Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 6. Научение. Виды научения (по особенностям организации и по содержанию).




Научение.

Все поведение человека можно разделить на 2 группы: врожденное и приобретенное – которое в ходе развития человека меняется местами, т.е. на ранних этапах развития доминирует врожденное, а в последствии – приобретенное оведение.

Врожденное – безусловные рефлексы, которые позволяют выживать с первых моментов жизни.

Приобретенное – появляется в ходе взаимодействия со средой, т.е. в результате научения.

Адаптационные способности более сложных видов связаны со все более сложными типами и видами приобретенного опыта, со способностью его усваивать.

Научение – результат и процесс приобретения индивидуального опыта в ходе взаимодействия со средой. Главный критерий – отсутствие генетической заданности.

Учение и научение.

Учение – это научение человека.

Признаки учения:

– есть только у человека;

– акцент на приобретении СКО (именно на субъектную составляющую, т.е. «Я учусь»).

Учение зависит от определенного типа внешних условий или опыта. Предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.

Научение – должно сопровождаться относительно постоянными изменениями в поведении. Это процесс, о наличии которого мы можем судить по изменениям в выполнении действий. Это внутренний процесс, который невозможно непосредственно наблюдать со стороны.

Научение осуществляется через упражнения или опыт. Оно может проходить спонтанно, без особого желания учиться.

М.б. Произвольное – направлено к определенной цели; Непроизвольное – приобретение ЗУНов, когда мы не собирается этого делать.

Учение – это изменение в характеристике или способностях в течение некоторого промежутка времени. Эти изменения нельзя приписывать только процессу взросления.

Виды научения.

II. по особенностям организации:

1. Стихийное научение – нет специальной цели и организации. Происходит в игре, труде, общнии. = непроизвольное научение.

«+»:

1) преобладает внутренняя мотивация, субъектная активность.

2) научение идет играючи, очень легко.

3) нет проблем мотивации и психологического сопротивления.

4) очень прочное (даже на уровне б\с).

«–»:

1) бессистемность.

2) пропуск сензитивных периодов

3) для усвоения некоторой сиситемы знаний надо значительно больше времени.

4) теоретические знания т.о. не усваиваются.

5) эгоистический стиль научения (проблемы произвольности: не хочу – не буду).

2. Специально организованное обучение – есть цель, специалисты, специальные задания, и т.д.

«+»:

1) системное обучение.

2) учитываются сензитивные периоды.

3) знания даются в определенной системе.

4) легко усваиваются теоретические знания.

5) не возникает проблемы произвольности в поведении (надо).

«–»:

1) может отсутствовать внутренняя мотивация.

2) может идти с трудностями.

3) может возникнуть психологическое сопротивление.

III. по содержанию:

1. Сенсорное – научение видению, слышанию, чувствованию.

2. Моторное – научение сложным движениям, сложным двигательным актам.

3. Понятийное – научение с помощью усвоения знаковых и понятийных систем.
Билет 10. Учебная мотивация и ее структура.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. Она определяется рядом факторов:

1. Образовательная система/учреждение, где осуществляется УД.

2. Организация образовательного процесса.

3. Субъектные особенности обучающегося (пол, возраст, с\о и т.п.).

4. Субъектные особенности педагога и система его отношений к ученику.

5. Специфика учебного предмета.

УМ системна: характеризуется направенностью, устойчивостью, динамичностью.

Побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учеником активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы (они постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом).

Факторы мотивации учения (Розенфельд): Обучение…

1. …ради обучения без удовольствия от деятельности;

2. …без личных интересов и выгод;

3. …для социальной идентификации;

4. …ради успеха или боязни неудач;

5. …по принуждению или под давлением;

6. …,основанное на моральных нормах;

7. …для достижения цели в обыденной жизни;

8. …, основанное на социальных целях, интересах, ценностях.

На основе этих факторов К.Вепсяляйнен выделил «Мотивационные типы»:

1. Хорошая успеваемость, сочетание чувства долга и ответственности с зависимостью от авторитетов.

2. Принятие образования как значимого фактора, отсутствие специальных интересов и низкая мотивация к достижениям в школе.

3. Зависимость от авторитетов, отсутствие чувства долга.

4. Стремление к достижениям в школе, нет чувства долга, ответственности и боязни неудач.

5. Сочетание стремления к успеху, боязни неудач с чувством долга и ответственности.

* Особенностью мотивации младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Велика социальная мотивация учебной деятельности (не может поддерживать в течение долгого времени учебную работу), чувство долга.

Также мотивационную роль играют получаемые отметки.

школьников средних классов мотивация во многом связана со стойкими интересами к определенному предмету.

*Основным мотивом в старших классах является подготовка к профессиональной жизни.

Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения.

Итак, учебная мотивация определяется совокупностью побудителей к УД. Она является своеобразным ключем к успешности и аспектам развития.

Структура учебной мотивации:

I. положительные мотивы –– позитивная мотивация – деятельность приносит удовлетворение и ученик стремится к самоактуализации и самореализации.

1. Внутренняя – бескорыстный интерес самого ученика. Основа всей внутренней мотивации – познавательная потребность.

содержательная сторона

1) Любопытство – недифференированный интерес к любой новизне.

2) Любознательность – недифференцированный интерес к знаниям.

3) Познавательный интерес – дифференцированный интерес к чему-либо. Всегда связан с положительными эмоциями.

процессуальная сторона

1) интерес к репродукции – доскональное копирование какого-то действия.

2) Интерес к поиску – стремление узнать что-то новое.

3) Интерес к творчеству.

2. Внешняя/мотивация достижения/социальная мотивация – в основе всех внешних мотивов – социальная потребность.

– широкие социальные мотивы;

– мотив вознаграждения;

– соревновательный мотив.

II. отрицательная мотивация –– неприятие деятельности – деятельность выполняется из-за страха, по принуждению и т.п. (эта мотивация имеет кратковременный эффект).

В идеале – между всеми этими мотивами должна быть гармония.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...