соблюдение установленного порядка проведения рас-следования; законность решений, принимаемых органами, осу-ществляющими дознание и предварительное следствие.

 

Перечисленные элементы предмета прокурорского надзора не только могут служить основанием для определения цели и задач проводимой проверки, но и обусловливают особенности методики и тактика прокурорских проверок исполнения законов органами, осуществляющими предварительное следствие, и ор-ганами, осуществляющими дознание.

 

Несмотря на то что полномочия прокурора при осуществле-нии надзора существенно различаются в зависимости от объекта надзора, некоторые общие положения, значимые для подготовки

 

и проведения проверок исполнения законов, имеются. И прежде всего это касается типичных нарушений, знание которых позво-ляет прокурору проводить проверку более целенаправленно и эффективно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...