Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможные нарушения постулата близнецового метода о равенстве средовых условий.




1)?

2) Монозиготы могут быть похожи меньше, чем дизиготы.

 

Систематические факторы, влияющие на внутрипарные различия МЗ близнецов:

1. Неравенство условий в пренатальный период развития;

2. Распределение ролей в паре (комплементарность - дополнительность; лидерство в паре).

 

3) Есть некоторое генетическое влияние на среды, которое в свою очередь влияет на изучаемую психологическую характеристику.

 

Но это не приводит к отказу от близнецового метода!

Почему:

1) Некоторое средовое сходство не обязательно определяет сходство по психологическим характеристикам.

 

Отличия близнецов от одиночнорожденных:

- Пренатальные и перинатальные различия;

- Близнецовые эффекты: позже формируется схема тела; близнецовая речь.

=> В старшей школе у близнецов наблюдается отставание только по родному языку.

 

Лекция 6.

19.03.15

Варианты близнецового метода.

• Близнецовый метод нужен для того, чтобы определить относительную роль наследственности и среды в фенотипической изменчивости + количественная оценка:

=> разведение + оценка.

Фенотипическая изменчивость (дисперсия) - различные оттенки цвета волос в популяции (или выборке - если она репрезентативна).

Дисперсия - математический показатель различий между людьми по какому-то признаку (межиндивидуальные различия).

• НО вот разновидности далеко НЕ ВСЕ имеют те же функции!

 

Метод разлученных близнецов.

Испытуемые: чаще всего используются МЗ близнецы, но могут быть МЗ и ДЗ.

 

Этапы исследования:

1) Формирование выборки разлученных близнецов (разлученных вскоре после рождения);

2) Оценка внутрипарного сходства близнецов по изучаемому признаку.

 

Пример: индийские фильмы; Зита и Гита.

Максимальное количество найденной выборки: под 400 пар!

Кейсовый анализ: находят несколько пар, в затем ищут их сходства и различия.

 

• Мы уравниваем показатели наследуемости и говорим, что внутрипарное сходство разлученных близнецов является прямым показателем наследуемости.

h(в квадрате) = rмз

 

• Если близнецы разлучены вскоре после рождения, то у них НЕТ общей среды, поэтому различие обусловлено наследственностью (генетикой).

 

Ограничения метода:

- позднее время разлучения;

- нерепрезентивность выборки (то, что близнецы живут порознь и даже не знают друг о друге - редкая, и даже ненормальная ситуация). Чаще всего - это дети войны.

- разновозрастная выборка (найти сложно - кого уж нашли);

- социокультурные различия между парами (берут всех из разных культур).

 

Метод частичного (позднего) разлучения.

Здесь нет трагичности, а все бытового плана.

 

Испытуемые: 1) только МЗ близнецы;

2) МЗ и ДЗ близнецы.

 

• Происходит оценка влияния интенсивности общения на степень внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов (жили вместе, а затем - разъехались).

• Берется старший школьный возраст, когда жизненные пути будут расходиться.

• Разновидность лонгитюда.

 

Этапы:

• Обследование выборки близнецов, живущих вместе.

• Повторное обследование той же выборки, через несколько лет.

• Формирование 3 подвыборок по критерию интенсивности общения: живут вместе; часто видятся; редко видятся.

• Оценка внутрипарного сходства близнецов в трех подвыборках.

• Оценка влияния интенсивности общения на степень внутрипарного сходства.

 

Метод контрольного близнеца.

Задача другая: Оценка эффективности каких-то определенных, частных средовых воздействий.

Испытуемые: МЗ близнецы (!), потому что выборки должны быть уравнены.

 

Этапы исследования:

1) Выборка МЗ близнецов делится на две подвыборки, в каждую из которых входит по одному близнецу из пары.

2) На близнецов из одной подвыборки (экспериментальной) оказывается экспериментальное воздействие.

3) На близнецов из второй подвыборки (контрольной) - воздействие не оказывается.

4) Оцениваются различия между Э и К выборкой.

 

• Чаще всего используется для оценки эффективности медицинского воздействия.

Пример: нужно ли учить ходить целенаправленно? (психология развития) => время начала ходьбы различалось в 2 дня => это связано с общим созреванием.

• Метод использовал Лурия.

 

Метод близнецовых семей.

Задача: экспериментальная оценка материнского эффекта.

Испытуемые: только дети МЗ близнецов.

Этапы исследования:

• Оценка внутрипарного сходства детей, чьи матери - МЗ близнецы.

• Оценка внутрипарного сходства детей, чьи отцы - МЗ близнецы.

• Оценка материнского эффекта.

 

Метод близнецовой пары.

1) Задача: определить специфику развития МЗ и ДЗ пар и оценить какие риски несет за собой близнецовость, с учетом зиготности.

 

Испытуемые:

- МЗ близнецы;

- ДЗ близнецы;

- Одиночнорожденные близнецы.

 

Этапы:

• Оценка уровня развития и динамики развития близнецов (ДЗ,МЗ, одиночнорожденных)

• Определение специфики.

 

Выяснено, что например одиночнорожденные - более успешны в учебе, потом идут ДЗ близнецы, а МЗ - самые отстающие.

 

2) Задача: анализ эффектов индивидуальной (различающейся, которая рассматривается не напрямую, а по остаточному принципу) среды, приводящие к проблемам в развитии близнецов.

 

Испытуемые: только МЗ близнецы.

 

Исследование одиночных близнецов.

• Сопоставление одиночнорожденных детей (они так жили), хотя родились от многоплодной беременности, но второй ребенок - умер при рождении или в первые дни жизни.

• Было показано, что по вербальным способностям одиночные близнецы не отличаются от одиночнорожденных, а близнецы - сильно отличаются.

Значит, влияние на вербальные способности оказывает не близнецовость сама по себе, а особенность близнецовой ситуации.

6. Лонгитюдное исследование близнецов.

 

 

Лекция.

26.03.15

Метод приемных детей.

• Позволяет получить прямые оценки наследуемости и общей среды.

 

Мотивы усыновления: направленность на ребенка (просто ценность детей и жалость к ним); направленность на себя (заполнение пустоты в доме - способ решить свои проблемы); экзистенциальные вопросы.

Проблемы усыновления: проявление наследственных заболеваний; юридические сложности; трудно скрыть факт усыновления; плохая наследственность/криминальные наклонности; поиски ребенком биологических родителей; психологические проблемы.

 

Между усыновителем и усыновленным разница в возрасте должна быть не меньше 16 лет!

 

1) Сопоставление родителей и детей.

Испытуемые:

- дети,

- их биологические родители;

- родители, усыновившие детей.

Биологические родители - генетически - родитель, но НЕТ общей среды.

 

Биологические сиблинги.

- дети;

- их биологические сиблинги;

- сводные сиблинги.

 

Биологические сиблинги - родились от одних родителей, но были разлучены.

Сводные сиблинги - не имеют общих генов.

Это могут быть: приемный и от брака; дети в браке от других браков.

Виртуальные близнецы - сводные сиблинги, с малым интервалом между рождением (3-4 мес.). Получается нечто похожее на близнецовую ситуацию.

 

Этапы:

- Оценка некого признака у всех трех подгрупп.

- Оценка сходства детей с биологическими родственниками.

- Оценка сходства детей с родителями-усыновителями и сводными сиблингами.

- Сравнение степени сходства в двух группах: дети - биологические родственники; дети - усыновители (или сводные сиблинги).

 

rпр и бр = 0,2

rпр и ру = 0,3

 

h2, c2, e2 - вычислить.

 

h(в квадрате) = коэффициент корреляции в квадрате (двойной коэффициент корреляции между родственником и ребенком).

 

Недостатки метода:

1) К сходству детей их биологических родственников могут приводить негенетические причины (при этом показатель наследуемости h2 увеличивается).

 

Почему:

- нерепрезентативность выборки;

- пренатальные влияния;

- позднее усыновление (феномен госпитализма);

- селективное усыновление (неслучайный подбор семей-усыновителей);

- различие в возрасте (при сравнении родителей и детей).

Роберт Пломин - Колорадское исследование приемных детей, попытка решить проблемы - лонгитюд.

• Нашли выборку нормальных людей (не наркоманов, не алкоголиков), отдавших детей.

В основном это были студентки-католички.

• Матери проводили с ребенком как минимум 4 дня (чтобы избежать феномена госпитализма), но больше с детьми не встречались никогда.

• Пренатальное сопровождение - негативное влияние было уменьшено, потому что сразу обращались в спец центры.

• Заранее подготавливали документы, чтобы сразу попасть в приемную семью, как можно быстрее.

• Не разрешали отказываться от ребенка, каким бы он ни получился.

• Использовали взрослый тест Векслера (с 16 лет) => уравнивание.

2) Уменьшение показателя общесредовых влияний (с2).

• Дети знают, что они приемные, и это может усиливать дивергнецию (стремление детей отличаться от усыновителей и сводных сиблингов).

• Родители относятся к приемным детям не так, как к собственным! (Более критично - простая драка - не обыденное явление, а проявление патологии).

 

Этого избежать невозможно в полной мере, но была контрольная группа обычных семей.

 

3) Отсутствие генотип-средовой ковариации (пассивная; активная; реактивная) у приемных детей в первые годы жизни.

Нет пассивной, потому что нет общих генов с усыновителями.

 

Эмоциональность, дисперсия проявлений у приемных детей - больше.

 

!!!В следующий раз - контрольная: основные понятия и методы психогенетики.

Методика будет выдана и связана с трансляцией в семье. Крайний срок сдачи - 30 апреля!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...