Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология дифференциальной психологии.




Психогенетика и дифференциальная психология.

Черткова Юлия Давидовна

 

Зачет:

1) Итоговая к/р

2) Практика

3) Собеседование

 

Для автомата:

1) Хорошо написанные текущие к/р

2) Итоговая работа написана хорошо (порог: 2/3 правильных ответов, относительно по группе);

3) Практическая работа вовремя

Лекция 1.

12.02.2015

[email protected]

Пароль: Student 2013

Лит-ра:

1) Егорова М.С. - Психология индивидуальных различий. Планета детей, 1997

2) Малых, Егорова, Мешкова - Психогенетика, Питер,2008, Том 1

3) Купер - Индивидуальные различия, 2000

4) Психология индивидуальных различий. Тексты (Гиппенрейтер, Романова)

 

Дифференциальная психология - область психологии, изучающая закономерности формирования индивидуальных различий.

Психология индивидуальных различий = синоним.

• Г.Олпорт - основоположник. Нужно иметь дело с особенностями, а не универсалиями.

 

• Области: психология индивидуальных различий, психогенетика, психология уникальности.

Будем рассматривать:

- Групповые различия (гендерные, расовые, социоэкономические, разные семьи);

- Структура психологических функций (когнитивные функции);

- Психогенетический блок (природа индивидуальных различий - почему люди отличаются друг от друга?);

- Интраиндивидуальная вариативность (изменение человека от настроения, от ситуации).

 

Предмет дифференциальной психологии:

• Выделение существенных для психологического анализа характеристик и выяснение их структуры;

• Определение диапазонов индивидуальных различий (например, рост 2 метра - вполне возможно, а вот 3 метра - есть ли такой диапазон?).

Чем тоньше характеристика, тем больше диапазон (например, по общительности он шире, чем по интеллекту).

• Описание различий между группами людей и выяснение их источников;

• Идеографический анализ индивидуальности (применение общих закономерностей для изучения конкретных людей).

 

Предмет психогенетики:

Говорит, почему люди отличаются друг от друга.

2 фактора: наследственность и среда.

=>

• Природа индивидуальных различий

• Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий

Лежит на стыке психологии и биологии (генетики), но при этом - это психологическая дисциплина.

 

Психология:

• Дифференциальная психология

• Общая психология

• Психология развития

• Психофизиология

 

Сначала обе науки были слиты - Френсис Гальтон - основоположник.

2 точки зрения:

- Либо дано, либо нет (наследственность);

- Изначально - табула раса, а затем накладывается что-то новое.

 

Признаки делятся на:

- Качественные - дискретная изменчивость;

 
 

Пример: группа крови, резус-фактор.

Здесь нет промежуточных значений, только четкое деление (нет группы крови 1,5).

Сюда же - талантливость по Гальтону (есть/нет).

 

- Количественные - континуальная изменчивость.

Пример: рост, интеллект.

 

Конкордантность.

Конкордантность - совпадение признаков у членов пары.

• Антоним - дискордантность.

• Выражается в %.

Это оценка сходства! Пример: манная каша.

 

Для количественных признаков - коэффициент корреляции.

 

Выдающиеся люди:

- У выдающихся людей чаще бывают выдающиеся родственники (у людей близких генетически больше и общая среда, поэтому мы и не можем говорить, что больше повлияло);

 

Штерн - 1911 - Дифференциальный подход.

• Номотетический подход - поиск общих закономерностей.

• Идиографический подход - поиск своеобразия.

 

Методика: номотетика - идеография - номотетика.

 

 

Лекция 2.

19.02.2015

История предмета (продолжение):

 

• Предполагается, что разные люди имеют разную ценность как "производители".

• Государство должно стимулировать рождение людей с социальными генетически заложенными задатками. Родители: высококвалифицированные специалисты например.

 

=> Идеи Гальтона вывелись в направление ЕВГЕНИКА (существовала с 19 века до 45 года).

 

Евгеника - это наука, которая призвана разрабатывать меры социального контроля, которые могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так интеллектуальные.

Наука о усовершенствовании человеческого рода.

 

Каким образом государство здесь может поспособствовать?

Позитивная евгеника - улучшение человеческого рода за счёт увеличения рождаемости среди образованных, богатых... стоящих людей;

Негативная - уменьшения рождаемости на противоположном полюсе.

Криминальные и бедные.

Запрет на рождаемость у тех, у кого есть генетические заболевания.

 

• Основоположником позитивной евгеники считается Гальтон!

Несмотря на то, что он был религиозным человеком, он выступал против целибата (безбрачие у католиков).

 

Флоринский Василий Маркович "Усовершенствование и вырождение человеческого рода" 1866г. Сам по себе врач-гинеколог;

Сформулировал следующее правило: патологическому признаку у одного из супругов должно противопоставляться нормальное у его партнера (здоровое). В этом случае ребенок будет или здоров, или тяжесть заболевания будет гораздо меньшая, чем в случае нарушения генов обоих родителей.

Также выдвинул идею, что красивые и здоровые и отчасти нравственные дети - результат правильного сочетания родителей.

 

Вопрос: какие же заболевания и качества передаются по наследству? В какой мере те или иные психологические свойства имеют наследственную природу?

 

Английская евгенистическая программа 1925 г.:

Предполагалось пресечь размножение безнадежно дефективных индивидов путем сергегации или стерилизации.

 

Люди, которые в последствии будут высокообразованными.. Долго учатся, долго вступают в брак, значит имеют меньше детей. Как государство должно стимулировать их жениться и рожать раньше?

Экономическая поддержка здоровой супружеской пары (субсидии, жилище, прибавка к жалованию);

В это же время ограничение социальной поддержки для малоимущих слоев.

 

Евгеника в нацистской Германии:

Тиргартенштрассе 4 (Т4) - по месту, где был центральный офис компании

300-400 тысяч людей были убиты по эвтаназии - убийство как помилование (Aktion gnadentod);

• Дети до 3 лет с пороками, которые сильно повлияют на их жизнь;

 

 

США. 24 год - ограничительный эмиграционный акт Джонсона:

Поощрение иммиграции лиц нордической и англо-саксонской и запреты для восточной Европы и евреев.

Что послужило поводом?

Тесты. Если переселенцы показывают по ним низкие результаты, значит они менее развитые, и будут ухудшать генофонд.

На самом деле: приезжие не знали языка. Тест не адаптированный для приезжих (например, вопрос про какой-то мультик, который сроду никто не видел).

=> Выборка была нерепрезентативная (рабочие, беженцы) и неадаптивные тесты- в чем суть ошибки США.

 

Северная Каролина.

• Сейчас! Проводятся выплаты для тех, кто был принудительно стерилизован.

• С 33 по 37 год было стерилизовано 7600 человек.

• Там было самое жесткое в Америке законодательство по принудительной стерилизации умственно отсталых - граница в 70 баллов IQ.

 

В каком виде это существует сейчас:

Медицинская генетика как преемница негативной евгеники;

• Генетический анализ плода во время беременности на предмет патологии (но не принудительно). Женщина сама принимает решение, когда ей говорят о вероятности болезни ребенка.

• Медико-генетическое обследование родителей (вероятность зачатия больного).

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

 

1. Анализ индивидуальных различий.

Существует три подхода:

• Построение типологий (исторически первый): выделяются типы, к которым человек должен быть отнесен

• Выделение крайних групп.

Количественные изменения с введением того или иного порога.

Вопрос: имеют ли крайние группы качественную специфику? Иногда применяется в современной психологии как один из вариантов анализа, как предварительная опробация исследуемого явления.

Пример: Балл айкью - гений это качественное или количественное?

• Анализ вариативности - рассмотрение всего континуума изменений.

В настоящее время в дифф пси типологии не применяются!!!

 

Сферы, рассматриваемые в дифференциальной психологии:

• abcd affect - чувства эмоции настроения;

• behavior - жизненные показатели (карьера, семья);

• cognition - интеллект;

• drive - мотивация.

 

РАННИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

1. Гиппократ (темперамент); современно - нейрогуморальная регуляция. Холерик флегматик меланхолик сангвиник.

2. Клавдий Гален - развил идеи Гиппократа.

3. Кант - описал эти типологии в своей работе, и она стала популярной потому, что Кант был популярный.

4. 1958 г. Айзенк.

Экстраверсия/интроверсия; эмоциональная стабильность/нестабильность - так представили систему темперамента. С одной стороны появляются представления о непрерывности психологических характеристик, с другой стороны все еще выделяются типы.

5. Вундт.

6. Фрейд, Юнг.

 

Переход от типологии к анализу континуума значений.

Теория черт - это единственная психологическая теория, основным предметом которой является изучение индивидуальных различий.

 

Психологические черты должны быть:

• По ним должны наблюдаться индивидуальные различия;

• Стабильная;

• Распределена в популяции континуально;

• Имеет в популяции нормальное или j распределение;

• Черты имеют иерархическую структуру (более высокого и низкого порядка);

• Связаны с биологическими и социальными характеристиками;

• Генетически обусловлены.

 

Лекция 3.

26.02.15

Геном -совокупность генов, входящих в гаплоидный (единичный) набор хромосом данного вида ИЛИ

ДНК, содержащаяся в гаплоидном наборе хромосом определенного вида организма.

• Геном = ген+хромосома у вида.

 

• Описывается кариотипом (совокупностью признаков хромосомного набора) и генами в 24 хромосомах.

• У мужчин меньше генов!

 

• Существуют хромосомные аномалии, которые в большинстве своем летальны - происходит самопроизвольное прекращение беременности.

Организм сам освобождается от генетически неполноценного потомства.

 

Пример: трисомии (3 пары вместо 2); моносомия (Х0 или У0).

Дауны - интеллект 55 (при норме - 100) - 15% от всех умственно отсталых; они доживают до 30-40-50 лет.

 

Выкидыш = Самопроизвольное прерывание беременности.

• Если есть У хромосома - это в любом случае мужчина.

• У мужчин ХУУ - снижены когнитивные способности, у них страдает отдаленное осознание поступков; они импульсивны => большая склонность к асоциальным поступкам (а не найден ген преступности).

Пример: нашли вора, доедавшего курицу после кражи.

 

Геном - характеристика вида. Это совокупность всех генов человека. Чтобы описать геном, нужно описать все 24 пары хромосомы.

Геном НЕ равен генотипу. Геном совпадает у видов (потому мы ближе с мышами, чем с мамой).

Локус - участок хромосомы, в котором содержится определенная нуклеотидная последовательность.

Возможны замены нуклеотидов, тогда (если они совместимы с жизнью) - ген существует в разных формах (аллелях).

Аллель - одно из возможных структурных состояний гена (например, у гена группы крови - 3 аллеля: А,В, i).

Полиморфизм - качественное различие по какому-либо признаку, не имеющему переходных форм.

Генофонд - совокупность генов данной популяции (генофонд - характеристика популяции).

Фенотип - совокупность всех признаков индивида, которая формируется при участии генотипа под влиянием среды.

Неважно, где ген, а где среда. Фенотипический признак - любой признак индивида. Притом он внешний - не обязательно тот, что виден (цвет глаз), а например - любовь к шоколадному мороженому (спросили - мы ответили), туда же - ЧСС (померили).

 

У людей как у вида одинаковый геном, но разный генотип!

Одинаковый генотип у двух разных людей - только у монозиготных близнецов (однояйцевые).

 

Вариативность.

• Индивидуальные различия

• Межиндивидуальные различия

• Изменчивость

• Межиндивидуальная изменчивость

• Дисперсия (обозначение в генетике - V)

• Варианса

 

Рональд Фишер: полигенное наследование.

Признак определяется многими генами, каждый из которых в отдельности оказывает лишь небольшое влияние, недостаточное для проявления признака в фенотипе.

• Признаки (на которые влияют многие гены) - имеют континуальное распределение (то есть они количественные?).

• При полигенном наследовании гены могут оказывать влияние на несколько признаков (один ген - влияние на несколько разных признаков);

• Влияние гена зависит от системы, в которую он включен.

 

Признаки: помимо качественных и количественных признаков есть признаки с пороговым эффектом.

Пример: температура 37,5 - сама по себе континуальна, но порог является критерием для постановки диагноза + диабет.

Норма реакции - наследственно закрепленные пределы модификационной (ненаследуемой) изменчивости у конкретного организма.

Она индивидуальна! для организма.

На людях ее не исследуют, потому что это невозможно (мы не можем узнать максимально низкий вес, потому что достигнув его - человек умрет; кроме того - максимальное число монозиготных близнецов - меньше 10, а надо много особей с одинаковыми генами, поставленные в разные условия).

 

Причины индивидуальных различий при полигенном наследовании:

• Генетический полиморфизм: множественный аллелизм - один и тот же ген существует в разных структурных формах;

• Взаимодействие генов;

• Разнообразие средовых условий;

• Взаимодействие генотипа и среды.

 

Компоненты фенотипической изменчивости:

Фенотипическая вариативность (дисперсия) -равна сумме генотипической вариативности, средовой вариативности и ковариации генетических и средовых влияний:

Vp(фенотипическая вариативность) = Vg(генетическая вариативность) + Ve(средовая вариативность) + 2covGE.

 

- Генотипическая вариативность - та часть фенотипической вариативности, которая обусловлена влиянием генетическим факторов.

- Средовая вариативность - обусловлена влиянием средовых факторов.

- GE - генотипсредовое взаимодействие.

Пример: шизофрения, которая определяется совокупностью среды и наследственности.

- СovGE - неравномерное распределение обладателей различных генотипов по средам.

 

1. Активная/реактивная/пассивная.

Активная генотипсредовая ковариация - ребенок хочет заниматься музыкой, сам записывается и при этом продолжает учиться хорошо.

Реактивная - мама заметила, что если не положить вовремя спать - то ребенок весь день будет капризный => учитывать это. Некий внешний человек реагирует каким-то образом.

Пассивная - ребенок наследует от родителей не только гены, но и среду.

Пример: общительность имеет некий генетический компонент. Родитель - общительный, поэтому само собой среда будет оказывать положительное влияние на общительность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...