Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел И. Преодоление психологического стресса




Раздел И. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


289


 


астма, колиты, сердечно-сосудистые нарушения и др. ) в ре­зультате влияния таких психических состояний, как стресс и тревога.

Согласно диспозиционным теориям личности, предпо­лагается, что есть устойчивые, стабильные черты личности, которые присущи именно этому человеку [382]. Одной из разновидностей в ряду этих теорий является типологический подход, согласно которому из всего множества характеристик личности формируются и рассматриваются несколько их со­четаний (групп), существенно различных и по составу этих характеристик, и по особенностям их взаимосвязи. В теории черт учитывается большое количество личностных характе­ристик, различные диспозиции которых позволяют отразить своеобразие индивидуальности.

В типологическом подходе, пожалуй, наиболее известной является концепция К. Юнга, согласно которой выделяются два типа людей — интроверты и экстраверты. Важными диф­ференцирующими признаками этих типов является уровень социальной активности, экспрессивности, эмоционально­сти.

Пожалуй, наибольшее внимание при изучении влияния тех или иных черт личности на развитие стресса и привлекла такая черта, как тревожность. CD. Spielberger [470] полагает, что есть принципиальная разница между личностной и си­туативной тревожностью. Личностная тревожность является относительно постоянной чертой. Люди, обладающие высокой личностной тревожностью, проявляют значительно более интенсивно чувство тревоги независимо от ситуации. Для высокотревожных людей требуется относительно меньший уровень стресс-воздействия, чтобы вызвать выраженную стрессовую реакцию. С другой стороны, люди с низкой лич­ностной тревожностью всегда более спокойны, невзирая на ситуацию. Требуется относительно высокий уровень стресса, чтобы вызвать у них стрессовую реакцию.

Состояние тревоги зависит не только от личностной тре­вожности, но и от характера проблемной ситуации. Интервью по поводу приема на работу, водительские экзамены, сольные музыкальные выступления — это ситуации, которые могут вызывать высокую тревогу.


Концепция ситуационно-личностной тревожности важна для исследований стресса, так как доказывает, что стрессовые реакции и их последствия, особенно при хроническом стрессе, могут быть связаны с личностными особенностями. Личност­ная тревожность может быть одной из причин возникновения таких болезненных проявлений, как инфаркт миокарда, а ситуационная тревожность, например, отражает готовность человека допустить мысль, что он серьезно болен [268].

Т. Millon [403], специалист в области изучения личности, и в частности, воздействия на нее стресса, отмечает, что лич­ность объединяет индивидуальные стили защиты от тревоги, разрешения психологических конфликтов, и в этом заключа­ется ее предназначение, функция — защита индивида от со­циальных и биологических потрясений, сохранение его инди­видуальности. Он считает, что одна из основных особенностей личности заключается в проявлении индивидом механизмов преодоления стрессовых воздействий и проявлений.

11. 2. Влияние личностных особенностей на развитие психологического стресса

Проблема личностной детерминации уровня психологическо­го стресса явилась предметом ряда исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности, и особенно устойчивости уровня психофизи­ологической активации или психической напряженности, в условиях сложной деятельности.

Многими исследователями отмечалось, что специфич­ность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъекта. Н. Basowitz писал: «... В будущих исследованиях... не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и психологические интегративные особен­ности напряжены до предела или более того» [249, р. 288—289].

10 В. Бодров



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


J221


 


То же самое по существу подчеркивает и Р. Лазарус: вследствие «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угро­жающего стимула, была бы тщетной» [118, с. 205]. Он также отметил, что определение неблагоприятности стимула, усло­вий, событий требует, чтобы это воздействие соотносилось со структурой и функцией того объекта (ткань, орган, индивид, личность), на который оно направлено. Применительно к психологическому стрессу степень вредности или неблагопри­ятности стимула также зависит от характера психологической структуры личности.

Вредность стимула, создающего психологическую стрессо­вую реакцию, воспринимается в виде совокупности представ­лений о событии с неблагоприятным исходом, последствиями. Иногда оно формируется в психический образ будущего со­бытия с нежелательным исходом и в этом случае вредность стимула как бы предвидится.

Эмоциональная реакция личности является существен­ным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность. Именно поэтому так велика роль индивиду­альной, личностной реакции данного индивида на внешние воздействия в процессе организации и развития последующей стрессовой реакции.

Если сущностью психологического стресса является эмо­циональное состояние, развивающееся на негативно оценива­емую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта.

Известно, что один и тот же стрессогенный стимул либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от ориентации человека по отношению к этому психологическому стимулу. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологиче­ской, психологической, социальной и прочих точек зрения данного индивида. Объективно вредоносный стимул, если он не признается за таковой данной личностью, не является


стрессором. Физиологические проявления стрессора у дан­ного конкретного индивида не могут быть непосредственно соотнесены с характером стресс-воздействия. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования орга­низма. Типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

Несколько теоретических моделей психологического стресса включают показатели индивидуальных различий в качестве регуляторов развития этого состояния и прогности­ческих признаков его последствий [270, 421]. Одна из этих мо­делей («мичиганская») представляет процессы, с помощью ко­торых объективные стрессоры приводят к краткосрочным по­следствиям (эмоциональные, физиологические, когнитивные и поведенческие реакции) и к долгосрочным последствиям для здоровья. Эта модель включает прямые воздействия и опосре­дующие процессы, в которых причинное влияние передается через одну или несколько косвенных переменных индивида. Как представлено в модели, объективные характеристики ра­боты влияют на субъективное восприятие профессионального стресса. Это восприятие вызывает физиологические и пси­хологические реакции, и, постоянно повторяясь во времени краткосрочные реакции вызывают ухудшение здоровья. Од­нако стрессовые процессы не являются инвариантными — как факторы среды, так и индивидуальные особенности субъекта влияют на причинно-следственные связи.

Основные категории показателей индивидуальных осо­бенностей субъекта (индивидуальных различий), влияющих на реакции в ответ на стрессогенные воздействия включают демографические факторы, личностные характеристики, стратегии и способы преодоления стресса, профессиональные ожидания, предпочтения и удовлетворенность, факторы здо­ровья (физический статус, упражнения, вредные привычки и т. д. ), способности, профессиональную подготовленность, навыки социального взаимодействия и организационно­го поведения. Как представлено в мичиганской модели, влияние индивидуальных различий может происходить на нескольких этапах стрессового процесса. Так, например, особенности личности могут определять выбор профессии, 10*


292.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...