Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности композиции романа «Идиот»




Особенность – затянутая кульминация, которая разворачивается в предпоследней главе.

Роман написан в четырех частях, каждая из которых продолжает другую. В первой части читатель знакомится с главным действующим лицом – князем Львом Николаевичем Мышкиным, приехавшим в Петербург после лечения от эпилепсии в Швейцарии. В начале второй части он на полгода выезжает в Москву за получением наследства. Любовный конфликт, возникший в конце первой части, продолжается на протяжении всех остальных и решается лишь в предпоследней главе, ставшей кульминацией. В начале третьей части читатель узнает о сложностях характера одной из главных героинь и возлюбленной князя – Аглае Епанчине. Здесь зарождается их искренняя любовь и тут же гибнет, поскольку Аглая, посчитав Настасью Филипповну, первую красавицу Петербурга, своей главной соперницей, обводит князя вокруг пальца и дает понять, что между ними ничего не может быть, кроме дружбы. Четвертая глава преподносит читателю много сюрпризов: в ней Епанчины готовятся выдать Аглаю замуж за князя, но постоянные письма Настасьи Филипповны к ней с просьбой ускорить свадьбу стали раздражительными. В конце концов, невестой становится не Аглая, как полагалось изначально, а Настасья Филипповна. Однако она убегает из-под венца к своему главному поклоннику Парфену Рогожину, который впоследствии убивает ее ударом ножа. Этот момент и является кульминацией, после которой следует скорая развязка: Рогожина отправляют в ссылку, а князь снова уезжает в Швейцарию на лечение.

Образ князя Мышкина является центром композиции романа, с ним связаны все сюжетные линии и герои: семья генерала Епанчина, купец Рогожин, Настасья Филипповна, Ганя Иволгин и др. И также центром романа является яркий контраст между добродетелью Льва Николаевича Мышкина и привычным укладом жизни светского общества. Достоевский сумел показать что даже для самих героев этот контраст выглядит ужасающим, они не понимали этой безграничной доброты и следовательно боялись ее.

В «Идиоте» все движение идет не к центральной фигуре князя Мышкина, а от нее ко всем. Мышкин разгадывает всех, прежде всего двух женщин, Настасью Филипповну и Аглаю, полон вещих предчувствий, интуитивных прозрений. Он всем идет на помощь. Человеческие отношения — единственное «дело», которым он целиком захвачен. Сам он живет в тихом экстазе. Вокруг него — бурные вихри. Загадочно-иррациональное, «демоническое» начало в Ставрогине и Версилове напрягает и накаляет окружающую атмосферу, порождает вокруг себя бесовское кружение. Тоже иррациональное, но «ангелическое» начало в Мышкине не порождает из себя беснования, но оно не может излечить от беснования, хотя Мышкин всей душой хочет быть целителем. Мышкин не вполне, не до конца человек, его природа светлая, но ущербная. Очень интересно, что в то время как «темные» — Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов разгадываются, к ним все движется, «светлые» — Мышкин, Алеша — сами разгадывают других, от них идет движение ко всем. Алеша разгадывает Ивана («Иван — загадка»), Мышкин прозревает в душу Настасьи Филипповны и Аглаи. «Светлые», Мышкин, Алеша, наделяются даром прозрения, они идут на помощь людям. «Темные», Ставрогин, Версилов, Иван Карамазов, наделяются загадочной природой, которая всех мучит и терзает. Такова концепция центростремительного и центробежного движения в романах Достоевского.

 

Этот роман – о Богочеловеке, о человеке – Христе. Д. попытался создать образ абсолютно прекрасного человека. К образу князя Мышкина Д. пришел через образ Алея из «Записок из мёртвого дома» и Сони Мармеладовой.

Князь Лев Николаевич Мышкин. Фамилия говорящая, она отражает тип героя русской литературы, героя с больным сознанием. Имя-отчество отсылает к Толстому. Место действия – Петербург как аристократический город.

В романе поднимается также тема денег, ростовщичества, торгашества. Развивается идея «случайного семейства». Это первая попытка воплотить образ буржуазно-дворянской семьи, где разрываются семейные отношения и царит нравственная деградация. В героях прослеживается амбивалентность сознания, в них идет борьба между велением сердца и голосом рассудка.

Идею богоборчества выражает в романе Ипполит Терентьев (молодой человек, который болен чахоткой). Он восстает против Бога, говорит, что человек рождается во грехе и его не спрашивают, хочет ли он жить на этом свете. Ипполит уверен, что сам, когда захочет, тогда и уйдет из этого мира. Но он не смог себя убить, а в «Бесах» Кириллов сможет.

Идея поруганной красоты воплощена в образе Настасьи Филипповны, которую содержит помещик Тоцкий. (В нее влюблены все).

Идея Христа воплощается в князе Мышкине. Сцена его братания с Рогожиным перед телом убитой Настасьи Филипповны – одна из главных сцен романа, в ней реализуется идея братства. Описываемая сцена является глубоко реалистической, по мнению Достоевского.

Поднимается проблема человека, оторванного от родной почвы, возникает вопрос, как же вернуться на родную землю.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...