Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Массовые социально-психологические явления и их роль в межличностных отношениях




 

Массовые социально-психологические явления (по Д.В. Ольшанскому): психология религии (социально-психологические функции религии, религиозный культ, психология суеверий, мотивы обращения к религии), психология моды (психологические механизмы моды, социально-психологические функции моды, элементы распространения моды), психология слухов и сплетен (виды слухов, источники и условия возникновения слухов, циркуляция слухов и сплетен, предотвращение слухов), психология массовой коммуникации (система массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение; средства массовой коммуникации; эффекты массовой коммуникации), психология рекламы и PR-воздействия, психология политических партий и массовых движений.

 

Психология больших социальных групп: классы, этносы. Психология массового поведения

 

Виды больших социальных групп: 1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория), 2) группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании (классы, нации, профессиональные группы, половозрастные группы.

Структура психологии большой социальной группы: 1) психический склад как более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.); 2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (потребности, интересы, настроения).

 

Лидерство как социально-психологический феномен. Теории лидерства. Виды и механизмы власти лидера

 

Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства: деловое лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство (по Прыгину Д.В.); лидер-организатор; лидер-инициатор; лидер-генератор эмоционального настроя; лидер-эрудит; лидер-эталон; лидер-мастер, умелец (по Уманскому Л.И.). Психологические качества лидера. Классификация стилей лидерства. (К. Левина, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер и др.). Механизмы власти лидера: вознаграждение; санкции; деловой авторитет лидера; информация; убеждение; легитимизация; идентификация; привычка к подчинению; организационная экология. Механизм власти включает в себя: организационные структуры власти; нормативно-правовую базу (кодексы, уставы, инструкции, нормы, предписания, правила)

Теории лидерства: теории «героев» и «теории черт», теории среды, личностно-ситуационные теории, теории взаимодействия-ожидания, «гуманистические» теории лидерства, теории обмена, мотивационные теории лидерства (по Ольшанскому Д.В.).

 

Понятие общения в психологии, его виды и основные характеристики

 

Становление психологической теории общения в отечественной психологии. Соотношение понятий: общение и коммуникация; общение и взаимопонимание; общение и отношения; общение и взаимовлияние; общение и взаимодействие. Общение и деятельность.

Социально-психологические функции общения: взаимосвязь, взаимопроявление, взаимопознание, согласование, преобразование личности.

Стадии общения как психологической деятельности: выбор партнера; предъявление себя партнеру; проявление встречной заинтересованности; обмен представлениями, мыслями, чувствами, отношениями; установление взаимоотношений.

Средства общения: 1) вербальное общение; 2) невербальное общение (мимика, жестикуляция, визуальный контакт, проксемика).

Виды общения: «контакт масок», светское общение, формально-ролевое общение, деловое общение, интимно-личностное общение. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

 

Конфликт. Типы конфликтов и управление конфликтной ситуацией

 

Понятие конфликта. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между группой и личностью. Конфликты в социально-педагогическом процессе, семейные конфликты, конфликты в организации, этнические конфликты и др. Типы конфликтных личностей.

Динамика конфликта. Фазы и этапы конфликта.

Тактики и стратегии поведения в конфликте. Методы разрешения конфликтов. Переговоры как метод урегулирования конфликтов.

 

Организация психологической службы, ее типы и виды

 

История развития и современное состояние психологической службы в России и за рубежом. Организация деятельности службы (работа психологического кабинета, организационно-методическая документация). Общие принципы и правила работы психолога в образовании. Основные направления деятельности педагога-психолога. Профилактика и психологическая коррекция. Психологическая служба в среднем специальном учебном заведении. Психологическая служба вуза.

Психологическая служба центра занятости населения.

Психологическая служба на предприятии (структура, специфика, работа специалиста по профотбору и профподбору кадров).

 

Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция

 

Этические принципы психологического консультирования. Критерии профессионализма психолога-консультанта. Типичные трудности в работе консультанта. Проблема психологического сгорания. Взаимопонимание в консультативном общении. Этапы консультативного процесса. Типы клиентов. Проблемы подготовки психологов консультантов.

Психологическая коррекция и ее виды. Принципы психокоррекционной работы. Цели и задачи психокоррекции. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ. Методы практической психокоррекции. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений.

 

Социально-психологический тренинг

 

Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии. Групповая психотерапия. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других западных психологических школах. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России. Современные групповые методы.

Цели и задачи тренинговой группы. Преимущества групповой формы психологической работы. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Групповая сплоченность.

Этапы развития группы.

Основные роли ведущего тренинговой группы. Стили руководства группой. Имидж тренера. Ответственность тренера за влияние. Ошибки тренера. «Потолок» профессионализма. Предотвращение «выгорания».

Разогревающие игры и психотехники. Феномен обратной связи и его значение в групповой работе. Навыки обратной связи. Виды обратной связи.

Барьеры и блокады в групповой работе. Процедуры, стимулирующие работу группы и восстанавливающие рабочую атмосферу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...