Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

22. Роман Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников в системе образов-персонажей.




Одна группа образов – это непосредственные жертвы теории Раскольникова: старуха-процентщица Алена Ивановна, ее сестра Лизавета и ее неродившийся ребенок, Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать, Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном. Перечень жертв теории доказывает ее антигуманность; собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя. Автор данной группой героев показывает, что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.

Образы униженных и оскорбленных (Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы) подтверждает несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников — центральный образ. А все остальные герои лишь акцентируют внимание на отдельных чертах его характера. В душе Раскольникова борются две бездны — Добра и Зла. К тому же он одержим собственной «идеей», которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловечность и жестокость, а с другой — стремление облагодетельствовать человечество, и все герои, окружающие его, являются зеркальным отражением того или иного из этих полюсов.

Первый из героев, близких Раскольникову по идеям «наполеонизма», — Петр Петрович Лужин. Кредо его жизни — возлюби себя. Он может не задумываясь перешагнуть через человека, через личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Такова его «теория рваных кафтанов». Принимая главную евангельскую заповедь(возлюби ближнего своего как самого себя) за устаревший порядок, он противопоставляет ей принцип личной наживы как основного условия процветания общества: по Лужину, возлюбить нужно прежде всех одного себя, потому что все на свете «на личном интересе основано». Это и сближает его с Раскольниковым. Если довести их теории до логического завершения, то выходит, что «людей можно резать…».

По внутреннему содержанию к образу Лужина примыкает Лебезятников, «следящий за новыми мыслями», который убеждает Мармеладова, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Схожа с ними в отношении к жизни и старуха-процентщица, «берущая жидовские проценты». Жертвы подобных теорий – сестра Раскольникова, Соня, семья Мармеладовых и все «невидимые» бедняки Петербурга.

Если Лужин — двойник главного героя, то Лебезятников — его отражение в кривом зеркале. Отрицание Раскольниковым законов общества и попытка переустроить мир принимают у Лебезятникова комические, карикатурные формы. Андрей Семенович был одним из тех людей, которые «... мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».
Аркадий Иванович Свидригайлов, как и главный герой, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, он чувствовал, что они оба преступны; в минуты отчаяния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригайлову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить совесть.

Герои-двойники Раскольникова, Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит: «…мы одного поля ягоды». Недаром, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи, главный герой замечает: «А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения – «возлюби прежде всего одного себя». Но есть и расхождения. По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

Раскольников такую возможность имеет: его душа не выносит преступления, для него возможен путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Раскольников-теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Их разговор о возможном преступлении подтверждает теорию героя: «Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступление тысячами добрых дел? ».

Однако есть в романе образы, которые опровергают теорию Раскольникова: следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дунечка Раскольникова и, конечно, Сонечка Мармеладова. Прежде всего эти герои не укладываются в две категории по теории Раскопьникова. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика). По мнению Порфирия, Раскольников – «совсем не такой подлец». Подлость, по Порфирию, – это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских. Но Порфирий – обличитель Раскольникова, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова – противостояние следователю – дело чести, потому что Порфирий Петрович для него – представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Университетский товарищ Раскольникова Разумихин — добрый, веселый, бескорыстный, умный человек. Живя ради других, он готов ухаживать за больным, заботиться, покровительствовать, не требуя за это никакого вознаграждения. Таков и Раскольников, когда спасает детей из горящего дома, помогает бедному студенту, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Можно сказать, что Разумихин — это воплощение доброго начала Раскольникова.

Се мья Мармеладовых является одним из ключевых образов в романе. Первое знакомство Раскольникова с Мармеладовым произошло в момент мучительных терзаний героя по поводу своего «дела». Рассказ несостоявшегося чиновника о своей жизни, о судьбе дочери, которая была вынуждена выйти на панель, чтобы прокормить семью лег в общий ряд образов и событий, которые убедили Раскольникова решиться на убийство: встреча с девушкой на бульваре, сон о загнанной лошади, подслушанный разговор студентов. Главный герой полагал, что само провидение толкало его на убийство. Однако вскоре его теория, подразделяющая людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», пошатнулась. И именно Сонечка Мармеладова сыграла в этом главную роль, знакомство героя с девушкой стало поворотным событием в его судьбе. Эта девушка вынуждена перешагнуть через себя ради своей семьи, пойти на преступление, опуститься до разврата, но ее душа остается чистой и неразвращенной, в ней продолжает жить «живая совесть». Герой видит в Соне близкого себе человека, так как она тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, «себя убил». В основе жизни Сонечки – жертвенность и соблюдение христианских заповедей, у нее есть четкая граница между добром и злом, эти понятия не могут подмениваться, как у Раскольникова. У нее есть крепкая, непоколебимая опора — вера в Бога. Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории; она же убедила главного героя, что, только понеся заслуженное наказание, он сможет искупить свою вину за пролитую кровь. Соня сопровождала его на каторге. Только благодаря ей в последнем эпизоде мы видим окончательно раскаявшегося героя на берегу реки, что Раскольников полностью отрекается от своей идеи и начинает разделять чувства и убеждения Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере... »

Таким образом, семья Мармеладовых занимает важнейшее место в системе образов романа. Сами того не понимая, Мармеладовы подтолкнули героя на убийство. Но именно Соня прошла с героем весь путь возрождения его души.

По отношению к самой Соне Раскольников играет роль демона, таким образом как бы копируя поведение

Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к самому Раскольникову. Но Соня стойко противостоит нападкам героя. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну стоит ненавидеть: «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребёнок… Ведь у неё ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете…» Великодушие и сострадание Мармеладовой не имеют границ.

Все эти герои противостоят друг другу. Индивидуализму и эгоизму Лужина противопоставляется альтруизм Разумихина. Порфирий Петрович противостоит Лебезятникову с его отрицанием законов. Но самая ожесточенная борьба разворачивается между Свидригайловым и Соней. И то, что Соня в конце концов одерживает верх, еще раз подчеркивает, что, как бы ни была возвышенна и прекрасна цель, к ней нельзя идти путями, противоречащими простым Христовым заповедям.

И еще один образ играет большую роль в романе – Петербург. Город, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его Петербург – город духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок-" шкафов», «гробов». Писатель показывает, что именно в этом городе могла зародиться теория героя.

Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ «свободы».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...