Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


 


воспринятой информации, «неприятие» ее в личностном плане (то есть «психологическая защита личности»). Адап­тация к психологическому стрессу, ее продолжительность определяются фактором психологической выносливости (устойчивости) личности. Формой психологической защиты, а следовательно, и формой ответного поведенческого реаги­рования, может являться полное или частичное отключение от реальности обстановки с психологической ареактивностью или «смещением активности».

Формы ответного реагирования вырабатываются лич­ностью через процессы оценки, предвидения, решения, при­способления. Они различаются по скорости и продолжитель­ности развития и находятся в зависимости от индивидуальных психологических и нейрофизиологических характеристик личности. Всем этим и определяется индивидуальный характер психологического реагирования разных индивидов в стандарт­ных эмоционально-стрессовых ситуациях.

С позиции оценки оперативной реакции человека в эмо­ционально-дезорганизующей ситуации (то есть в условиях «острого» психологического стресса) огромное значение имеет способность данного человека осуществлять сложные, специализированные виды деятельности вопреки таким эмоциогенным помехам. Это определяется типологической характеристикой личности, способностью ее к эмоциональной изоляции от всего «вне контекстуального», к подавлению воз­никающих психологических помех, к устойчивости по отно­шению к различным ситуационным изменениям. По существу это уже является проявлением психологической адаптации к эмоционально-стрессорному воздействию. Но продолжитель­ность данной фазы может чрезвычайно резко различаться в зависимости от личностной, психологической ориентации, функциональных особенностей нервной системы индивидов, характера самого воздействия. Поэтому между первым и вто­рым этапами развития стрессовой реакции в ее психологиче­ском содержании нет четкой грани, а состояние психической дезадаптации, то есть третий этап эмоционально-стрессовой реакции, может при определенных условиях развиваться не­посредственно за стресс-воздействием как следствие острого


психологического стресса. В этом и состоит отличие эмоции от эмоционального (психологического) стресса.

Состояние психической дезадаптации может быть также следствием сильных положительных эмоций, хотя такие слу­чаи гораздо более редки, чем психологическая дезадаптация от воздействия негативных эмоций. Экстремальность психо­логического воздействия определяется «пределом выносливо­сти» данной личности, возможным диапазоном напряжения системы психической адаптации до ее «прорыва».

Таким образом, особенности проявления психологиче­ского стресса определяются экстремальностью воздействия. Но само понятие экстремальности должно определяться не в физических параметрах внешнего стимула, а в психологиче­ских, пока еще не поддающихся квантификации, категориях предела личностной психической адаптации к этому воз­действию.

Можно предположить, что психофизиологические меха­низмы возникновения и развития психологического стресса определяются индивидуальными особенностями организации нейродинамических систем мозга, личностными психофи­зиологическими категориями и уровнем неспецифических адаптационных элементов самой мозговой ткани. Все стадии напряжения и прорыва барьера психической адаптации, как справедливо отмечает Ю. А. Александровский [3], сопро­вождаются общими и неспецифическими биологическими изменениями, известными как стресс.

Сторонники различных теорий личности по-разному рас­сматривали ее связь со стрессом.

В психоаналитической теории 3. Фрейда личность описы­вается относительно интрапсихического конфликта. Природа этого конфликта и его первоначальный источник, вероятно, играют важную роль в становлении структуры человеческой личности. Во время золотого века психоанализа предприни­малось много попыток интерпретировать стрессовые реак­ции в понятиях психоаналитической теории. Большинство этих попыток легло в основу развития психосоматического направления в психологии и медицине. Появилось понятие «психосоматическое расстройство», которое определяло возникновение реального физического заболевания (язва,


288


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...