Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Среди мальчиков примерно в 2-4 раза превышает частоту Д среди




Девочек, однако более поздние лонгитюдные прослеживания это на-

Блюдение не подтвердили. Тем не менее ученые активно анализируют

Причины полового неравенства в частотах Д. Одни из них предполага-

Ют, что эта разница отражает влияние полоспецифического биологи-

Ческого механизма развития Д, в то время как другие небезоснова-

Тельно утверждают, что она отражает эффект более обостренной чув-

Ствительности социума к академической неуспеваемости мальчиков

(мальчики более активны, подвижны и открыты, следовательно, их

Проблемы замечаются учителем чаще и быстрее), чем девочек (девоч-

Ки более стеснительны, реже поднимают руку, ведут себя тише и т.п.).

Интересен тот факт, что частота встречаемости Д варьирует в разных

Культурах: ее оценки наиболее высоки в англоговорящих странах, а

Наиболее низки в Японии. Причина этих различий не установлена.

Предполагается, что они могут быть объяснены как специфической

Структурой языков, так и своеобразием социальных «порогов» при

Установлении диагноза Д (то, что будет названо Д в США, в Японии

Будет считаться отсутствием мотивации к обучению или результатом

Плохой педагогики).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФЕНОТИПА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ НЕСПОСОБНОСТИ

К ЧТЕНИЮ (СНЧ)

В течение последних 20 лет симптоматика и этиология Д часто

Попадали в спектр психогенетических исследований. Однако среди

* Например, общеизвестны и признаны исследовательские и практические

Разработки дефектологов Н.Г. Морозовой, Б.Д. Корсунской, С.А. Зыковой, Е.Л.

Гончаровой, И.А. Соколянского, Р.Е. Левиной, М.Н. Никитиной, Н.А. Цыпиной,

Н.А. Крыловой, Н.А. Костючок, Г.Н. Беспалова, Л.Н. Никулина и др. Примеры

Учебных программ для детей с трудностями в овладении чтением — в работах

Е.Л. Гончаровой, Е.Д. Буриной и др.

Психиатров и психологов не существует единой точки зрения отно-

Сительно критериев установления диагноза СНЧ. В связи с этим ре-

Зультаты, полученные в разных исследованиях, особенно в случаях,

Когда применялись различные диагностические схемы, часто не срав-

Нимы друг с другом.

Было разработано несколько классификаций типов Д. Д. Джонсон,

X. Майклбаст [298] и Е. Бордер [204] предложили разделить ошибки

Произношения и правописания, делаемые дислексиками, на 3 груп-

Пы: а) предоминантно аудиторные, б) предоминантно визуальные и

в) смешанные. Другие авторы [339] также предложили выделить 3 типа

СНЧ, но основанные на результатах нейропсихологического тестиро-

Вания: а) речевая неспособность, б) артикуляторная и графомотор-

Ная дискоординация и в) визуально-пространственная перцептивная

Неспособность.

Ученые, принимающие участие в Колорадском семейном иссле-

довании Д [236], описали 4 типа дислексиков среди пробандов, при-

Нявших участие в этой работе. Выделенные типы состояли из следую-

Щих групп: а) дислексики с пространственно-логическим дефици-

Том; б) дети с дефицитом кодирования и медленной скоростью

Переработки информации; в) дислексики с относительно специфич-

ным дефицитом, который выражается только в трудности чтения;

Г) дислексики смешанного или глобального типа. Эта схема оказалась

Весьма продуктивной: используя ее, исследователи классифицирова-

ли 91% всей выборки пробандов.

Основываясь на современных моделях чтения, разработанных в

Рамках когнитивной психологии, Е.Григоренко и коллеги предложи-

ли следующую классификацию типов Д: а) Д, вызываемая _______неспособ-

Ностью разлагать слова на фонемы; б) Д, вызываемая неспособнос-

Тью декодировать слова; в) Д, вызываемая неспособностью автомати-

Зировать навык чтения.

Каждая из предлагаемых классификаций Д имеет свои основания.

Однако все они разработаны на базе различных диагностических схем

И, к сожалению, без кросс-валидизации использованных критериев,

Поэтому вопрос о сопоставимости и пересекаемости подтипов СНЧ,

Выделяемых разными авторами, остается открытым.

ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СНЧ

Уже в начале нынешнего столетия были опубликованы исследо-

Вания, в которых упоминался тот факт, что дети-дислексики часто

имели родственников с трудностями в обучении чтению [289, 424].

Несколько позже были приведены дополнительные доказательства кон-

Центрации Д в семьях. Обнаружилось также, что дети-дислексики обыч-

но характеризуются нормальным уровнем интеллекта [249]. В 1980 г.

Были опубликованы результаты одного из самых больших семейных

исследований СНЧ [282]: выборка состояла из 116 пробандов (89 из

Них — мужского пола) и их 319 родственников. Было установлено,

что 47% отцов и братьев пробандов и только 38% матерей и сестер

Испытывали трудности с чтением. Автор подсчитал сегрегационные

Отношения для нескольких менделевских моделей и предположил, что

Д наследуется по аутосомно-доминантному типу с половой модифи-

Кацией степени выраженности.

Однако само по себе увеличение частоты встречаемости Д в семь-

Ях пробандов не доказывает, что передача этого заболевания осуще-

Ствляется генетическим путем. Дополнительное подтверждение гипо-

Тезы о генетическом характере трансмиссии исследуемого признака

Было получено в рамках близнецовых исследований. В одном из них

Были обследованы 228 пар однополых близнецов, среди которых 97 че-

Ловек были диагностированы как дислексики. Выяснилось, что в

Паре МЗ, в которых хотя бы один близнец имел СНЧ, 26 со-

Близнецов также были диагностированы как дислексики, а у ДЗ кон-

Кордантными по Д оказались только 9 из 31 пары. Коэффициенты

конкордантности МЗ и ДЗ составили соответственно 84 и 29% [188].

Результаты недавних близнецовых исследований также подтверж-

Дают гипотезу о генетической передаче данного признака. Одни ис-

следователи _______[238] оценили наследуемость СНЧ как равную 30%. Дру-

гие [291], используя тестовую батарею, с помощью которой измеря-

Ется широкий спектр показателей, характеризующих процессы чтения,

Нашли, что конкордантность МЗ близнецов по суммарному показате-

лю этой батареи составила 67% по сравнению с 30% у ДЗ. Самые

высокие показатели наследуемости (>70%) получены для правописа-

Ния и способности различать фонемы. Кроме того, оказалось, что

Фонологическая неспособность, т.е. неспособность различать фонемы

Вне контекста слов-значений, представляет собой генетически наи-

Более независимый от интеллекта компонент Д.

Однако и здесь, несмотря на однозначность полученных результа-

Тов, свидетельствующих в пользу наследственной природы Д, интер-

Претироваться они должны осторожно. Дело в том, что среди близне-

Цов СНЧ встречается значительно чаще, чем среди одиночнорожден-

ных детей [284], поэтому можно предположить, что существует

Специфический средовой компонент, влияющий на развитие Д имен-

Но у близнецов, и, следовательно, оценки наследуемости, получен-

Ные методом близнецов, могут быть искажены.

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТРАНСМИССИИ СНЧ И РЕЗУЛЬТАТЫ

АНАЛИЗА СЦЕПЛЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...