Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




300


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса



 


пассивное поведение при стрессе Г. Селье [196] связывал с индивидуальными гормональными различиями. По мнению В. А. Файвишевского [212], наличие неосознаваемых влече­ний к получению как положительных, так и отрицательных эмоций, разница в восприятии одной и той же стрессогенной ситуации разными людьми обусловлены различным балансом возбудимости систем положительной и отрицательной моти­вации. J. Rotter [446] отмечал различия в характере реагирова­ния на стресс у лиц с внешним («экстреналы») и внутренним («интерналы») локус-контролем.

Анализ литературных данных, проведенный A. M. Бо-ковиковым [39], показал, что уровень стрессоустойчивости не связан с показателями интро-экстраверсии, но имеет обратную корреляционную связь со степенью нейротизма. Р. Лазарус [119] и D. J. Gallagher [331] отметили, что улиц с высоким уровнем нейротизма оценка собственных ресурсов подвергается значительному искажению: чаще всего ресурсы оцениваются как неадекватные, что приводит к недооценке угрожающего значения стрессогенных ситуаций. И наоборот, эмоционально устойчивые индивиды воспринимают стрес-согенные события как вызов, потребность и стремление их активно преодолевать.

Имеющиеся данные о стрессоустойчивости «интерналов» и «экстерналов», в том числе при невозможности контроли­ровать стрессогенную ситуацию, являются противоречивыми и не позволяют говорить о локусе контроля как о факторе, определяющем резистентность индивида к стрессу [277].

Делались попытки прогнозировать стрессоустойчивость на основании социальной интро- и экстраверсии [360, 422]. Ши­рокое распространение получила система прогнозирования устойчивости к стрессу по показателям нейротизма, интро- и экстраверсии, которую предложил H. J. Eysenck [312].

Ограниченность существующих систем прогноза связана, с одной стороны, с многокомпонентностью свойства устойчи­вости к стрессу и с методической сложностью в одинаковой степени оценить все структурные компоненты устойчивости. С другой стороны, индивидуальная вариантивность личност­ных характеристик не способствует получению достоверного прогноза, который зависит также от значений действующего


стресс-фактора, определяющих его интенсивность и степень значимости для субъекта.

В настоящее время используется универсальная законо­мерность, отражающая взаимосвязь интенсивности стресса, степени активации нервной системы и эффективности дея­тельности. Исследованиями D. E. Broadbent [263] установил, что в условиях стрессорного воздействия раньше происходит нарушение более сложной деятельности при одновременном повышении эффективности более простой. Имели место случаи, когда на фоне нарушения самочувствия при стрессе у оператора происходило улучшение качества деятельности, что, во-видимому, свидетельствует о большей устойчивости психологических функций, лежащих в основе относительно простой деятельности по сравнению с меньшей устойчивостью физиологических функций. Описана парадоксальная ситуа­ция, когда при стрессе показатели качества выполнения более сложной деятельности могут увеличиться в большей мере, чем показатели менее сложной деятельности.

Итак, устойчивость человека к стрессу является одной из характеристик этого психического состояния и важным пси­хологическим фактором обеспечения жизни и деятельности в трудных ситуациях. Исследование природы стрессоустойчи­вости, механизмов ее развития и проявления, зависимости от внешних условий и влияния на процессы преодоления стресса позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и под­держания.

Исходной позицией в изучении стрессоустойчивости должно служить определение этого понятия, которое ряд ав­торов сводит лишь к понятию эмоциональной устойчивости [82, 93 и др. ], хотя эти понятия не являются тождественными. Под «стрессоустойчивостью» мы понимаем интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует сте­пень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т. п. ) и внутренней (личной) среды и деятельности. Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной на­дежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции


I



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


 


текущего функционального состояния и поведения в этих условиях. И в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) орга­низма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности.

Из этого определения следует, что механизмы регуляции и особенности проявления стрессоустойчивости человека обусловливаются характеристиками его (а) мотивации и це­ленаправленного поведения, (б) функциональных ресурсов и уровня их активации, (в) личностных черт и когнитивных возможностей, (г) эмоционально-волевой реактивности, (д) профессиональной подготовленности и работоспособности. Свойство стрессоустойчивости на всех уровнях его регуляции и проявления означает стабильность функций организма и психики при воздействии стресс-факторов, их резистентность (сопротивляемость) и толерантность (выносливость) к экс­тремальным воздействиям, функциональную приспособляе­мость (адаптированность) человека к жизни и деятельности в конкретных экстремальных условиях, и наконец, способность компенсировать чрезмерные функциональные сдвиги (нару­шения) при воздействии стрессоров.

Как известно, стрессовая реакция имеет целостный харак­тер и затрагивает все уровни жизнедеятельности человека. Вы­деляют две наиболее общие формы поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных воздей­ствиях: активно-эмоциональную и пассивно-эмоциональную [105]. Эти формы поведенческих реакций проявляются у чело­века в экстремальных условиях. Установлено, что при воздей­ствии стресс-факторов первая форма поведения выражается в импульсивных, несвоевременных действиях, в утрате и раз­рушении ранее выработанных навыков, в неиспользовании прошлого опыта, в повторении неадекватных двигательных реакций. Вторая форма поведения характеризуется, как прави­ло, замедленностью действий вплоть до развития ступорозного состояния [16, 63]. Обе указанные формы поведения можно рассматривать как проявления неустойчивости человека к воз-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...