Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ности признака в разные периоды. Иначе говоря, для того чтобы су-




Дить о преемственности или стабильности генетических и средовых

Влияний, необходимо лонгитюдное исследование близнецов или сиб-

Сов, которое позволит установить степень связи между генетическими

Компонентами (межвозрастная генетическая корреляция) и средовы-

Ми компонентами (межвозрастная средовая корреляция) фенотипи-

Ческой дисперсии признака.

Таким образом, полная схема исследования в психогенетике раз-

Вития с необходимостью включает эмпирическое исследование и на-

Следуемости, и генетических корреляций. Сама по себе высокая на-

Следуемость признака, полученная в разных возрастах, ни в коей мере

Не свидетельствует о стабильности генетических влияний.

По представлениям Р. Пломина, эти две переменные — наследуе-

Мость и степень генетической общности, определяемая величиной

Генетической корреляции, — относительно независимы и могут обра-

зовывать разные варианты сочетаний (рис, 17.2), Модель А, например,

Предполагает, что наследуемость признака с возрастом может оста-

Ваться без изменений (левый столбик) или возрастать (правый), но

Независимо от этого генетической преемственности при этом не об-

Наруживается, т.е. генетические эффекты в раннем возрасте и зрелос-

Ти абсолютно не связаны между собой. В моделях В и С, напротив,

допускаются варианты частичной (В) или (С) полной генетически

Опосредованной преемственности в формировании признака. После-

дний вариант (с точки зрения Р. Пломина, наиболее вероятный) по-

Лучил название амплификационной модели. Амплификационная мо-

Дель реализации генетических влияний в онтогенезе предполагает, что

С возрастом, по мере созревания ЦНС и формирования индивидуаль-

Но устойчивых способов переработки информации, возрастает наследу-

Емость признака, при этом сохраняется высокая межвозрастная генети-

Ческая корреляция, т.е. генетические эффекты, действовавшие в мла-

Денчестве, высоко коррелируют с генетическими эффектами в зрелости.

Более детализованную модель предлагает Л. Ивс с соавторами [245].

В зависимости от времени начала экспрессии генов они выделяют две

Альтернативы в генотипической детерминации развития. Первая пред-

Полагает, что все гены находятся в действенном состоянии с момента

Рождения и развитие есть модификация фенотипа средовыми влия-

ниями_______. В этом случае наследуемость признака в онтогенезе будет умень-

Шаться, приближаясь к некой асимптотической величине, которая

Есть функция исходной наследуемости и «условной памяти», ответ-

Ственной за фиксацию средового опыта. Вторая исходит из того, что

Гены постоянно синтезируют продукты, требуемые для информаци-

Онной обработки. В таком случае наследуемость будет возрастать от

Небольшой величины в момент рождения до высокой асимптотической

Величины, которая является функцией исходной или первоначальной

Наследуемости и постоянства экспрессии генов во время развития.

При анализе данных лонгитюдного исследования близнецов мо-

Дель Ивса предполагает, что фенотип каждого индивида во времени

О, 1, 2...t выступает как функция аддитивных генетических эффектов

И уникального средового опыта. В каждый момент времени имеются

Новые генетические эффекты и новые специфические средовые вли-

Яния. Если принять, что все средовые эффекты являются случайно-

Специфическими, а генетические эффекты действуют через интер-

Венцию генного продукта, который может сохраняться в течение вре-

Мени, то генетические эффекты на фенотип в данный момент времени

Есть результат генов, экспрессирующихся вновь вместе с эффектами

Генов, которые экспрессировались на всех предшествующих стадиях

Развития в той степени, в какой они сохраняются во времени. По мере

Развития признака генетические эффекты будут накапливаться, при-

Водя к увеличению генотипической и фенотипической вариативности.

Таким образом, модель Ивса в простейшем случае (когда генети-

Ческие эффекты постоянны во времени, средовые — случайно специ-

Фичны, а пути распространения влияний постоянны), как и ампли-

Фикационная модель Пломина, предсказывает увеличение генотипи-

Ческого компонента фенотипической вариативности в онтогенезе.

Однако, анализируя межвозрастные связи между генетическими со-

Ставляющими вариативности, Ивс прогнозирует уменьшение генети-

Ческого компонента ковариации между двумя фенотипами одного и

Того же индивида в разные моменты времени u и t, причем генетичес-

Кий компонент ковариации будет уменьшаться как экспоненциаль-

Ная функция интервала времени u — t.

В моделях Пломина и Ивса в центре анализа находится структура

Фенотипической дисперсии и рассматривается онтогенетическая ди-

Намика в формировании индивидуальных особенностей, при этом

Генетический анализ динамики средних значений изучаемых характе-

Ристик, как таковых, остается за пределами внимания авторов.

Однако существует модель, в которой органически сочетается генети-

Ческий анализ лонгитюдных средних и ковариационной структуры. Она бази-

руется на использовании авторегрессионной симплексной модели [202, 258],

Не вдаваясь в детали математического аппарата, отметим, что эта модель

Позволяет экспериментально выяснить, одни и те же или разные генетичес-

Кие и средовые факторы объясняют фенотипическую вариативность и фено-

Типические средние. Фактически данная модель впервые на эксперименталь-

Ном уровне ставит проблему взаимосвязи генотип-средовой детерминации

Нормативных характеристик и их индивидуальных различий.

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ГЕНЕТИЧЕСКИХ

И СРЕДОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ В ИЗМЕНЧИВОСТИ

КОГНИТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Представления о том, что в онтогенезе меняется соотношение

Генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-пси-

Хологические особенности, родились в контексте самой психогенети-

Ки, тем не менее они хорошо согласуются с представлениями возра-

Стной психологии, касающимися изменения механизмов реализации

Психических функций в онтогенезе.

Выдающийся отечественный психолог А,Р. Лурия писал: «Мы имеем

Все основания думать, что природа каждой психической функции

(иначе говоря, ее отношение к генотипу) так же меняется в процессе

Психического развития человека, как и ее структура, и что поэтому

Ошибочными являются попытки раз и навсегда решить вопрос «о сте-

Пени наследственной обусловленности» той или иной психической

«функции», не принимая в расчет тех изменений, которые она пре-

терпевает в своем развитии» [99].

На основе теоретических представлений, существующих в отече-

Ственной возрастной психологии, делались попытки определить на-

Правление этих изменений. Так, А. Р. Лурия, исходя из фактов каче-

Ственной перестройки всей психической деятельности человека и за-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...