Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве




 

Чаще других нарушения прав и свобод человека и гражданина

в уголовном судопроизводстве связаны с задержанием лица по подозрению в совершении преступления. Особенности методики и тактики проверки исполнения законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу будут рас-крыты в отдельной главе, поскольку деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов указанными ор-ганами следует рассматривать в качестве самостоятельного под-направления надзора за исполнением законов администрациями органов, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вместе с тем при про-ведении проверок исполнения законов органами, осуществляю-щими предварительное расследование, прокурор также должен обращать внимание на соблюдение прав и свобод человека и


 


гражданина в случае его задержания или избрания в качестве ме-ры пресечения заключения под стражу.

В соответствии с требованиями приказа Генерального проку-рора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголов-ном судопроизводстве» от 27 ноября 2007 г. № 189 при проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении пре-ступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае следует выяснять основания и мотивы такого ре-шения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

 

Приказом предписано практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время. Однако определенные возможности для выявления допущенных наруше-ний имеются и при изучении материалов уголовного дела.

 

Осуществляя прокурорский надзор за законностью задержа-ния граждан в порядке ст. 91 УПК РФ, прокурор должен требо-вать, чтобы о каждом случае задержания орган дознания, дозна-ватель или следователь сообщали ему в письменном виде в тече-ние 12 часов с момента задержания подозреваемого. Вместе с уведомлением необходимо требовать предоставления материалов дела, на основании которых было принято решение о задержа-нии, с целью проверки наличия в собранных материалах дела ос-нований для задержания, предусмотренных ст. 91 УПК РФ. В прокуратурах необходимо вести журнал учета поступающих со-общений, для того чтобы у дежурного работника прокуратуры была возможность своевременно проверять законность задержа-ния лиц в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ.

 

При изучении материалов уголовного дела следует обращать внимание на те документы, в которых может содержаться ин-формация о факте задержания лица. Как правило, момент факти-ческого задержания, доставления в орган дознания, к дознавате-лю или следователю и момент процессуального оформления за-держания не совпадают. Более того, между ними проходит значи-тельное (до нескольких часов) время, так как фактическое задер-жание лиц производится сотрудниками криминальной милиции или милиции общественной безопасности и оформляется рапор-тами, в которых указываются время, дата, место задержания; время, дата доставления в территориальный орган милиции. Ино-гда лицо задерживают простые граждане — свидетели, потер-певшие, их родственники и т. п.

 

Поэтому необходимо обращать внимание на промежуток вре-мени между фактическим задержанием лица и составлением про-


 


токола задержания в порядке ст. 91 УПК РФ. Этот период в соот-ветствии со ст. 92 УПК РФ не должен превышать трех часов.

При проведении проверки следует учитывать, что в протоколе задержания должны быть указаны: дата и время составления про-токола; дата, время, место, основания и мотивы задержания подо-зреваемого; результаты его личного обыска (с участием понятых) и другие обстоятельства задержания; подписи лица, составившего протокол, и задержанного; отметки о разъяснении подозреваемому прав, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, и уведомлении родствен-ников задержанного, а также прокурора о задержании.

 

Кроме того, в протокол задержания должны быть занесены объяснения задержанного. Ему должно быть предложено дать объяснения по поводу его отношения к задержанию по подозре-нию в совершении преступления, а также пояснения о тех деяни-ях, в которых он подозревается.

 

Орган дознания, дознаватель или следователь не должны ограничиваться отражением в протоколе задержания лишь отно-шения подозреваемого к своему задержанию, игнорируя его от-ношение к преступлению, по подозрению в совершении которого он был задержан.

 

Прокурорами часто упускается из вида, что, перед тем как за-держанному должна быть предоставлена возможность изложить свои объяснения, ему должны быть разъяснены право в соответ-ствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации не свиде-тельствовать против себя и своих близких родственников, а также право обжаловать задержание в соответствии со ст.ст. 124, 125 УПК РФ, что должно быть отражено в протоколе.

 

Особое внимание следует уделять исполнению закона в каж-дом случае задержания несовершеннолетнего. Необходимо учи-тывать, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиня-емому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исклю-чительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняе-мого в совершении преступления средней тяжести. Прокурор должен проверить, обсуждалась ли при решении вопроса об из-брании меры пресечения несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому возможность отдачи его под присмотр в порядке ст. 105 УПК РФ. Присмотр за несовершеннолетним подозревае-мым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего пове-дения родителями, опекунами, попечителями или другими за-


 


служивающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он нахо-дится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

Если в заявлении или сообщении, послужившем поводом для проведения проверки, содержится информация о причинении за-держанному телесных повреждений, о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия, каждый довод заявителя должен быть проверен. При наличии оснований прокурор выносит мотивированное постановление и направляет материалы для решения вопроса об уголовном пре-следовании в соответствующий следственный орган.

В случае освобождения лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, на основании постановления дознава-теля или следователя, необходимо проверить законность и обос-нованность решения как о задержании данного лиц, так и осво-бождении. При этом следует учитывать, что решение об осво-бождении задержанного может быть принято только при наличии оснований, предусмотренных ст. 94 УПК РФ, а именно в случае:

 

1) неподтверждения подозрения в совершении преступления;

2) отсутствия основания применения к лицу меры пресечения

в виде заключения под стражу;

3) если задержание было произведено с нарушением требова-ний ст. 91 УПК РФ.

Кроме того, подозреваемый подлежит освобождению еще и в том случае, если по истечению 48 часов с момента задержания в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключе-ния под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ.

При изучении постановлений об освобождении подозреваемо-го необходимо обращать внимание на наличие отметки о дате и времени фактического освобождения с указанием оснований освобождения, а также сведений о возвращении изъятых вещей, ценностей и денег, участии понятых при их возвращении.

 

Законность и обоснованность нахождения задержанных в изо-ляторах временного содержания, а также их перевода в следствен-ные изоляторы устанавливается, как правило, при проверке испол-нения закона администрациями мест содержания задержанных. Однако если при изучении материалов уголовного дела на том или ином этапе прокурор получает информацию, которая свидетель-ствует о возможно допущенных нарушениях, ему следует оценить достаточность имеющейся информации и наличие оснований для планирования и проведения проверки по этим вопросам.


 


При проведении проверки следует помнить, что распростра-ненным нарушением является незаконное помещение в камеру административного задержания лиц, проверяемых на причаст-ность к совершению преступлений, на основании подложных ма-териалов о совершении ими административного правонарушения.

 

В связи с этим важно проверить, были ли приобщены к материа-лам уголовного дела соответствующие материалы об админи-стративном правонарушении (протоколы, постановления и т. д.).

 

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, если не было возможности составить его на месте выявления административного правона-рушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотре-ния дела об административном правонарушении и исполнении принятого по делу постановления сотрудники полиции в преде-лах своих полномочий вправе применять такую меру обеспече-ния производства по делу об административном правонаруше-нии, как доставление.

 

О доставлении лица в соответствии с требованиями ста-тьи 27.2 КоАП РФ должен быть составлен протокол либо сделана соответствующую запись в протоколе об административном пра-вонарушении или в протоколе об административном задержании.

 

В таких случаях важно проверить, насколько законными и обоснованными были действия и решения сотрудников право-охранительных органов на каждом из этапов. Прежде всего сле-дует обращать внимание на недопустимость наличия неотме-ненных решений о привлечении к административной ответ-ственности в случае привлечения лица за те же действия к уго-ловной ответственности.

 

При необходимости дачи дознавателю согласия на возбужде-ние перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, следует тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства. При этом нужно учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении лица, в отношении ко-торого направляется ходатайство, а также другие существенные обстоятельства. Давать согласие допустимо только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.


 


Также прокурор должен обеспечивать своевременное поступ-ление ему для проверки возбуждаемых перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (про-длении срока содержания под стражей) с подтверждающими их обоснованность материалами. Поступившее ходатайство безотла-гательно проверяется надзирающим прокурором, после чего пере-дается сотруднику, определенному районным (специализирован-ным) прокурором для участия в судебном заседании, копия хода-тайства приобщается к надзорному производству. Прокурор дол-жен вести отдельные учеты материалов об избрании меры пресе-чения в виде заключения под стражу и продлении срока содержа-ния под стражей (раздельно по органам предварительного рассле-дования ОВД), к которым в последующем незамедлительно при-общаются соответствующие решения суда и рапорты сотрудников, непосредственно поддерживавших ходатайства, о результатах их судебного рассмотрения и наличии оснований для обжалования.

 

При несогласии с поступившим ходатайством прокурор ука-зывает об этом на его копии. По уголовным делам, находящимся

 

в производстве органов следствия, наличие такой визы является безусловным основанием для отказа сотрудника прокуратуры, участвующего в судебном заседании, от его поддержания. В не-обходимых случаях прокурор решает вопрос о немедленном освобождении из-под стражи лиц, в нарушение закона подверг-нутых задержанию.

 

Прокурор должен обеспечить исключение фактов необосно-ванного изменения подозреваемому (обвиняемому) меры пресе-чения в виде заключения под стражу на иную на стадии предва-рительного расследования. Для этого прокурор должен истребо-вать и изучить проект соответствующего постановления следо-вателя (дознавателя) и материалы уголовного дела. По результа-там проверки решается вопрос о необходимости применения мер реагирования.

 

По каждому факту изменения меры пресечения (с содержания под стражей на иную) прокурором в десятидневный срок состав-ляется заключение о законности задержания, предъявления обви-нения, ареста и освобождения лица, которое направляется в управление по надзору за уголовно-процессуальной деятельно-стью ОВД и юстиции.

 

В случае обнаружения иных нарушений закона необходимо выявлять их причины и принимать меры к устранению.


 

 


При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные

о количестве заключенных под стражу, следует проводить сверку с отчетными данными подразделений Федеральной службы ис-полнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожден-ных из-под стражи лиц необходимо устанавливать причины это-го, добиваться внесения достоверных сведений и привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

 

При проверке законности ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф-ных и иных сообщений, а также проникновения в жилище необ-ходимо проверять наличие предусмотренных законом оснований таких ограничений путем изучения соответствующих материалов уголовного дела.

 

При проведении прокурорских проверок на всех стадиях до-судебного производства особое внимание следует обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом нужно иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия за-щитника в деле.

 

При получении в ходе прокурорской проверки сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, прокуроры должны обеспечить выполнение следователями и до-знавателями требований ст. 160 УПК РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...