Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел!. Развитие психологического. стресса. Учение о психологическом стрессе. 1.1. Понятие психологического стресса. Раздел I. Развитие психологического стресса




Раздел!

Развитие психологического

стресса


Глава 1

Учение о психологическом стрессе

1. 1. Понятие психологического стресса

Наибольшая трудность при изучении стресса состоит в том, что понятие стресса очень расплывчато. Исследователи ис­пользуют разное определение стресса в зависимости от об­ласти их деятельности и основных исходных положений, ис­пользуемых в определении научных направлений. Некоторые ученые, например СВ. Касл [100], вообще утверждают — по­нятие стресса настолько неопределенно, что от него следует отказаться.

С другой стороны, можно согласиться с тем, что право­мерно существование различных определений стресса, так как он рассматривается как многоплановая и комплексная проблема, каждое из направлений которой имеет право на свой собственный понятийный аппарат. В то же время разные области знаний и направления сходятся в подходах к опреде­лению стресса как к многогранному и детерминированному феномену, являющемуся предметом изучения в психологии (труда, личности, социальной, клинической и др. ), антропо­логии, медицине, физиологии, социологии.

Термин «стресс» (от англ. stress — нажим, давление, на­пряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе


 


применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремаль­ные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экс­тремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого по­нятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. И по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Следует отметить также, что стресс как состояние организ­ма и психики является одной из реакций на критические ситуа­ции жизни и деятельности. Как отмечает В. Ф. Василюк, она может быть определена как «ситуация " невозможности", то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невоз­можностью реализации внутренних " необходимостей" своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр. » [51, с. 31]. Кри­тические жизненные ситуации описываются понятиями стрес­са, фрустрации, конфликта и кризиса. Каждое из этих понятий имеет свое категориальное поле, которое определяется прежде всего тем, какая «жизненная необходимость» оказывается не реализована в результате неспособности имеющихся у субъ­екта «типов активности» справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности. Эти условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными дифференцирующими признаками,


по которым можно характеризовать основные типы критиче­ских ситуаций по особенностям их переживания как особой формы деятельности, а не только как особой формы отраже­ния в сознании субъективной картины события. Однако эти состояния, рассмотренные автором, не только различаются между собой по причинам и проявлениям своего развития, но могут в известной степени трансформироваться из одного в другое. В частности, наиболее характерным случаем таких преобразований является развитие состояния стресса в резуль­тате интенсивных или хронических переживаний внутри- или межличностного конфликта или кризиса.

Несмотря на то, что по проблеме стресса проведено боль­шое количество исследований, концепция стресса во многом остается неопределенной, а это понятие часто используется без точного определения.

По утверждению N. H. Rizvi [440], основное значение стресса приписывается известным, специфичным, узким опе­рациональным понятиям, либо оно используется в слишком широком смысле. Автор, обобщая работы многих зарубежных исследователей, считает, что концепция стресса находится в довольно аморфном состоянии. Есть несколько объяснений тому — S. Levine и N. Scotch [381] еще в 1970 году коротко суммировали их.

1. Концепция стресса использовалась широким кругом
специалистов в интересах различных дисциплин, таких, как
социология, психология, медицина, инженерия, что нашло
отражение, естественно, в различиях взглядов на проблему.

2. В области общественных наук стрессу первоначально
большее внимание уделяли клинически ориентированные ис­
следователи, чем ученые, более ориентированные на методо­
логически и количественно четкие представления и склонные
определять эту проблему в ясных рабочих терминах.

3. Само слово «стресс» указывает на его возможно раз­
личное применение. Оно может быть отнесено к действию
каких-то стимулов (стрессоров) или к переживанию индиви­
дом эмоционального состояния.

В современной научной литературе термин «стресс» ис­пользуется по крайней мере в трех значениях. Во-первых, по­нятие стресс может определяться как любые внешние стимулы


Раздел I. Рамитие психологического стресса


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...