Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случайная, специфическая, уникальная) среда




Авторы и сторонники большинства психологических теорий, ста-

вящих в центр своего внимания проблему среды и средовых влияний

на развитие, предполагают: дети похожи на своих родителей потому,

что родители создают для своих детей общую семейную среду, а сиблин-

* Надо лишь иметь в виду, что термином «личностные черты» покрывается

очень широкий круг характеристик, относящихся, с точки зрения отечественной

психологии, к разным подструктурам индивидуальности: и к темпераменту (на-

пример, эмоциональность), и к собственно личностным чертам (например, кон-

формность — независимость).

ги похожи друг на друга в результате того, что воспитываются в одной

семье, т.е. в одной среде. За последние два десятилетия это предполо-

жение было опровергнуто результатами нескольких исследований близ-

нецов и приемных детей, которые были проведены с целью проверки

гипотезы о том, что сходство родственников в одной семье объясня-

ется влиянием общих для них генов, а не общей семейной средой. И

это предположение подтвердилось: данные множества психогенети-

ческих исследований настойчиво убеждают в том, что сходство при-

знаков у родственников объясняется скорее их генетической, чем сре-

довой близостью. Общая семейная среда, как только что говорилось,

играет относительно небольшую роль в формировании индивидуаль-

но-психологических различий. Единственным исключением из этого

правила являются расстройства поведения у подростков - в этом слу-

чае семейная среда оказывается значимой.

Наблюдение и интервью. Одним из самых широко используемых инструмен-

тов для оценки и измерения характеристик среды является методика ДОМ (от

англ. НОМЕ — Home Observation for Measurement of the Environment). ДОМ по-

зволяет оценивать такие характеристики среды, как эмоциональная и вербаль-

ная реактивность родителей, избегание ограничений и наказаний, организация

физической и временной среды, обеспечение ребенка адекватным материалом

для игр.

Опросники. Без сомнения, самым популярным методом изучения средовых

характеристик являются опросники. Существует целый ряд инструментов, позво-

ляющих оценивать социальные характеристики семьи, ее эмоционально-психоло-

гический климат и стили воспитания. Однако эти методы субъективны по своей

природе, и вопрос о том, насколько субъективность восприятия тех или иных

показателей среды искажает данные о реальных средовых условиях, остается от-

крытым. Для того чтобы избежать подобных искажений, в рамках психогенетичес-

ких исследований часто собирают информацию об одних и тех же средовых пока-

зателях у разных членов семьи. После проведения определенного рода статисти-

ческой обработки этих первичных данных выделяется только та часть полученной

информации, которая разделяется всеми респондентами. Именно она затем ис-

пользуется в психогенетическом анализе.

В целом ситуация такова: на долю средовых компонентов феноти-

пической дисперсии психологических признаков приходится по край-

ней мере 50% их общей вариативности. Но среди этих 50% дисперсии

относительно небольшая часть объясняется общесемейными средо-

выми условиями. Существенная же доля средовой дисперсии объясня-

ется не общесемейными, а специфическими для каждого члена семьи

средовыми компонентами - индивидуальной средой. Это замечатель-

ное по своей неожиданности наблюдение позволяет предположить,

что большинство средовых влияний, важных для формирования того

или иного признака, мало связаны с характеристиками семейной среды.

Напротив, оказывается, что наиболее важным источником изменчи-

вости являются индивидуально специфические, уникальные для дан-

ного ребенка средовые характеристики, в том числе среда за предела-

ми семьи, среда, которая не пересекается с индивидуальными среда-

ми других членов семьи.

Иначе говоря, средовые условия, играющие какую-то роль в фор-

мировании поведенческих признаков, могут действовать таким обра-

зом, что дети, растущие в одной семье, становятся похожими друг на

друга не более, чем дети, растущие в разных семьях.

Факторы индивидуальной среды объясняют часть фенотипичес-

кой дисперсии, которая не объясняется ни генетическим, ни общесе-

мейными средовыми компонентами. Правда, компонент индивиду-

альной среды в той его статистической форме, которая существует в

психогенетических моделях, включает в себя и ошибки измерения.

Например, если генетический компонент, подсчитанный при анали-

зе вариативности по какому-то признаку, измеряемому при помощи

вопросника, составляет 60% фенотипической изменчивости, а обще-

семейная среда — 0%, то уникальная среда составляет 40%. Допустим,

что надежность использованного опросника составляет 0,85, т.е. при-

мерно 15% дисперсии объясняется ошибкой измерения (вероятнос-

тью того, что при повторном опросе данный респондент ответит ина-

че). Другими словами, систематический вклад уникальной среды в

фенотипическую дисперсию по исследуемому признаку составит в

данном случае, при очень упрощенной оценке, 40% - 15% = 25%

общей изменчивости.

Изучая уникальную среду, необходимо научиться выделять и пси-

хологически содержательно описывать ее составляющие. Простое вы-

деление уникально-средового компонента фенотипической диспер-

сии в его математическом выражении не может привести к каким-

либо осмысленным психолого-педагогическим выводам. Этот

компонент дисперсии обязательно должен быть «наполнен» конкрет-

ными характеристиками среды. Например, недостаточно просто ут-

верждать, что индивидуальная среда отвечает за 50% вариативности

по признаку когнитивного риска. Среди громадного количества сре-

довых условий, составляющих уникальную среду, необходимо опи-

сать те конкретные факторы, которые действительно влияют на изу-

чаемую характеристику. Часто психогенетические исследования слу-

жат лишь начальным звеном в цепочке следующей за ними работы.

Определив относительную значимость именно уникальных средовых

компонентов, психогенетики пытаются выделить и описать их. Имен-

но здесь находится точка пересечения психогенетических и собствен-

но психологических исследований: определив значимость средовых

эффектов, психогенетики надеются на помощь психологов в нахож-

дении и содержательном описании этих компонентов. И наоборот,

акцент на том или ином средовом компоненте, получаемый при раз-

ложении дисперсии психологического признака, должен указать пси-

хологу и педагогу направление поисков.

Однако необходимо отметить и важность исследовательского движения

в другом направлении, а именно, от результатов психологических исследова-

ний к психогенетическим моделям. Так, в исследованиях факторов риска при

заболевании алкоголизмом в подростковом возрасте психологи установили

значимость потери обоих родителей. Однако близнецовое исследование деп-

рессии и алкоголизма, проведенное группой исследователей в штате Вирд-

жиния, США [308, 309], показало отсутствие значимого влияния общесемей-

ной среды на формирование индивидуальных различий по этому признаку.

Пытаясь преодолеть противоречивость результатов, исследователи повтори-

ли анализ своих моделей, подставив вместо абстрактного компонента обще-

семейной среды конкретные данные, касающиеся семейного положения каж-

дой близнецовой пары. Выяснилось, что потеря родителей действительно

является существенным фактором риска для развития алкоголизма у подро-

стков и что включение этой переменной в психогенетическую модель улуч-

шает объяснительный потенциал модели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...