Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26. Духовные искания Андрея Болконского в романе-эпопее Толстого «Война и мир». 




Работа писателя над образом потребовала самого напряженного труда, его эволюция такова, что из второстепенного персонажа он превратился в одного из главных героев. В первых набросках к роману Андрей Болконский (А. Б). - блестящий светский молодой человек, в окончательной редакции - интеллектуальный герой с аналитическим складом ума, несущий в романе одну из основных смысловых и философских нагрузок. Образ А. Б. выстраивается на переплетении двух основных начал: внешняя, светская жизнь, служба, карьера - и эволюция внутреннего мира героя. Традиция литературоведения относит А. Б. к числу ищущих героев, представителей духовной аристократии.

Князь А. Б. - сын богатого, знатного и уважаемого светом вельможи екатерининской эпохи, получивший прекрасное воспитание и образование. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной «родовой» чертой, причем его сестра, княжна Марья, отмечает в нем еще и какую-то «гордость мысли», а Пьер Безухое видит в своем друге «способности мечтательного философствования».

Мы знакомимся с А. Б. в салоне Анны Шерер. Андрей хорош собой, он безупреч­но и модно одет, прекрасно владеет французским языком, что в то время счи­талось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он про­износит с ударением на последнем сло­ге, как француз. Андрей — свет­ский человек. В этом смысле он подвер­жен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и ску­ку во взгляде. На его лице мы читаем пре­восходство и самоуверенность. Окружа­ющих он считает ниже себя, а значит и ху­же, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то, что Пьер моложе Андрея, разговарива­ют они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. А. Б. обладает сильной волей, он сдержан и практичен. Его чувство собственного достоинства выходит за рамки привычных представлений, что обнаруживается в столкновении со штабными офицерами из-за Мака, когда А. Б. резко противопоставляет служение общему делу и сугубо личные интересы («или служим, или лакеи»).

На протяжении всего романа Андрей Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы. А. Б. разочарован пустотой светской жизни, ее однообразием и бессмысленностью и томится жаждой деятельности: эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых; Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления(признается Пьеру, что «эта жизнь - не по мне»). Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба: он женат всего лишь полгода, но уже глубоко разочарован в семейной жизни и в своей хорошенькой жене, с которой обращается вежливо, но холодно, как с посторонней женщиной. Ища возможности для приложения своих сил, князь отправляет беременную жену к отцу для того, чтобы ехать в армию, чем вызывает у нее искреннюю обиду. Избалованная, привыкшая к обожанию и поклонению маленькая княгиня, обижена тем, что муж покидает ее в таком положении, хотя имеет возможность блестяще устроить карьеру через ее дядю, став флигель-адъютантом. Но князь Андрей мечтает о настоящей военной карьере, о славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за своё Отечество, жить не может.

В погоне за славой он и отправ­ляется на войну 1805 года. Андрей жаж­дет стать героем. В своих мечтах он ви­дит, как армия попадает в опасное по­ложение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклоне­ния является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Анд­рей хочет быть на него похожим и пыта­ется во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Бол­конский и отправляется на войну. В своих честолюбивых устремлениях, князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу.

Мы ви­дим князя Андрея в Аустерлицком сра­жении. Во время паники на глазах у М. И. Кутузова он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, увлёк в атаку целый батальон, потом пада­ет, получив ранение. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: " Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба". Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое, все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внима­ния. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон со своим мелким тщеславием кажется маленьким и ничтожным обыкновенным человеком. Андрей разочаровывается в своём герое и начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лы­сых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе А. Б. Упоенный жаждой славы, он идеализировал воен­ную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожес­точенные схватки, озлобленные лица лю­дей показали ему настоящий облик вой­ны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.

После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Залогом счастья для него становится семья — жена, любовь к которой вновь возродится в его душе, и будущий сын. Теперь уже он считает свое презрение и холодность к жене жестоким и несправедливым и возвращается с твердым намерением все исправить, но застает жену при смерти и тяжело страдает от вины перед ней, от того, что «оскорбил близкое и дорогое существо, и знаешь, что ничем загладить нельзя... ». После смер­ти жены замыкается в себе, убеждается в несбыточности своих надежд на счастье, даже маленький сын Николушка не приносит ему радости. Болконский живет тихой домашней жизнью, наполненной заботой о сыне и чтобы как-то себя занять, он вводит нов­шества в своей деревне. Духовное со­стояние князя Болконского, его подав­ленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый... » Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько от­далились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «... ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и выс­шее счастье человека состоит в том, что­бы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмо­тря на то, что князю Андрею тогда показа­лись спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. Встреча с Пьером Безуховым выводит из тяжёлого душевного состояния, с этого момен­та начинается возрождение Андрея к жизни. Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. По дороге в Отрадное князь Болконский проезжает через лес, где всё уже зеленело, и видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея: он как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остал­ся только обман. И князь соглаша­ется с дубом: «... да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы зна­ем жизнь, — наша жизнь кончена! ». Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, решил, что ничего ещё не закончилось в 31 год.

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования! » — поду­мал князь Андрей. Но он понимает, что нельзя се­бя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символич­ный дуб «весь преображенный, раски­нувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Он безумно влюбляется в неё, общение с ней пробуждает в герое лучшие, эмоционально-живые чувства, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная весёлая девушка. Но, несмотря на все попытки сближения между ними останется какая-то отчужденность. Не случайно княжна Марья не верит в известие о помолвке брата, а старый князь открыто воспротивился этому браку и требует отсрочки. А для старой графини Ростовой Болконский будет «чужим и страшным для нее человеком» несмотря на искреннее стремление «любить его как сына». Жених так и остается закрыт и таинственен и для самой Наташи, и она не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год.

Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразова­тельных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но постепенно Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его, исчезает недавний интерес к государственным делам: «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше? » В Петербур­ге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись дамским угодником Анатолем Курагиным. Болкон­ский любит Наташу, но слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей изме­ну. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживаю­щую рану.

Чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: " Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу" . В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист.

Болконский заставляет себя забыть о Наташе. Однако война 1812 года пробудила в нём патриотические чувства, и под впечатлением нахлынувших на него чувств он вновь возвращается в армию под начало Кутузова, воюет за спасение своей Отчизны. Участвуя в Отечественной войне, А. Б. сближается с солдатами, отказавшись от штабной службы, чтобы командовать полком.

Накануне Бородинского сражения князь Андрей еще раз встречается с Пьером; он говорит о своих наблюдениях над «духом войска», о его властной, решающей в войне силе.

Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, пони­мает это и Андрей. В сра­жении А. Б. снова получает ра­нение. Теперь он тянется к земле, а не к небу. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Ната­шей. Впервые думает не о себе, а о других – и ему от­крывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более то­го, узнав в окровавленном и рыдающем раненом своего врага Анатоля, он испытает чувство сострадания к нему. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры­лось новое счастье, неотъемлемое от че­ловека... счастье, находящееся вне мате­риальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! ».

Андрей еще раз встречает На­ташу (во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых). Минуты, проведенные с ней, ока­зываются для Андрея самыми счастливы­ми. Но жить ему оставалось очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Ан­дрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Князь умирает не от раны. По всем медицинским показателям он должен был остаться жить. Но герой действительно не может жить, потому, что все его духовные поиски и метания в конечном счете ни к чему не приводят, на протяжении всей жизни он последовательно утрачивает веру в то, что на тот момент кажется ему значимым.. Под влиянием пережитых военных событий, новых мыслей, физических страданий и раскаяния Наташи А. Б. примиряется с ней, однако, поднявшись до прощения, перешагнув через свою оскорбленную гордость, а главное, уяснив, что истинным смыслом жизни является любовь к ближним, он переживает нравственный надлом. После вещего для него сна о безуспешности борьбы со смертью А. Б. постепенно угасает, несмотря на миновавшую физическую опасность; открывшаяся для него истина, движущая «живой человеческой жизнью», выше и больше того, что может вместить его гордая душа.

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-сво­ему. В жизни есть два несчастья: угрызе­ния совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Анд­рей осознал истинное счастье — жить для других.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...