Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск и отображение прикрепленных документов 19 глава




Таблица 3.2.3.11.

Вечерние общеобразовательные школы

  2005 г. 2006 г.
КП при СШ №1 г. Кр. Кута и Логиновской школе    
Численность обучавшихся, чел. - г. Красный Кут - Краснокутский муниципальный район   - -  

В целом наполняемость школ района вполне удовлетворительная. В то же время в сельских муниципальных образованиях наполняемость мест составляет около 50%, а в Усатовском МО — всего 41.9%. По количеству мест и численности учащихся, приходящихся на одну школу, городские поселения района намного превосходят сельские, как и по степени наполняемости классов. Среднее число обучающихся в школах Журавлевского, Комсомольского, Усатовского и Чкаловского муниципальных образований составляет от 205 до 260 детей, что в 2 — 2.5 раза меньше, чем в среднем в одной школе г. Красного Кута (см. Том IV — Графические приложения. Школы. Наполняемость. и табл. 3.2.3.12.).

Таблица 3.2.3.12.

Численность учащихся общеобразовательных школ,
на начало учебного года

  2005 г. 2006 г.
Общеобразовательные учреждения, всего чел.    
Дневные общеобразовательные школы, чел.    
В том числе:    
- начальная школа    
- основная школа    
- средняя школа    
- гимназия -  
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы, чел.    

Размещение средних общеобразовательных школ на территории района достаточно равномерное (см. Том IV — Графические приложения).

В 2006 г. в г. Красный Кут организована негосударственная гимназия с численностью учащихся 406 чел. 3 подобных учреждения есть только в г. Саратове.

Практически во всех муниципальных образованиях и отдельных их школах наблюдается резкое превышение количества мест в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников.

В ряде муниципальных образований района работают практически нежизнеспособные малокомплектные школы с несколькими десятками мест в каждой и единицами обучающихся детей и педагогов. Наиболее широко они представлены в периферийных муниципальных образованиях районах: Журавлевском, Усатовском, Чкаловском. Так, в Верхнеерусланском МО таких школ несколько: в с. Верхний Еруслан (60 мест и 16 учеников), с. Норки (60 и 13 соответственно). Это серьезная социальная и экономическая проблема, требующая своего оптимального решения (см. табл. 3.2.3.13.).

Таблица 3.2.3.13.

Сеть внешкольных образовательных учреждений

  2004 г. 2005 г.
Дом детского творчества    
Информационно-прокатный центр    
Межшкольный учебный комбинат    

В г. Красный Кут функционирует учебно-производственный комбинат, обеспечивающий трудовую деятельность в рамках Краснокутского и прилегающих МО. Его состояние неудовлетворительно: в нем никогда не проводился капитальный ремонт (год постройки 1911), изношенность оборудования составляет 100%.

На территории Краснокутского муниципального района отсутствует собственный логопедический пункт или кабинет, организованный при дневных общеобразовательных учреждениях. В то же время такие пункты и кабинеты имеются в гг. Саратове, Энгельсе, Ровенском, Советском и Энгельсском районах. При этом в ДОУ Краснокутского муниципального района имеются группы коррекции речи.

В районе также отсутствуют образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Из соседних муниципальных образований соответствующие учреждения имеются в гг. Саратове, Энгельсе и в Ровенском районе.

По состоянию на начало 2006/07 учебного года численность учителей в дневных общеобразовательных учреждениях Министерства образования, включая совместителей, составила:

- в г. Красный Кут — 136 чел.;

- в сельской местности района — 269 чел.

По имеющимся данным, укомплектованность персоналом в общеобразовательных учреждениях относительно удовлетворительная: не хватает 5 штатных единиц, в т.ч. в с. Чкалово — 1 и в с. Усатово — 2 педагогов. В то же время в районе существует проблема с кадрами педагогов с высшим образованием, поскольку по обеспеченности высококвалифицированными кадрами по имеющимся показателям район уступает не только области в целом, но и Питерскому, Федоровскому и Энгельсскому районам. Также почти 10% учителей составляют лица пенсионного возраста (см. табл. 3.2.3.14.).

Таблица 3.2.3.14.

Сведения о педагогических кадрах дневных и вечерних общеобразовательных учреждений Министерства образования, на начало 2006/07 учебного года

  Всего педагогических работников, чел./% Из них:
Пенсионеры, чел./% Имели образование
Высшее и неоконченное высшее, чел./% Среднее профессиональное, чел./%
Краснокутский муниципальный район 387/100 37/9.6 309/79.8 53/13.7
Саратовская область 24604/100 2914/11.8 20716/84.2 3219/13.1
Питерский район 269/100 15/5.6 225/83.6 44/16.4
Ровенский район 262/100 34/13.0. 204/77.9 58/22.1
Советский район 330/100 44/13.3 258/78.2 72/21.8
Федоровский район 303/100 18/5.9 247/81.5 46/15.2
Энгельсский район 2555/100 292/11.4 2430/95.1 125/4.9

Начальное профессиональное образование в Краснокутском муниципальном районе представлено ПУ-64. На базе 9 классов в него набирают студентов по специальностям машинист — тракторист широкого профиля, электрики, портные. На базе 11 классов: парикмахеры, повара, продавцы.

Резкими контрастами по основным показателям развития и размещения общеобразовательных учреждений характеризуются отдельные муниципальные образования района, что определяется различиями в численности населения, уровнем социально-экономического развития, функциями поселений и другими факторами. 10% от общего числа общеобразовательных учреждений концентрируется в г. Красном Куте, что значительно уступает доле последнего в общей численности района. Существенно различаются между собой по этому показателю и отдельные сельские муниципальные образования, ввиду разного количества в них населенных пунктов, их величины, территориальной разбросанности и т.д.

В Краснокутском муниципальном районе отсутствуют дневные общеобразовательные учреждения, предоставляющие дополнительные платные образовательные услуги. В то же время такие услуги предоставляются как в г. Саратове, так и в соседних Советском и Энгельсском районах.

На базе ряда учебных заведений района работают представительства Московских и Саратовских ВУЗов. На базе средней общеобразовательной школы №1 открыто представительства Московского Института Современной Экономики. Обучение производится по специальностям: «Экономист», «Бухгалтерский учет», «Психолог». Представительство Саратовского Государственного Университета работает в школе №3, где обучение ведется по специальности «Социальный педагог».

Высшее юридическое образование можно получить в Краснокутском Летном училище гражданской авиации. Подготовку осуществляет преподаватели Саратовского Юридического Института. На базе Зооветтехникума работает представительство Технического Университета — Институт Бизнеса и Делового Администрирования. Обучение проходит по специальности «Менеджмент».

В настоящее время в Управлении образования находится на рассмотрении районная целевая Программа «Развитие образования». Данная программа устанавливает приоритет образования в районной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Концепции развития народного образования Саратовской области, Федеральной программы развития образования. В проекте Закона «Об образовании» введено положение о выдаче единовременного денежного пособия выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в сельские образовательные учреждения, в размере 10 тыс. руб. Ожидается, что эта мера поможет закрепить молодые педагогические кадры на селе и решить их жилищную проблему.

Таким образом, сеть общеобразовательных учреждений в районе сохранилась, хотя большинство школ в сельской местности, недоукомплектованы.

Причиной такого явления необходимо считать плохую демографическую ситуацию.

Распределение проектной и фактической ёмкости школьных мест представлено в табл. 3.2.3.15. и выглядит следующим образом:

Таблица 3.2.3.15.

Вместимость общеобразовательных школ

 

 

 

Тип местности Количество Вместимость
Проектная Фактическая
Город:      
Село:      
Всего:      

Начальные школы

Начальные школы Краснокутского муниципального района расположены в селах: Лавровка, Верхний Еруслан, Норки, Пшеничное, Балтийка. На данный момент функционируют только школы в Верхнем Еруслане и Норках, наполняемость в них низкая: по плану 60 мест, в наличии — 13 или 16 учащихся. Учитывая это, может стоять проблема о закрытии данных учебных заведений, как это наблюдается в остальных селах. В этой связи можно рекомендовать комбинированные учреждения образования (ДОУ + начальная школа) (см. табл. 3.2.3.16-17).

Таблица 3.2.3.16.

Общеобразовательные (основные) школы Краснокутского муниципального района

Наименование объекта и его местоположение Износ здания (%) Дата последнего кап. ремонта Количество мест
по проекту по факту
Основная общеобразовательная школа п. Семенной        
Основная общеобразовательная школа с. Репное        

 

Таблица 3.2.3.17.

Средние общеобразовательные школы
Краснокутского муниципального района

Наименование объекта и его местоположение Износ здания (%) Дата последнего кап. ремонта Количество мест
по проекту по факту
         
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Красный Кут   -    
Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красный Кут   -    
Средняя общеобразовательная школа №3 г. Красный Кут   2004 г.- капремонт внутренней отопительной системы    
Учебно-производственный комбинат г. Красный Кут   -    
Средняя общеобразовательная школа с. Журавлевка   Частичный ремонт спортзала — 2005 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Ямское   Ремонт кровли — 2002 г., частичная замена отоп. системы - 2005 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Интернациональное   Замена отоп. системы — 2005г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка   Ремонт кровли — 1995г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка   Реконструкция топочной — 2003г.    

окончание таблицы 3.2.3.17.

         
Средняя общеобразовательная школа с. Карпёнка   Частичная замена отоп. системы — 2005г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Первомайское   Реконструкция автономной топочной — 2005 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Рекорд   Кап. ремонт кровли — 2005г    
Средняя общеобразовательная школа с. Усатово   Частичная замена отоп. системы — 2005г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Комсомольское   Строительство автономной топочной — 2004 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Кирово   Строительство автономной топочной — 2005 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Чкалово   Частичный ремонт крыши — 2005 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Лепехинка   Замена кровли — 2003 г.    
Средняя общеобразовательная школа с. Логиновка        

Одна из особенностей школьного обслуживания — его обязательность для всех детей школьного возраста, где бы они ни проживали. Поэтому сеть школ должна быть повсеместной и доступной для учащихся; последнее обеспечивается либо близостью школ к месту жительства, либо подвозам учащихся к школам; в некоторых случаях — при большой разреженности и малых размерах населенных пунктов — с помощью создания интернатов при школах.

При разработке плана развития школьной сети особое внимание необходимо обращать на улучшение их размещения, на объединение малочисленных начальных и средних школ, имеющих небольшое число учащихся, что будет способствовать сокращению расходов на их содержание, повышению качества обучения, улучшению воспитательной работы. Видимо данная тенденция в дальнейшем будет иметь место в Краснокутском районе.

Резкими контрастами по основным показателям развития и размещения общеобразовательных учреждений характеризуются отдельные муниципальные образования района, что определяется различиями в численности населения, уровнем социально-экономического развития, функциями поселений и другими факторами.

Практически во всех муниципальных образованиях и отдельных их школах наблюдается резкое превышение количества мет в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников (см. табл. 3.2.3.18.)

Таблица 3.2.3.18.

Основные показатели функционирования общеобразовательных учреждений муниципальных образований Краснокутского района(2006 год)

Муниципальные образования Количество учреждений Число мест в учреждениях Численность учащихся Количество мест в одном учреждении Количество детей на одно учреждение Заполняемость мест, %
Краснокутское            
Верхнеерусланское            
Ждановское            
Журавлевское            
Комсомольское            
Усатовское            
Чкаловское            
Дьяковское            
Интернациональное            
Лавровское            
Логиновское            
Лебедевское            
Первомайское            

По количеству мест и численности учащихся, приходящихся на одну школу, городские поселения района намного превосходят сельские, как и по степени заполняемости классов.

В ряде муниципальных образованиях района работают практически нежизнеспособные маломерные школы с несколькими десятками мест в каждой и единицами обучающихся детей и педагогов. Наиболее широко они представлены в пригородных муниципальных образованиях района: Верхнеерусланском и Лавровском. Учащиеся старших классов этих поселений подвозятся автотранспортом в школы №3 и №1, соответственно.

В городе и в сельской местности обеспеченность школьными учреждениями и плановая их вместимость в целом достаточна и в настоящее время и на перспективу до 2025 года (без учета амортизации).

В Краснокутском муниципальном районе 25 общеобразовательных учреждения. Из них 4 — в г. Красный Кут и, соответственно, 21 сельское учреждение общего образования, что составляет 84% от общего количества. При этом более половины (51.6%) учащихся приходится на Красный Кут. Все учащиеся обучаются в одну смену.

Среднее образование школьники получают почти исключительно в государственных школах.

Несмотря на сокращение контингента учащихся общеобразовательных школ за период с 1995 по 2006 годы сеть учреждений общего образования была сохранена.

Серьезной проблемой развития образования в Краснокутском районе является увеличение числа малокомплектных средних школ. Во многих школах учится менее ста человек.

Система образования Саратовской области, а значит и Краснокутского района переходит на 12-летнее обучение, этот переход будет осуществляться поэтапно. Один из первых этапов — четырехлетнее начальное образование.

Учебный процесс будет основываться на принципах развивающегося обучения с учетом уровневой дифференциации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, внедрения инновационных курсов: экологии, краеведение, раннего изучения иностранного языка.

Особое значение для Краснокутского района (57% населения составляют жители села) имеет сельская школа.

В целях обеспечения качественного развития образования на селе приоритетным направлением реализации этих положений является создание базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, компьютерами.

До 90х годов XX века в Краснокутском районе существовала разветвленная сеть учреждений длительного и кратковременного отдыха для детей, в их числе межрайонный пионерский лагерь «Звездный» им. Ю.А. Гагарина в окрестностях Краснокутской госселекстанции и 12 летних лагерей труда и отдыха для учащихся старших классов.

Потребность в этом виде отдыха велика и в настоящее время. Однако, по информации из управления образования учреждений по организации отдыха детей на сегодняшний день в Краснокутском районе нет. Сложившаяся ситуация актуализирует задачу возрождения, хотя бы частично, сети учреждений сезонного отдыха детей.

Развитие образования на расчетную перспективу останется приоритетным для Краснокутского муниципального района. К основным проблемам, с которыми столкнется район в указанный временной период, можно отнести:

- уменьшение численности учащихся при увеличении необходимых расходов;

- необходимость развития начального образования;

- необходимость повышения уровня охвата населения всеми видами образовательного процесса;

- неудовлетворительное техническое состояние многих из зданий образовательных учреждений и потребность в их дополнительном строительстве;

- проблема повышения качества образования всех его ступеней;

- неудовлетворительное состояние материально-технической базы ряда образовательных учреждений;

- несоответствие содержания и структуры профессионального образования современным потребностям экономики, социальной сферы и др.

Главной целью развития образования является повышение доступности качественного образования, формирование конкурентоспособного специалиста.

Для достижения этой цели необходимо:

- повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в образование высококвалифицированных кадров;

- возрастание роли дополнительного образования;

- создание условий для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования района;

- формирование государственного регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров на основе прогнозирования спроса на рабочую силу на региональном рынке труда в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования;

- обеспечение доступа педагогических работников и обучающихся к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям;

- создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами;

- обеспечение корректировки образовательных программ средних специальных учебных заведений с учетом потребности в кадрах средних и малых предприятий.

С деятельностью учреждений образования находится сегодня решение наиболее значимых социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы сельских жителей района. Такое положение способствует тому, что на сферу образования налагается основной груз социальных функций и ответственности перед обществом и государством.

В сфере развития образования предусматривается решение следующих задач:

- оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографической ситуации и социального запроса;

- создание условий для получения основного общего образования всеми детьми муниципальных образований до 15 лет, повышение его качества;

- повышение практической направленности;

- компьютеризация, информатизация школ и управления образования;

- обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, социальная защита работников образования и обучающихся.

Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что в последние годы ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, следствием чего стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы.

Дальнейшее развитие системы профессионального образования должно быть направлено на модернизацию системы в рыночных условиях, и так, чтобы учреждения профессионального образования все более активно и мобильно реагировали на постоянные изменения требований рынка труда.

Условия дефицита ресурсов при переходе к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, форм контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.

Серьезные трансформации на прогнозируемый период ожидают систему среднего образования. В значительной степени они будут определяться предстоящим резким уменьшением контингента лиц школьного возраста, о чем наглядно свидетельствуют данные табл. 3.2.3.19.

Таблица 3.2.3.19.

Прогнозная оценка количества лиц школьного возраста (7—16 лет)

Краснокутского муниципального района

Годы Инерционный сценарий Стабилизационный сценарий Оптимистический сценарий
Количество лиц школьного возраста, тыс. чел. % от всего населения Количество лиц школьного возраста, тыс. чел. % от всего населения Количество лиц школьного возраста, тыс. чел. % от всего населения
  4.99 14.0 4.99 14.0 4.99 14.0
  4.13 11.8 4.16 11.9 4.20 12.0
  4.15 12.2 4.19 12.3 4.26 12.5
  4.29 13.4 4.32 13.5 4.48 14.0

При установлении инерционного сценария развития численность лиц школьного возраста в районе к 2025 году уменьшится на 700 человек или 14 % по сравнению с 2005 г. К тому же обвальное сокращение категории населения произойдет уже к 2010г. — на 17 %. В меньших масштабах это явление будет иметь место и при всех остальных сценариях развития района, включая и оптимистический.

Вполне естественно, что сокращение контингента лиц школьного возраста будет сопровождаться и соответствующим уменьшением численности учащихся системы общеобразовательных учреждений. Так, при условии сохранения современного уровня охвата контингента лиц школьного возраста общеобразовательным процессом в системе государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях количество учащихся в них по отдельным сценариям развития прогнозируется в следующем объеме (см. табл. 3.2.3.20.).

Таблица 3.2.3.20.

Динамика численности учащихся общеобразовательных учреждений (прогноз), тыс. чел.

Годы Инерционный сценарий Стабилизационный сценарий Оптимистический сценарий
  4.13 4.13 4.13
  3.43 3.45 3.49
  3.44 3.48 3.54
  3.56 3.59 3.72

Не менее серьезной проблемой, потребующей своего решения в предстоящие годы, является резкое превышение количества мест в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников в сельских муниципальных образованиях. Процент заполняемости мест на конец 2006г. колебался от 38% в Интернациональном муниципальном образовании до 77% в Лебедевском. В ряде муниципальных образованиях (особенно Верхнеерусланском, Лавровском) работают практически нежизнеспособные маломерные школы с несколькими десятками мест в них и единицами обучающихся детей и педагогов. Решение обозначенных и других проблем возможно лишь при оптимистическом или в худшем случае стабилизационном перспективном развитии.

Оптимистический сценарий развития позволит осуществить мероприятия по строительству новых школ, обеспечение их всеми видами благоустройства, привести в соответствие с нормативами учебные кабинеты, провести реорганизацию сельских малокомплектных школ с их слабой материальной базой. Будет решена проблема обеспечения подвоза учащихся из периферийных поселений в укрупненные школы с улучшенной материально-технической базой и квалифицированным педагогами.

В ближайшей и среднесрочной перспективе экономикой района будет предъявляться повышенный спрос на высококвалифицированные рабочие кадры. Это предполагает значительное повышение внимания к поднятию престижа рабочих профессий. Система профессионального образования в районе должна быть приведена в соответствие с запросами современной экономической системы.

В настояшем проекте, в соответствии с рассмотренными выше сценариями, разработаны три варианта развития сети учреждений образования. В основу всех вариантов положена сложившаяся в районе сеть учреждений образования. Проектные предложения по всем вариантам предполагают создание сети учреждений, обеспечивающей доступность образовательных услуг для населения всех населенных пунктов Краснокутского муниципального района.

Первый вариант разработан применительно к существующему административно-территориальному делению района при инерционном сценарии функционирования, и предусматривает проведение капитального ремонта существующих объектов, а в лучшем случае реконструкцию зданий образовательных учреждений в селах Лепехинка, Чкалово, Рекорд, Ждановка и поселке Семенной. Скорее всего, уже к концу первой очереди расчетного срока, вследствие исчерпания демографического потенциала, отпадет надобность в содержании малокомплектных образовательных учреждений в селах Лавровка, Верхний Еруслан, Норки, Пшеничное, Балтийка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...