Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 4. Общая характеристика различных подходов к изучению психики в процессе обучения и воспитания (деятельностный, бихевиористский, социального научения, когнитивистский и др.).




Бихевиористская (Э.Торндайк) – Б. продолжали рассматривать психику как нечто замкнутое внутри субъекта, изучение ее считалось возможным при помощи интроспекции.

Поведение трактовалось механистически: St à R. Субъект – пассивное существо.

– полагают, что социальные нормы усваиваются по закону подкрепления. В человеке остается то поведение, которое подкрепляется. Акцентирует поведенческий аспект.

Они предпочитают провозглашать принцип – где можно, там нужно избегать наказания.

!! Рассматривают все феномены психической жизни человека как совокупность актов поведения, которое трактуется широко – как все виды реакций организма на стимулы внешней среды.

Основные идеи:

1) Мышление отождествлялось с речедвигательными актами, эмоции – с физиологическими изменениями внутри организма.

2) Научение – приобретение организмом нового опыта по схеме StàR (принималось за единицу поведения).

3) Выработка новых реакций, лежащих в основе научения, происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна из них не даст положительного результата.

4) Закрепление реакции подчиняется «закону упражнения», т.е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы.

5) Знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующие реакции, и наоборот => используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением модно добиться желаемого поведения.

Законы научения:

1. Закон эффекта: стимул –– способ проб и ошибок ––реакция соответствующая раздражителю –– удовлетворение.

2. Закон упражнения: реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия (в дальнейшем добавил (особенно для Ч.) знание результатов (как сопутствующий момент действия з.эффекта)).

3. Закон готовности – реакция животного зависит от его подготовленности к данному действию («только голодная кошка будет искать пищу»).

+ закон идентичных элементов – перенос навыка осуществляется только при наличии идентичных элементов.

Пед. ракурс:

1. Возможность управления и модификации человеческого поведения в соответствии с заданными извне целями.

2. Воспитание и образование = процесс социального формирования человека – выработка правильных реакций и устранение неправильных при помощи «впечатывания» связей между St и R.

3. Для закрепления правильного поведения используется тренировка.

4. Особое значение – идея «+» и «–» подкрепления той или иной реакции индивида в качестве необходимого фактора формирования поведения (пр: оценки, похвала, наказание и т.п.).

Критика: школа = конвейер для производства индивидов, функционально приспособленных к существованиюв условиях определенной социальной системы, но не рассматриваются: нравственное становление личности, ее внутренние убеждения, ценностные ориентации.

Социальное научение (Бандура А.)

– обратил внимание на то, что часто закрепляется поведение, которое не подкрепляется.

(… почему?)

à теория научения через подражание.

Бандура настаивает на том, что не только среда влияет на поведение, на личность.

Детерминизм имеет рецепрокный характер – предполагает активность самого человека, самой личности.

Играет роль в адекватности человека, самоконтроле и т.д.

Эффекты подражания:

1) Эффект моделирования – тип подражательного поведения, состоящий в научении новым реакциям. Новое поведение усваивается путем подражания.

2) Тормозяще-раскрепощающий эффект – прекращение, торможения или возобновление какого-либо двигательного поведения в результате наблюдения за моделью, которая получает подкрепление или наказание за схожее поведение.

3) Эффект индукции – усвоение или активизация поведения подражанием родственному поведению.

Когнитивный подход – знание понимается как информированность человека, сам же человек выступает как активный преобразователь информации.

Конечный результат познания – изменение опыта субъекта, его восприятия, представлений, и в конечном счете – концептуальной модели мира.

Сам процесс познания – волевое усилие, напряжение внимания, акт категоризации. Все это не деятельность в полном смысле.

Основные идеи:

1) Зависимость поведения индивида от его субъективного представления окружающей действительности – личностного пространства или т.н. когнитивных карт.

2) Анализ преобразования сенсорной информации от момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до осуществления ответа.

3) Вопросы организации знания в памяти субъекта:

–соотношение вербальных и образных представлений,

–структура естественных семантических категорий,

–роль обобщенных структур опыта (схем) в реализации различных видов моторной активности.

4) Каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя.

5) Поведение человека детерминировано его знаниями (=информированность). Сам человек рассматривается как активный преобразователь информации.

Мотивация – результат рассогласования имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.

Педагогический ракурс:

1. В обучении анализу подвергаются все стороны учебного процесса от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе.

2. Иерархически организованная система знаний учащихся, т.н. когнитивная структура. à учет организации знаний в памяти субъекта.

3. Эффективное научение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. à индивидуальный подход.

4. Важное условие обучения – внутренняя мотивация, связанная с познавательным интересом учащихся к изучаемому предмету. à предъявление информации т.о., чтобы имеющихся знаний бло не достаточно для решения задачи => потребность в новых знаниях.

Деятельностный подход.

Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности.

Основные элементы: мотивы (мотивированная деятельность), цели (целенаправленные действия, автоматизированные компоненты этих действий), средства.

Основные идеи:

1) Протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления.

2) На основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

3) Деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей.

4) На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.

Пед. ракурс:

1.Применение принципа интериоризации.

2.Ориентация на ведущий вид деятельности в организации процесса обучения и воспитания.

3.Ориентация на ЗБР (в РО).

Факторный подход («формально деятельностный») – анализируя учение, исследователи не рассматривают сам процесс формирования ЗУНов, а определяют характер влияния его на результат тех или иных условий. Исследователь изучает самого субъекта учения.

Функциональный подход – исследует ощущения, восприятие, память, мышление и др. как самостоятельные процессы, вне той деятельности, которую они обслуживают.

Ассоциативная теория (Дж.Локк) – все объясняется первичными ощущениями и ассоциацией вызываемых ими представлений или идей.

Д.Гартли: Внешнее воздействие вызывает ответное действие нервной ткани, в которой возникают большие или малые вибрации. Однажды возникнув малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новое влияние. Благодаря этому организм становится обучающейся системой, имеющей соответствующую историю. Основа обучаемости – память (общее фундаментальное свойство НС).

Дж.Ст.Миллер: Наши идеи (представления) зарождаются и существуют в том порядке, в каком существовали ощущения, с которых они – копия. Гл.закон – ассоциация идей.

Причин ассоциаций: 1) живость ассоциированных ощущений и 2) частое повторение ассоциаций.

Основные законы формирования ассоциаций: по сходству, по смежности (совпадение по месту или времени), причинно-следственные ассоциации.

Вторичные законы: длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность во времени.

Эти законы = перечень условий лучшего запоминания.

Научение (зд.) – приобретение и сохранение какого-либо навыка.

Психоаналитическая концепция воспитания – воспитание через отождествление.

По Фрейду социальные нормы усваиваются по принципу удовольствия. Акцентируется аффективная сторона воспитания.

Билет 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...