Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

27. Поиски смысла жизни Пьером Безуховым в «Войне и мире».




Одним из главных героев романа «Война и мир» представлен Пьер Безухов, человек по своей натуре противоречивый, но в тоже время впечатлительный и открытый. Он пребывает в постоянном поиске, осмысливая цель существования человека на земле, смысл его жизни. В романе " Война и мир" Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем. Это один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи - декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.

В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

Несмотря на эти качества, Пьер созвучен со временем, в котором живет. Он занят поисками дела, которое может принести удовлетворенность в его жизнь, потому что его не устраивают светские ценности. Являясь человеком состоятельным, с титулом графа, Безухов принят светом, уважаем в нем, но причина этого признания кроется в его материальном благосостоянии. Он выделяется среди посетителей салона Шерер своей искренностью и открытостью. Мир лицемерия противостоит Пьеру.

Часто ошибаясь в людях из-за своей недальновидности, неумении в них разбираться, ведя разгульный образ жизни, понимая, что такая жизнь не для него, он не может вырваться из этого порочного круговорота. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной, которая на время приносит ему успокоение. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. Он восхищался ее красотой, но в глубине души понимал, что она глупа и развратна и что ему нужна не такая женщина: «Пьер решил, что женитьба на Элен была бы несчастие и что ему нужно избегать ее и уехать».

 

Спустя недолгое время после свадьбы Пьер узнает о связи жены с офицером Долоховым и изъявляет желание стреляться с ним. В ходе дуэли Долохов был ранен, но не смертельно. Разрыв с женой неизбежен, ведь Безухов относится к складу таких людей, для которых смысл существования заключается в нравственной чистоте. После этого события Элен узнает о желании мужа уехать от неё в Петербург. Графиня Безухова не имеет ничего против, но готова отпустить Пьера только получив от него состояние. Большая часть его имений переходит в пользование Элен, после чего Пьер стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.

После дуэли с Долоховым, осознав, как он низко пал, посягнув на жизнь другого человека, Пьер начинает вновь искать правду и смысл жизни. По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: " Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я... " Эти поиски приводят его к массонам.

Встреча с масоном Баздеевым была очередным и очень важным этапом в жизни Пьера. Он впитывает идеи внутреннего очищения, призывы к духовной работе над собой, и, словно заново родившись, находит для себя новый смысл жизни, новую истину. «В душе его не оставалось ни следа прежних сомнений. Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство».

Он страстно желает " переродить порочный род человеческий". В учении масонов Пьера привлекают идеи " равенства, братства и любви", оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Хочет отпустить своих крестьян на волю, пытается внедрить реформы в своих имениях: облегчить труд женщин с детьми, заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. И ему кажется, что все это у него получилось. Ведь благодарят же его женщины с детьми, которых он освободил от тяжелых работ, и хорошо одетые крестьяне приходят к нему с благодарственной депутацией. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: " И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

С таким настроением он едет к Андрею Болконскому. Встреча с «нахмуренным и постаревшим» князем Андреем хоть и удивила Пьера, но не остудила его пыла. «Ему совестно было высказывать все свои новые, масонские мысли, в особенности подновленные и возбужденные в нем его последним путешествием. Он сдерживал себя, боялся быть наивным; вместе с тем ему неудержимо хотелось поскорей показать своему другу, что он был теперь совсем другой, лучший Пьер, чем тот, который был в Петербурге».

После разговора с Болконским начинает сомневаться. Скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его " братьями", и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния и снова его мучит вопрос: «Как жить? »

Нашествие Наполеона меняет сознание героя. Плен, сцена расстрела полностью меняют сознание Пьера. Вместо людской доброты перед ним предстает равнодушие к человеческой жизни.

Безухов хочет быть частичкой народа, но не будучи военным, как Андрей Болконский, но желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога. (хотя в начале Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает «то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном…»).

Встретив в плену солдата Платона Каратаева, Пьер учится у него естественности, правдивости, умению легко относится к жизненным неурядицам, тот заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. В результате Пьер обретает " то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде" , он "... узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей... " И это еще один этап в духовном развитии Пьера Безухова. Благодаря простым истинам, о которых рассуждал Каратаев, Пьер понял, что важно ценить жизнь каждого человека и уважать его внутренний мир так же, как свой.

Пьер после освобождения из плена приехал в Орел, на третий день после своего приезда заболел и по причине болезни пробыл в Орле три месяца.

Выздоравливая, Пьер постепенно привыкал к прежней жизни. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Понемногу Пьер начинал понимать те новости, которые он узнал после освобождения из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.

Старшая княжна, дочь Кирилла Владимировича Безухова, которая никогда не любила Пьера, специально приехала в Орел ухаживать за ним. Она заметила, что Пьер сильно изменился. «Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего-то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что-то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии...

Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны... »

В последние дни пребывания Пьера в Орле к нему приехал старый знакомый – масон граф Вилларский (один из тех, кто вводил его в ложу в 1807 году). Он был рад встрече с Пьером, но вскоре заметил, что Безухов «отстал от настоящей жизни и впал в апатию и эгоизм». Пьер же, смотря на Вилларского, удивлялся, что еще недавно был таким же.

На третий день своего приезда в Москву Пьер узнал от Трубецких, что княжна Марья находится в городе, и отправился к ней. Та рассказала о последних днях брата. В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе, об Андрее, об их любви, и «то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это». С этого времени Пьер часто бывал у княжны Марьи и Наташи и отложил свой отъезд в Петербург. В один из вечеров Пьер обратился к княжне Марье с просьбой помочь ему объясниться с Наташей. Он признался, что сильно любит ее, но не может решиться просить ее руки. Однако мысль, что она могла бы стать его женой и что он может упустить эту возможность, не давала ему покоя. Для Пьера это было время «счастливого сумашествия». Прежде он никогда не испытывал подобного чувства. Весь смысл жизни теперь казался ему сосредоточенным в любви.

Только после встречи с Наташей Ростовой его жизнь приобретает смысл. Женившись на ней, Пьер становится счастливым человеком. «Пока есть жизнь, есть и счастье», а в нем и смысл жизни.

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в " Войне и мире" духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...