Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определенных психологических характеристик




После того как определены параметры индивидуальной среды,

уникальные для каждого ребенка, возникает следующий вопрос: ка-

ковы связи между найденными параметрами среды и психологичес-

кими признаками? Или, точнее: насколько значимы учитываемые

параметры среды по отношению к исследуемому психологическому

признаку? Например, в какой степени различия в переживаниях се-

мейных событий или стилей воспитания соотносятся с личностными

или психопатологическими чертами? В целом это новая область, ко-

торую ученые только начали исследовать, однако уже полученные

результаты свидетельствуют о том, что различия в переживаниях сиб-

лингами, например, своей семейной среды определяют успешность

их адаптации, которая, в свою очередь, является коррелятом многих

психологических и психопатологических признаков [287]. Так, резуль-

таты упоминавшегося проекта УСРП показывают, что негативное по-

ведение родителей по отношению к одному сиблингу (независимо

от того, как — нейтрально или положительно — относятся родители к

другому ребенку) высоко коррелирует с развитием и проявлением у

этого ребенка асоциального поведения и, в несколько меньшей сте-

пени, депрессии [375].

Большинство выявленных закономерностей свидетельствуют о том,

что неадаптивное поведение подростков связано в основном с нега-

тивными, отвергающими стилями воспитания, принятыми родителя-

ми. Корреляции его с противоположными тактиками воспитания, ска-

* Предиктор — статистическое понятие (заимствованное из регрессионного

анализа), обозначающее независимую переменную, по которой предсказывается

наличие другой, зависимой переменной — «отклика».

жем, такими, как родительская привязанность и поддержка, в сред-

нем ниже или вообще отсутствуют. Эти результаты позволяют форму-

лировать предположение о том, что негативность как стиль воспита-

ния служит фактором риска, в то время как положительная тональ-

ность воспитания (принятие и привязанность) не дает оснований для

предсказания (т.е. не может быть предиктором) неадаптивного пове-

дения в подростковом возрасте.

Однако выводов о причинно-следственных отношениях корреля-

ции сделать не позволяют. Иными словами, вопрос о том, являются

различные стили воспитания следствием или причиной асоциальнос-

ти детей, остается открытым. Развивается асоциальное поведение од-

ного из подростков в результате «использования» родителями нега-

тивного стиля воспитания по отношению к нему (к ней) или, напро-

тив, родительская негативность возникает в ответ на асоциальность

поведения ребенка, проявившуюся по какой-то иной причине?

Один из способов получения ответа на этот вопрос — проведение

лонгитюдных исследований. Например, в рамках программы УСРП

сбор данных был проведен повторно, спустя три года после первой

встречи с семьями подростков. Предполагалось, что если причиной

отклонений в поведении подростков служит негативность родительс-

ких установок, то с течением времени, при накоплении негативнос-

ти, должны возрасти и отклонения. И напротив, если неприятие со

стороны родителей возникает как результат асоциального поведения

ребенка, то изменения в поведении подростка будут предсказывать

вызываемые этими изменениями изменения родительской установки.

К сожалению, пока вопрос о причинно-следственной связи между

родительской негативностью и поведением подростков не разрешен,

Оказалось, что обе характеристики (поведение и родителей, и подро-

стков) стабильны во времени: по истечении трех лет в поведении тех

и других мало что изменилось.

Данные, полученные в рамках генетических исследований различ-

ных проявлений психопатологии, позволяют предполагать, что роди-

тельские установки — скорее результат, чем причина девиантных форм

поведения детей. Причиной же различий в поведении детей одной

семьи служат гены. Сиблинги имеют в среднем 50% общих генов, а

это одновременно означает, что (тоже в среднем) они и отличаются

генетически друг от друга на 50%. Для надежного выделения средовых

характеристик, принципиально важных для развития неадаптивного

поведения, изучение индивидуальной среды должно быть включено в

генетические исследования. Подобное включение позволит «развести»

влияния уникальной среды и генетического несходства сиблингов.

Методологически это достижимо в рамках так называемых смешан-

ных генетических методов.

Например, проект УСРП был спланирован таким образом, что в

его рамках одновременно исследовались МЗ и ДЗ близнецы, полные

сиблинги, полусиблинги (т.е. сиблинги, имеющие только одного об-

щего родителя) и приемные, генетически неродные сиблинги. Ре-

зультаты множественного генетического анализа связей между роди-

тельской негативностью и неадаптивностью поведения подростков

оказались достаточно неожиданными: большинство ассоциаций опос-

редовалось генетическими факторами [352, 353]. Эти результаты сви-

детельствуют о том, что различия в родительских установках по отно-

шению к разным детям отражают генетически детерминированные

психологические различия между детьми (например, генетически за-

данные отличия по личностным характеристикам). Иными словами,

гены и среда взаимодействуют в едином процессе формирования по-

веденческого профиля «проблемного» ребенка. (Подробнее о типах

совместных эффектов генов и среды см. в следующем параграфе.)

В рамках того же множественного анализа был обнаружен ряд та-

ких параметров уникальной среды, связи которых с поведением под-

ростков генетическими факторами не опосредуются [352, 353]. Как

уже говорилось, определение корреляций между различиями в пере-

живаниях окружающей их среды у МЗ близнецов и их поведенческим

профилем является прямым тестом значимости уникальной среды (по-

лученные корреляции приведены на рис. 6.3). Значимые корреляции

были получены между разными родительскими установками по отно-

шению к МЗ близнецам и поведенческими (как асоциальными, так и

депрессивными) характеристиками близнецов, оцененными по их

самоотчетам и опросникам, которые заполняли их матери. Вместе с

тем анализ другого типа материалов, а именно видеозаписей (т.е. ана-

лиз материалов, полученных методом наблюдения), свидетельствует

о значимости средовых влияний на формирование признаков асоци-

ального поведения и, наоборот, их несущественной роли в формиро-

вании депрессии.

Однако оценки этих влияний статистически значимо отличаются

от 0 лишь в том случае, если при оценивании характеристик среды и

поведенческого профиля использовался один и тот же источник (на-

пример, когда сами подростки оценивали и негативность своих роди-

телей, и собственную депрессию), Связь индивидуальной среды и по-

ведения не обнаруживается, если сопоставляемые данные получают

из разных источников (например, оценки родительских установок —

из отчетов детей, а характеристики поведения детей — из отчетов

матерей). Этот результат можно объяснить, во-первых, искажением

данных в зависимости от того, из какого источника они получены

(по-видимому, выбор респондента в контексте определения влияний

уникальной среды — особый вопрос: может быть, им должен быть

тот, кто является носителем этой среды?), и во-вторых, возможнос-

тью того, что одни и те же характеристики среды оцениваются совер-

шенно по-разному детьми и их родителями и, соответственно, имеют

дифференцированное влияние на поведенческие характеристики. Ина-

че говоря, возможно, что неадаптивное поведение действительно кор-

релирует лишь с тем, насколько подросток оценивает установку своих

родителей по отношению к себе как более негативную по сравнению с

их установкой по отношению к его (ее) сиблингу, а не с тем, насколь-

ко негативна эта установка в действительности. Однако — и это важ-

но — в обоих случаях речь идет о специфике индивидуальной среды.

Результаты исследований последних лет привели ученых к заклю-

чению, что люди выбирают (или создают) индивидуальную среду в

соответствии со своей генетической индивидуальностью. Другими сло-

вами, наш генотип определяет то, какую среду мы предпочитаем.

Например, в психогенетических исследованиях последнего десятиле-

тия ученые многократно «открывали» тот факт, что показатели сре-

ды, изучаемые как признаки сходства и различия родственников, сами

обнаруживают высокую генетическую составляющую в их изменчи-

вости. Так, когда сравнивается сходство близнецов по показателям

семейной среды, то выясняется, что сами эти показатели оказывают-

ся более похожими в парах МЗ, чем в парах ДЗ, т.е. они частично как бы

контролируются генами. Для обозначения этого феномена используется

понятие «генотип-средовая корреляция» [302]. Для обозначения того фак-

та, что один и тот же генотип может в разных средовых условиях реали-

зоваться в совершенно разных фенотипах, используется понятие «гено-

тип-средовое взаимодействие». Об этих понятиях речь уже шла ранее. Бо-

лее детальному анализу их и посвящен следующий параграф.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...