Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы




Занятие 1. Знакомство. Правила и принципы групповой работы

Цель: заключение контракта на дальнейшую работу.

Задачи: установление контакта; построение отношений; мотивация на работу; тематическая ориентация; цели, ожидания.

Основные понятия: тренинговая группа; правила работы; ожидания; отношения; наркотик, наркотическая зависимость.

Особенностью проведения первого занятия является то, что работа должна носить характер беседы скорее консультационного характера. Как и в индивидуальной работе, целью самой беседы должен стать сбор информации о каждом участнике, особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, характерологических особенностях.

Примерные вопросы, которые можно использовать на первой сессии: Опиши себя, какой ты человек? С какими ожиданиями ты пришел в группу? Есть ли у тебя опасения или страхи? Что бы тебе хотелось здесь получить?

Упражнение «Передел земли»

Предлагается лист бумаги - «карта мира». Каждый «отрывает» свою «территорию». В конце тренинга можно собрать «карту» на полу и поменяться друг с другом частями.

Упражнение «Кто Я? »

Цель: работа с «образом Я» в структуре «Я - концепции». Упражнение выполняет диагностическую роль.

Задачи: знакомство с группой; знакомство с представлениями о себе участников группы; осознание множественности собственных «образов Я».

Ход работы: участники пишут на листочках 10-20 (в зависимости от возраста) определений - ответов на вопрос «Кто я? » (5-10 минут). После этого проводится работа с полученными ответами, возможная в нескольких направлениях: 1) листочки с ответами кладутся в стопку, тренер читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат эти определения; 2) каждый участник рассказывает о себе, поясняя, как проявляются в поведении его особенности. Важно зафиксировать, что самораскрытие в процессе выполнения и обсуждения упражнения не имеет угрожающего характера, но приносит интересную, важную информацию для себя и других.

Обсуждение: Легко ли было писать о себе? Почему? Каких качеств у вас больше: положительных, отрицательных, нейтральных? Почему? Часто ли вы задумываетесь о вопросе «Кто я»? Зачем задавать себе этот вопрос? Интересно ли получать ответы?

Упражнение «Муха»

Цель: работа с эмоциональным фоном группы.

Задачи: диагностика познавательный сферы участников; эмоциональный «разогрев»; построение отношений.

Ход игры: вычерчивается на доске или ватмане игровое поле 3х3 клетки. Инструкция: «Представьте себе, что в центре этого поля сидит муха, которая может двигаться по команде из поля в поле в следующих направлениях: вверх, вниз, налево, направо. Сейчас по очереди вы даете команды, по которым муха будет переходить из клетки в клетку. Главное, чтобы, муха не выходила за пределы поля. Пройдя тренировочный круг, тренер переводит игру на новый, невидимый (виртуальный) уровень. Все участники, представляя поле в своем воображении, продолжают игру. Будьте внимательны, так как в любой момент тренер может спросить любого участника, где находится муха».

Игра проводится в течение 5 - 7 минут для достижения рабочего эмоционального фона. Впоследствии можно усложнять игру, увеличивая поле или вводя несколько мух, каждая будет «собственностью» одного участника. Однако важно следить за тем, где какая муха находится и с чьей мухой она встречается. В случае встречи мух возможно задание (например, задать друг другу какой-либо вопрос). В этом случае возможен выход на построение реальных отношений между участниками. Условием такой игры должно стать ограничение количества мух в одном поле.

В процессе упражнения тренер может отследить контактных - дистантных участников, их отношения. Возможно делегирование роли ведущего одному из участников. Это поможет тренеру скорее стать частью группы.

Упражнение «Хлопки по кругу»

Цель: эмоциональная стабилизация группы; подготовка к дальнейшей работе.

Задачи: построение отношений; погружение в работу.

Ход игры: Участники хлопают в ладоши 1 раз, двигаясь по часовой стрелке. Как только тренер внезапно хлопнет в ладоши 2 раза, то движение после хлопка начинается в противоположную сторону».

По ходу игры многие участники будут допускать ошибки, на которые следует обращать внимание, например, с помощью следующих вопросов: Почему ты ошибся? Почему пропустил? Кто тебе помешал? Ответы могут служить хорошим средством для ускорения процессов групповой динамики.

Упражнение «Мяч»

Цель: построение отношений.

Задачи: знакомство участников; «разогрев» группы.

Ход игры: Тренер загадывает качество, внешнее или внутреннее, и бросает мячик кому-нибудь из участников. Если у того, кому он бросит мяч, данное качество представлено так же, как у тренера, или так же, как у него, отсутствует, тренер скажет в первом случае «да», во втором случае - «нет». Затем тот, кому он кинул мяч, кидает мяч другому участнику. И если и у первого, и у второго это качество есть, тренер говорит «да», а если у первого есть, а у второго - нет данного качества, или наоборот, то тренер говорит «нет». Задача группы - отгадать, какое качество загадано тренером. Эта игра может повторяться 3 - 5 раз.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...