Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 14. Понятие смысла жизни и личностных ценностей. Постановка жизненных целей




Цель: формирование активной жизненной позиции, умения планировать будущую жизнь и добиваться успеха.

1. Начало работы. Разминка.

2. Работа по теме занятия. Информация: тренер предлагает на завершающем занятии поговорить о смысле жизни и целях на будущее: участники находятся у самого основания жизненной вершины. Подъем может быть трудным, но они уверенно достигнут задуманных целей.

Упражнение «Роза и чертополох» направлено на формирование мотивации к личностным изменениям.

Каждый участник берет два предмета, один будет «розой», то есть качеством, которое принимается в участнике, другой - «чертополохом», то есть качеством, которое желательно изменить. Один участник подходит к другому члену группы и говорит фразу: «Я дарю тебе розу за то, что ты... » и «... чертополох за то, что ты... ». Участник, получивший подарки, дарит их следующему по той же схеме. И так вся группа. Обсуждение.

Упражнение «Волшебная лавка» помогает участникам сосредоточиться на жизненных целях и смысле жизни и осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то, всегда приходится платить, жертвовать чем-то.

Тренер предлагает расслабляющее, успокаивающее задание (релаксацию), медленно произносит фразы: «Устраивайтесь удобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Полностью расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то странному дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижными ящиками, как в мелкой лавочке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что в этой волшебной лавке вы можете получить все, что вы хотите от жизни. Задумайте свои желания. Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны будете от чего-то отказаться. Подумайте о том, чем вы владеете сейчас и что для вас важно. (Пауза). Запомните все, что вы представили, почувствовали, пережили. Попрощайтесь с образом и возвращайтесь в комнату, в реальность. Открывайте глаза».

Участники записывают на бумаге собственные жизненные ценности. Затем тренером выдвигается условие, что за исполнение желания, которое они задумали, находясь в «волшебной лавке», участники должны пожертвовать какой-то из написанных ценностей.

Обсуждение: чем вы готовы пожертвовать за исполнение желания?

Упражнение «Ценности» дает возможность участникам осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей. Упражнение провоцирует возникновение очень глубоких переживаний. Большое значение имеют интонации и голос тренера, комфортная обстановка во время проведения.

Участникам раздают по шесть листочков и предлагают на каждом из них написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются и складываются» стопкой», чтобы самое ценное оказалось внизу, на последнем листочке. Тренер предлагает представить, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке, расположенной вверху. Нужно смять и отложить бумажку и осознать, как теперь без этого живется. То же самое происходит со всеми ценностями. Необходимо обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Тренер объявляет, что произошло чудо, появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. И так три раза. Для осознания, что произошло, можно добавить какие-то ценности и посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение: что вы чувствовали, когда теряли ценности? Что ощущали, когда ценности возвращались?

Упражнение «Фильм о моей будущей жизни» формирует навыки целеобразования.

Предлагается представить себя режиссером. Какой фильм о своей будущей жизни участники могли бы снять? В каком жанре (боевик, комедия, мелодрама)? Каких актеров пригласили бы на главные роли? Необходимо написать сценарий этого фильма и прочитатье его группе. Можно использовать метод «Маршрут успеха», где перечисляются собственные цели-мечты: а) на месяц, б) на полгода, в) на год, г) на пять лет. Для этого необходимо задать себе вопросы: 1) Чего я хочу достичь? 2) Что я должен для этого предпринять? 3) Какие могут возникнуть проблемы? 4) Какими способами я могу этого достичь? 5) В какие сроки я хочу это сделать?

Обсуждение: какие цели вызвали особые переживания?

3. Завершение тренинга. Обмен мыслями, переживаниями. Осознание сформированных умений и навыков.

Ритуал прощания: совместный поход членов группы на природу, спортивное состязание, экскурсия или любые другие способы получения удовольствия без употребления ПАВ.

6. 3. Тренинг личностного роста [9]

Цель тренинга: повышение психологической устойчивости подростков, юношей и девушек к наркотической контаминации (заражению).

Задачи:

1. Минимизация факторов наркориска психологического характера.

2. Овладение учащимися психотехнологией преобразования негативных установок в личностно-развивающие.

3. Поиск индивидуальных и групповых стратегий преодоления экзистенциального отчаяния и связанных с ним негативных переживаний.

4. Развитие здорового самосознания.

Тренинг личностного роста представляет собой технологию для работы с подростками, старшеклассниками. Тренинг проводится в течение 3 - 4 недель в малых группах по 10 человек в форме 12 психокоррекционных сессий продолжительностью 3 часа.

Тренинг основывается на положениях, что причинами употребления наркотических веществ подростками и молодежью являются стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, инфантильность, последствия травм.

Соответственно личностно-ориентированные психоактивные сессии имеют следующее содержание:

1. Расширение границ осознавания. Исследование личностных ресурсов.

2. Повышение стрессоустойчивости, снижение тревожности.

3. Снижение внушаемости, повышение критичности.

4. Развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций.

5. Развитие навыков саморегуляции и структурирования времени.

6. Рефлексия особых состояний сознания.

7. Снижение деструктивной конфликтности.

Поскольку основная функция психокоррекционной работы – это развитие рефлексивной функции личности, то обсуждение любого упражнения стоит начинать с вопроса «Что ты сейчас чувствуешь? » и работать с реальными чувствами и эмоциями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...