Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Преодоление психологического стресса




Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности 8 развитии и преодолении психологического стресса


JS1


 


и следовательно, влиять на открытость индивида к встрече с определенными объективными стрессорами, обусловливать характер восприятия работы, влиять на реакции при воздей­ствии стрессоров.

Обращается внимание на две разные формы связи при рассмотрении совместного влияния личности и профессио­нальных стрессоров на развитие стресса и его преодоление [421]. Речь идет об аддитивной форме воздействия, когда два или более фактора прямо, одновременно и независимо свя­заны с последствиями их влияния, а также об интерактивном взаимодействии, когда влияние, величина или направление одного фактора на другой зависят от уровня третьего факто­ра, который выступает в качестве модератора (опосредующей переменной).

Специфика состояний психической напряженности чело­века зависит от личностного смысла, целей его деятельности, доминирующих мотивов оценки ситуации, эмоционального фона. Разделение состояний психической напряженности на операционную и эмоциональную как раз и содержит в своей основе различие эмоционально-оценочных характеристик деятельности [154, 159]. Весьма интенсивная, высокоответ­ственная деятельность, требующая принятия разных решений в условиях необходимости переработки больших массивов ин­формации при определенном дефиците времени, то есть объ­ективно стрессовая ситуация (типичная для психологического стресса), не приведет к развитию последствий, характерных для стресса, если данная личность находится в зоне эмоцио­нального комфорта, если объективное содержание деятельно­сти совпадает с ее субъективным содержанием. Однако любая конфликтная ситуация, несоответствие целей и мотивов, субъективное рассогласование, порождающее эмоциональ­ный дискомфорт, вносят в психическую напряженность тот элемент, который и порождает состояние психологического стресса со всеми его последствиями.

Однако понятие психической напряженности не расшиф­ровывает модальность эмоционального сдвига. Длительные состояния психической напряженности положительного биологического или социального знака (радость встречи, решение трудной задачи, разрешение конфликта и т. п. ) не


приводят к развитию стресс-реакции с ее деструктивными последствиями. В развитии психологического стресса веду­щую роль играют отрицательные эмоциональные состояния, перенапряжения, обусловленные переживаниями, разоча­рованиями, конфликтными ситуациями и т. д. В широком смысле психологический стресс понимается как реакция субъекта на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма и личности к возможным послед­ствиям. Именно модальность эмоционально-психического восприятия стимула (или ситуации) в качестве промежуточ­ной переменной преобразует огромное разнообразие инди­видуальных характеристик стресс-воздействий в процесс, проявляющийся определенными психологическими, физио­логическими и поведенческими параметрами. Не только «сила» стрессора, его объективная качественная характери­стика, реальная ситуация окружающей среды как таковые, а оценка стимула, воздействия, ситуации, психологическая оценка сигнала негативного, отвергаемого (аверсивного) при невозможности избавления от него или неподготовленности стереотипизированных механизмов «избегания—защиты» являются определяющим фактором для классификации последующей комплексной реакции организма как эмоци­онально-стрессовой.

Таким образом, психологический стресс представляет собой реакцию субъекта на угрозу воздействия или реальное воздействие экстремального сигнала или ситуации, которая воспринимается и оценивается таким образом, с помощью механизмов психического отражения и сугубо индивидуально. Следует отметить, что в качестве «угрожающей» может воспри­ниматься не только реально стрессовая обстановка, но и ее сим­волы или воображаемая ситуация, а также осознание отсутствия готовых программ деятельности в данной ситуации.

При рассмотрении проблемы личностной (психической) регуляции поведения в экстремальных условиях жизнедея­тельности обращает на себя внимание использование несколь­ких направлений ее изучения. В общей форме они сводятся к определению основных черт или типов личности, характе-


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 11. Роль личности в развитии и преодолении психологического стресса


_295


 


ризующих поведение в этих условиях, влияния особенностей экстремальных ситуаций на личностный статус, значения тех или иных личностных свойств в адаптационных процессах при длительном нахождении в этих условиях, роли личности в пре­одолении экстремальных воздействий, взаимосвязи личност­ных особенностей субъекта с другими его характеристиками (когнитивными, эмоциональными, темпераментальными) в процессах регуляции поведения и т. д.

Как известно, личностные характеристики, имеющие свою содержательную и динамическую стороны в соответствии с системным подходом в психологии могут быть отнесены к наиболее общим психологическим категориям регулятивных, когнитивных и коммуникативных функций [135].

Изучение роли личностных факторов в экстремальных условиях деятельности и при развитии стрессового состояния обычно проводят с точки зрения особенностей осуществления их регулятивных функций. Наибольший интерес проявляется к вопросам личностной детерминации эмоциональной устой­чивости, а также развития психологического стресса. Основ­ное внимание уделяется исследованиям психологических особенностей лиц с поведением типа «А» (расположенных к развитию стресса по коронарному типу), характера проявле­ния тревожности и соотношения личностной и ситуативной тревожности в различных условиях деятельности, зависимости психических состояний от уровня интро-, экстравертирован-ности личности, ее когнитивного стиля, локуса контроля и ряда других [33, 50, 172 и др. ].

Так, исследование, проведенное B. C. Васильевой [50], показало, что помимо специфических для каждого вида дея­тельности (специальности) профессионально значимых лич­ностных качеств существуют и важные для многих профессий качества, например, личностная тревожность, определяющая уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности. Регуляторами состояния напряженности высту­пают и другие качества, в частности, экстравертированность в большей степени связана с подверженностью напряженности и усталости, чем интровертированность.

У руководителей полетов, деятельность которых весьма сложна и связана с необходимостью принятия ответственных


решений, регуляторами напряженности являются такие каче­ства, как личностная тревожность, устойчивость внимания, невротизм—стабильность и когнитивный стиль.

В зарубежных исследованиях особенностей взаимосвязи характеристик личности и стресса также уделено большое внимание изучению роли некоторых психологических свойств в регуляции стрессовых процессов. Остановимся на обсуж­дении трех характеристик: локус контроля, психологическая выносливость (устойчивость) и самооценка.

Как известно, концепт локуса контроля разработан J. Rot­ter [446]. Локус контроля определяет, насколько эффективно может человек контролировать окружающую обстановку или владеть ею. В этой модели показатели восприятия людьми тех или иных событий располагаются в континууме между двумя крайними точками: внешним (external) и внутренним (internal) локус контроля. Под внешним контролем понимается такое восприятие позитивных или негативных событий, которое не связывается с личным поведением и поэтому неподконт­рольно.

Экстерналы воспринимают большинство событий как результат случайности, контролируемых силами, непод­властными человеку. Интернал, наоборот, чувствует, что только некоторые события находятся вне сферы челове­ческого влияния. Даже катастрофические события могут быть предотвращены хорошо продуманными действиями человека. Внутренний контроль основан на восприятии по­зитивных или негативных событий как последствий личных действий и, таким образом, потенциально находящихся под личным контролем. Интерналы располагают более эффек­тивной когнитивной системой. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, что позволяет им влиять на значимые для них события. Они прикладывают больше усилий для того, чтобы господствовать в своем личном, социальном и рабочем окружении. Интер­налы также имеют выраженную тенденцию разрабатывать специфические и конкретные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, чувство владения собой они могут развивать настолько, что это позволяет им более успешно справляться со стрессовыми ситуациями.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...