Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 6. Добрые дела. Приветствие.. Глава 4. Программа формирования жизненных навыков у подростков




Занятие 6. Добрые дела

Цель: сформировать у учащихся представления о добре и зле. Распространение наркотиков – злое дело.

Основные понятия: добро и зло, общение, наркотическая зараза.

Приветствие.

Упражнение «Что такое добрые дела? ». Чтение одного - двух рассказов К. Д. Ушинскоro: «Персики», «Дедушка и внучек», «Богатство», «Вера», «Паук». Обсуждение: что понравилось в рассказе? Что не понравилось в рассказе? Почему добрые дела так называют? Приведите примеры добрых дел.

Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек.

Доброта как черта характера человека – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Злоба - злость и недоброжелательность к кому-нибудь.

Беседа «Продажа наркотика - это доброе дело или злое? ». Это не может быть добрым делом. Ведь главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде. После приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания - наркомании. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же микробами, которые заражают человека, являются «предложения попробовать наркотик».

Упражнение «Микробы наркомании». Приглашаются несколько взрослых, родителей или учителей, которые будут играть в масках роль «микробов наркомании», предлагая всем попробовать «наркотик». Задача участников игры корректно, вежливо отказаться, не убегать, не драться, помогать другим. На доске (ватмане) записаны фразы ОТКАЗА от наркотиков, которые обсуждаются заранее, или предлагается тренером (глава 4. 2). После игры снимаются маски. Обсуждение: что вы почувствовали, когда победили, отказались от наркотика? Какие добрые дела вы сейчас делали? Почему ваш отказ от наркотика можно назвать добрым делом? хорошим поступком? Сделанный хороший поступок приносит удовольствие, настроение, остается в памяти.

Завершение тренинга. Особый ритуал прощания в память о тренинге, о хороших делах. Например, ребята по кругу обмениваются рисунками или поделками «Правда», заготовленными дома, или тренер раздает маленькие подарки, желательно одинаковые (шариковые ручки и др. ).

Предполагаемые результаты проведения тренингов с младшими школьниками:

1. На основе первичной информации об опасности наркотиков вырабатываются базовые знания о проблеме наркомании и отрицательное отношение детей к употреблению психоактивных веществ.

2. Формируются навыки отказа от употребления психоактивных веществ и начальная установка негативного отношения к наркотикам, которые, однако, требуют постоянного закрепления в последующем.

3. Образуются адаптационные способности или навыки социально-приемлемого удовлетворения желаний, управления эмоциями и поведением, которые нуждаются в постоянном подкреплении в подростковом возрасте.

Глава 4. Программа формирования жизненных навыков у подростков

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, как возраст полового созревания. Бурное выделение гормонов существенно изменяет нейродинамику психических процессов (баланс торможения-возбуждения смещается в сторону последнего), что делает подростков неуправляемыми, агрессивными, вспыльчивыми. На первый план выходит новая ведущая деятельность - общение со сверстниками и, в том числе, общение с противоположным полом. Переход от детства к взрослому состоянию характеризуется процессом интенсивного самоутверждения, стремления к риску, проверки своих способностей. Происходит переоценка значимости родителей, взрослых, оценка сверстников становится более важной. Стремление повзрослеть у подростков проявляется в подражании взрослому поведению, принимающего иногда форму девиантного или отклоняющегося от нормы поведения: курение, употребление спиртных напитков, экспериментирование с наркотиками.

Причем, средства массовой информации, освещающие проблему употребления наркотических веществ, оказывают на подростков неоднозначное влияние. Проведенные исследования обнаруживают, что школьники 10–12 лет под влиянием фильмов начинают играть в «наркоманов». У подростков 13–17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании после чтения сенсационных статей в печати. Следует отметить, что профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами и глубоко не разбирающихся в проблеме наркомании, зачастую строится по принципу нудных нравоучительных нотаций и запугивания. Об эффективности такой профилактики говорить сложно. А параллельно идет другая «работа»: школьники обсуждают проблему наркотиков в своем кругу, где есть экспериментаторы и «знатоки», имеющие опыт получения удовольствия – «кайфа». Такое расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме.

Педагогу и психологу следует направлять профилактические действия на развитие важнейших личностных качеств подростка: социальной компетентности и навыка преодоления жизненных трудностей и стрессов, способности воспринимать и оказывать психологическую поддержку другим, самостоятельно выбирать себе друзей, то есть управлять своим поведением. Необходимо формировать у подростков позитивное отношение к возможностям своего изменения и развития, к вероятности совершения ошибок и самостоятельного их исправления; умение адекватно оценивать и разрешать проблемные ситуации, ставить перед собой краткосрочные, перспективные цели и достигать их, анализировать собственное состояние и адекватно выражать свои чувства, понимать мотивы и перспективы поведения других; принимать собственные решения. Важно в профилактической работе развивать у подростков стратегии и навыки поведения, ведущие к здоровью и препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.

Цели программы формирования жизненных навыков у подростков:

1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

2. Формирование здорового образа жизни, высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов.

3. Формирование навыков противодействия наркотизирующейся среде: решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.

До и после программы предполагается проведение психологического обследования подростков по выше названным целям. Возможно отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...