Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Память: теории, виды и процессы




ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

Пермь 2012

 


 

 

Авторы составители: А.С. Садовская – к.п.н., профессор; А.Ю. Калугин – старший преподаватель

 

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 «Психология». – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: ПСИ, 2012.

 

Печатается по решению Ученого совета Прикамского социального института.

 

 

Рецензент: к.п.н., доцент Пермского государственного педагогического университета Пересторонина И.Л.

 

© Садовская А.С., 2012.

© Калугин А.Ю., 2012.

© Прикамский социальный институт, 2012.

 


Раздел «Психология»

Развитие представлений о предмете психологии

 

Определение психологии как науки. Особенности психологии как науки, соотношение житейских знаний и научных в психологии. Определение предмета психологии. Доступность и труднодоступность научного познания психологических явлений. Система феноменов, которые изучает современная психология.

Задачи психологии: теоретический, прикладной и практический аспекты. Этапы: I этап – психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

 

Понятие о психике и сознании: структура и функции

 

Развитие форм отражения действительности. Психика как продукт эволюционного процесса. Рефлекторный характер психического. Особенности психического отражения. Функции психики, формы ее проявления. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Высший уровень отражения – человеческое сознание. Проблема возникновения сознания человека. Функции и структура сознания. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Соотношение сознания и бессознательного.

 

Самосознание: структура, психологические характеристики

 

Самосознание личности с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский о самосознании. «Самосознание – это осознание себя в системе общественных отношений» (Леонтьев А.Н.). Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев: представлений о своём имени и теле, притязаний на признание, половой идентификации, психологического времени личности и социального пространства личностных отношений (Мухина В.С.). Структура самосознания по Чесноковой И.И.: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения человека. Самооценка, самоотношение, самопознание. Я-концепция.

 

Методологические принципы отечественной психологии

 

Принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип системности, принцип целостности, принцип развития, принцип активности, принцип субъективности, принцип единства сознания и деятельности. Вклад С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева в разработку принципов психологической науки.

Категориальный строй психологии. Базисные и метапсихологические категории. Категории: действительности, общения, мотива, переживания, личности.

 

Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии

 

Психофизическая проблема. Материализм (вульгарный и научный). Идеализм (объективный и субъективный). Панпсихизм. Биопсихизм. Антропопсихизм. Нейропсихизм. Агностицизм. Соотношение психофизической и психофизологической проблем. Психосоциальная проблема. Наследственность и среда как два фактора, влияющие на психику человека. Конвергенция двух факторов. Теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд). Теория взаимодействия двух факторов (Ж. Пиаже). Концепция единства наследственных и социальных факторов в процессе развития (Л.С. Выготский). Концепция взаимосвязи и взаимодополнения и детерминации трех факторов развития: индивидных свойств человека, социально-исторического образа жизни и совместной деятельности (А.Г. Асмолов).

 

Ощущения: виды, свойства, закономерности

 

Понятие об ощущении. Физиологические основы, функции ощущения.

Классификация видов ощущений:

1. Экстерорецептивные: контактные (осязательные, вкусовые ощущения); дистанционные (зрительные, слуховые, обонятельные ощущения);

2. Интероцептивные (кинестетические) – от внутренних органов.

3. Проприоцептивные – от мышц, связок и сухожилий.

Другие классификации.

Общие свойства ощущений: модальность, качество, интенсивность, пространсвенная локализованность, эмоциональная окрашенность.

Общие закономерности ощущений: чувствительность и ее изменения, адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия.

Роль ощущений в жизни человека. Компенсаторные возможности человека. Взаимосвязь и место ощущений в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации ощущений.

 

Восприятие: виды, свойства, ошибки

 

Понятие о восприятии. Физиологические основы. Операции восприятия.

Классификация видов восприятия:

1. По различию анализаторов, участвующих в восприятии: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, кинестетические восприятия;

2. По формам существования материи: восприятия пространства, времени, движения. Характеристика видов.

Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность. Апперцепция, ее особенности.

Ошибки восприятия: взаимосвязь и место восприятия в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации восприятия.

 

Представление: виды и функции

 

Типы представлений (представления памяти, представления воображения). Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство). Общие и частные представления.

Виды представлений. По модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные. По содержанию и степени обобщенности. Индивидуальные особенности представления (зрительный, слуховой, двигательный типы). Этапы формирования представлений. Условия развития представлений.

 

Память: теории, виды и процессы

 

Понятие о памяти. Физиологические основы. Теории механизмов памяти. Зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Продуктивность памяти, причины ее индивидуальных различий.

Классификация видов памяти:

1. В зависимости от длительности сохранения: кратковременная, долговременная, оперативная.

2. В зависимости от целей деятельности: произвольная, непроизвольная, послепроизвольная; их характеристика. Другие классификации.

Процессы памяти: 1) запоминание, его виды и условия эффективности; 2) воспроизведение, его виды; 3) сохранение, его свойства; 4) забывание, его темпы. Эффекты памяти.

Взаимосвязь и место памяти в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации памяти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...