Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мишенью критики служат основные позиции теории: идея сба-




Лансированного полиморфизма и преимущество гетерозигот по гену

правого сдвига. Например, Ф. Бриден [216], рассматривая предполага-

емые пропорции распространения в популяции генов rs+ и rs—, кото-

Рые, по данным Аннет, проявляются в особенностях когнитивного

Дефицита, отмечает несоответствие между постулируемыми теорией

И реально существующими фактами нарушений в когнитивном функ-

ционировании. Он, как и И. Макманус с соавторами [336], считает

Целесообразным выделение двух измерений латерализации — направ-

Ления и степени — и придерживается точки зрения, что эти измере-

Ния могут иметь разную генетическую детерминацию.

Наряду с теорией Аннет разрабатываются и другие генетические

Модели латерализации. К их числу относится, например, генетическая

модель И. Макмануса [335]. Его модель, однако, по многим позициям

Очень близка к модели Аннет, Макманус постулирует существование

Одного гена D, который предопределяет праворукость, второй ген С

определяет не леворукость, а ситуативный вариант становления веду-

Щей руки. Кроме того, допускается существование гена-модификато-

Ра, локализованного в Х-хромосоме и влияющего на половые разли-

Чия в лево-праворукости. В отличие от Аннет, Макманус не касается

Особенностей когнитивного функционирования, т.е. он не распрост-

Раняет действия генов D и С на когнитивные функции.

Как уже отмечалось, высказываются предположения, что ману-

Альная асимметрия может иметь полигенную природу. Однако поли-

Генные модели латерализации, которые были бы также детально раз-

работаны, как теория М. Аннет, отсутствуют [обзор: 196]. Например, в

Соответствии с одной из них предполагается, что умеренная степень

Латерализации представляет собой видоспецифическую норму, при

Этом допускается, что полигенная гомозиготность ведет к дестабили-

Зации развития, которая проявляется в значительном числе наруше-

Ний развития, включая шизофрению, аутизм, некоторые физические

23* 355

Аномалии, в том числе крайние сдвиги в ту и другую сторону от ви-

доспецифически предопределенной умеренной праворукости [269,456].

Однако с этих позиций трудно объяснить, каким образом в антропо-

Генезе возникли генетически детерминированные механизмы латера-

Лизации. В контексте простых генетических моделей этот вопрос ре-

Шается легче, поскольку можно допустить изменение или появление

Одного-двух новых генов в эволюции.

Признано, что функциональная асимметрия мозга, как и левополушарное

Доминирование, — уникальная, специфическая особенность мозга человека,

Возникшая в антропогенезе в связи с появлением речи и праворукости. Можно

Говорить о преобладании левого полушария и осуществлении им контроля

Двигательных функций у животных. Однако латеральный контроль двигатель-

Ных функций у животных динамичен, и его латерализация может смещаться в

зависимости от обслуживаемой функции [15]. По некоторым предположени-

Ям склонность к преимущественному использованию правой руки возникла в

Первобытных популяциях, когда их члены еще не имели генетически обуслов-

Ленного превосходства в использовании той или иной руки. Эволюционные

События, определившие появление ведущей руки, произошли, по-видимому,

Уже после отделения человека как вида от его ближайшего родственника —

шимпанзе [312].

Как следует из вышеизложенного, несмотря на значительное чис-

Ло исследований в этой области, в настоящее время нет общеприня-

Той генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки

И центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснить

Всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о при-

Близительно одинаковом сходстве МЗ и ДЗ близнецов по показателям

мануальной асимметрии [обзор 196]. Эти данные нередко привлека-

Ются как доказательство отсутствия генетической детерминации ру-

Кости. Однако, как отмечает Д. Бишоп, возможность ситуативного оп-

Ределения рукости под действием эпигенетических факторов (модели

Аннет и Макмануса) позволяет отклонить это возражение. Есть еще

Одно любопытное наблюдение, касающееся наследуемости ведущей

Руки у близнецов. Родители, у которых отсутствует явно выраженная

Праворукость, с большей вероятностью рождают близнецов.

М. Аннет, чтобы объяснить отсутствие существенных различий между МЗ

И ДЗ близнецами по показателям мануальной асимметрии, допускает также,

Что проявление гена правостороннего сдвига у близнецов по сравнению с

одиночнорожденными снижено на 33-50%.

На этом весьма противоречивом фоне сформулирован ряд кри-

Териев, которым должны удовлетворять генетические модели руко-

сти [312, 335]. В соответствии с этими критериями модель должна

Объяснять следующие факты: 1) соотношение рукости родителей и

детей в таких пропорциях: приблизительно 90, 80 и 60% детей при

родительских сочетаниях правый/правый, правый/левый, левый/

Левый должны быть праворукими; 2) невозможность предсказать

Рукость ребенка на основе рукости его братьев и сестер, а также при-

близительно _______равную степень конкордантности МЗ и ДЗ близнецов по

Рукости; 3) существование различий частот рукости в разных геогра-

Фических регионах, которые прослеживаются весьма отчетливо, хотя

Все человеческие сообщества преимущественно праворуки. Кроме того,

Модель должна объяснить, какие механизмы лежат в основе установ-

Ления рукости в онтогенезе. Последний пункт не может получить обо-

Снования в рамках чисто генетических моделей рукости. Вместе с тем

Средовые модели рукости не могут объяснить первые два положения.

Иной, недавно сформулированный подход связан с предложени-

Ем ввести генотип-культурную, коэволюционную модель установле-

ния рукости [312]. Она базируется на трех положениях: 1) существую-

Щее разнообразие по преобладанию руки не определяется генетичес-

Ким разнообразием; 2) индивидуальные различия между людьми по

Этому признаку возникают в результате взаимодействия влияний куль-

Туры и условий развития; 3) генетические влияния сохраняются, по-

Скольку рукость выступает как необязательная (факультативная),

Приобретаемая в онтогенезе черта. Таким образом, авторы модели ис-

Ходят из того, что вариации рукости не определяются только генети-

Ческими факторами; иначе говоря, все индивиды, независимо от про-

Исхождения, имеют общий генотип, обусловливающий преимуще-

Ственное использование правой руки. Тем не менее, поскольку эта

Склонность однозначно не предопределяет праворукость, некоторая

Часть популяции становится леворукой. Решающую роль здесь играют

Родители: они существенно повышают склонность детей к праворуко-

Сти (если они оба правши) или не менее ощутимо понижают ее,

Будучи левшами. Авторы модели ограничиваются анализом только ру-

Кости, не касаясь проблем полушарной специализации и роли гено-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...